6, 7, 8, 9 марта в Большом театре, на Новой сцене будет показана «Русалка» Антонина Дворжака в премьерной постановке Тимофея Кулябина. В последние годы по отношению к этой опере возникла тенденция, которую можно сформулировать так: «меньше сказки, больше жизни – как бы страшна она ни была». Так, в спектакле Мартина Кушея (2010, Баварская опера, Русалка — Кристине Ополайс) вместо сказки рассказывается криминально-социальная история, где месяц превращен в круглый неоновый светильник, а природный водоем заменен аквариумом. Но благодаря магии Мартина и невероятному артистизму Кристины в этой истории сохраняется трепет, нежность, поэзия. Что предложит Тимофей Кулябин?
В интервью журналу «Театр» постановщик легкими штрихами обозначил концепцию спектакля: «Довольно сложная задача передо мной стояла, и вот почему. И в опере, и в драме я делаю истории про сегодня, мои герои существуют в той реальности, которая вокруг нас. С «Русалкой», как вы понимаете, возникла проблема: львиная доля персонажей — сказочные герои. Это сказочные миры. На улице таких не встретишь. Моя главная задача была — найти в современном мире и обстоятельства и ситуации, где бы такие герои могли оставаться собой — Русалкой, Водяным, Бабой Ягой…». Что ж, представить пару ситуаций, где можно быть Бабой Ягой, и только ею, не так уж трудно. С другими сказочными героями – интереснее и непонятнее. Это и любит Тимофей. Еще он обещает несколько перевертышей. Что это будет – образы или ситуации, — узнаем в марте. Чуть раньше станут известны имена исполнителей главных партий. За музыкальную часть постановки отвечает маэстро Айнарс Рубикис.
31 марта в «Ла Скала» начинается серия показов премьеры сезона — «Манон Леско» Пуччини. Режиссер-постановщик — Дэвид Пунтни, дирижер-постановщик – Риккардо Шайи. В прошлом году Пунтни поставил в Teatro alla Scala редко исполняемую оперу «Франческо да Римини» Риккардо Дзандонаи. И вот снова спектакль о двух несчастных влюбленных и о том, что любовь все же сильнее смерти.
Когда Пуччини создавал «Манон», опера Массне на тот же сюжет уже с успехом шла в театрах. Но его это не смущало. Пуччини понимал, как сильно его героиня отличается от Манон Массне: «Его Манон — француженка, это пудра и менуэт; моя итальянка, то есть страсть и отчаяние», — пояснял он. Страстность Пуччини очень близка маэстро Шайи, поставившего и записавшего многие его оперные шедевры. Кстати, Дэвид Паунтни готовит свои решения, работая с партитурой. Поэтому, имея такого посредника, как партитура, двум постановщикам будет нетрудно договориться о концепции в целом и о каждом ее нюансе.
В официальном анонсе театра особо подчеркивается, что в основе новой постановки – первая редакция «Манон», премьера которой состоялась в Турине в 1893 году, а не версия, подготовленная Пуччини специально для Teatro alla Scala в 1922 году (дирижером-постановщиком был тогда легендарный Артуро Тосканини).
В главных партиях выступят: Марсело Альварес, Роберто Ароника (де Грие), Мария Хосе Сири (Манон), Карло Лепоре (Жеронт), Массимо Каваллетти (Леско).
12, 14, 17 марта в «Ла Скала» пройдут последние в этом сезоне показы «Травиаты» в постановке Лилианы Кавани. В главных партиях – Соня Йончева (Виолетта), Франческо Мели (Альфред), Пласидо Доминго (Жермон). За дирижерским пультом — Марко Армильято. (Доминго сказал ему на одном из гала: «Ты из тех немногих дирижеров, которые понимают, что мы, певцы, живые люди».)
Спектакль создан режиссером в традиционной системе координат: с любовью и состраданием к героине, с преклонением перед музыкой Верди. Это почти академический спектакль с историческими костюмами, элегантными интерьерами, а главное – с характерами и отношениями, соответствующими музыкальной драматургии оперы. Сейчас красота на сцене считается едва ли не дурным тоном. После спектакля Кавани легко понять подоплеку этого тренда: режиссеры просто стесняются, боятся или не умеют быть красивыми.
Этим летом Доминго спел партию Жермона в Санкт-Петербурге. «Не покидало ощущение, будто он в партии Жермона играет постаревшего Альфреда, ставшего отцом», — такую любопытную психологическую деталь отметил критик Владимир Дудин.
Доминго – если не единственный, то один из немногих певцов, которые, создав эталонный образ Альфреда, предлагают образцовую интерпретацию партию Жермона. Неприветливые критики, оценивая выступления Доминго в баритоновом репертуаре, утверждают: «Он поет, как тенор». Но таким утверждением невозможно обидеть ни Пласидо, ни его поклонников. Баритон, поющий как великий тенор Доминго, — это редкость. Так что в данном случае вместо претензии получился комплимент, точно отражающий достоинства личности.
22, 25, 29 марта в Венской опере Пласидо Доминго исполнит заглавную партию в опере Верди «Симон Бокканегра». Это спектакль Петера Штайна с рельефно обрисованными конфликтами, с лаконичными и точными мизансценами. Режиссер не пытается создать современный антураж: ему важнее пульс действия — активный, нервный.
В партии главного героя, дожа Генуи, столько по-шекспировски ярких, сложных моментов, что хватило бы, пожалуй, на целую оперную трилогию – так расточителен Верди в этом сочинении. Возьмем, к примеру, сцену, в которой Симон узнает, что возлюбленный его дочери Амелии – его политический противник, Габриель Адорно. А позднее дож поймет, что тот, кого бы он сам хотел видеть ее мужем, — предатель и убийца. В финальной сцене концентрация драматических элементов и вовсе достигает предельно допустимого уровня. Композитор, не обладавший талантом Верди, просто бы опустил руки, а великий итальянский маэстро – напротив: расправил крылья.
Партия Симона особенно «идет» Доминго потому, что она кроме драматической мощи требует той страстной нежности, трепетности, которой обычно ждут от тенора.
Партии друзей и недругов Симона исполняют: Квангчул Юн, (Фиеско, сначала враг, потом друг), Франческо Мели (Габриэль Адорно, сначала враг, потом друг и преемник), Элеонора Буратто (Амелия, дочь и самый верный друг).
За дирижерским пультом – Филипп Оген.
21, 24, 29 марта в «Ковент-Гарден» пройдут показы «Силы судьбы» Верди с Анной Нетребко партии Леоноры. К донне Леоноре в «La forza del destino» певица шла довольно долго: одна из самых сложных вердиевских партий появилась в ее репертуаре уже после Леоноры в «Трубадуре», Аиды, леди Макбет. На данный момент опыт проживания крайне напряженных сценических ситуации, когда вокруг погибших больше, чем живых, а воздух пропитан ядом ненависти и мести, у Анны огромен. В «Силе судьбы» к нему придется добавить немного нежности и много беззащитности. Но создание сложных сочетаний – конек певицы.
Оперы Верди, с морями страстей и историко-политическим бурями, нередко оказываются объектами мощнейших режиссерских рефлексий. Людмила Монастырская, часто выступающая в одних постановках с Анной, рассказывала, что ее героине в «Силе судьбы» чуть было не пришлось рожать на сцене: к счастью, дирижер вовремя остановил режиссера.
Кристоф Лой, который осуществляет постановку «Силы» в «Ковент-Гарден», не пурист, но от подобных крайностей обычно воздерживается. Он умеет совместить исторические костюмы и острые психологические решения. В анонсе сообщается: «Красочная и зрелищная постановка Кристофа Лоя отражает калейдоскопическую сущность вердиевской оперы».
В спектаклях 21 и 24 марта партии исполняют: Анна Нетребко (донна Леонора), Йонас Кауфман (дон Альваро), Людовик Тезье (дон Карлос ди Варгас), Ферручо Фурланетто (падре Гвардиано). В спектакле 29 марта партию Альваро исполнит Юсиф Эйвазов, а в партии его соперника (и брата Леоноры) выступит Кристофер Мальтман.
Все три вечера за дирижерским пультом – маэстро Антонио Паппано.
Алевтина Бояринцева