Опера Бастилия
3, 6, 9, 12 мая парижская Опера Бастилия покажет «Адриану Лекуврер» Франческо Чилеа, современника Пуччини и Леонкавалло. Главная героиня оперы – историческое лицо, актриса театра Французской комедии Адриана Лекуврер (1692-1730), прославившаяся исполнением ролей в трагедиях Расина. В числе ее друзей был король Людовик XV, в числе поклонников – Вольтер, в чьей трагедии «Эдип» она сыграла свою последнюю роль. Адриана умерла на руках Вольтера, и он посвятил ей «Элегию на смерть мадемуазель Лекуврер», выступив против церкви, запретившей хоронить комедиантку на кладбище.
В основе либретто – полуправда-полулегенда о многолетней связи Адрианы и курфюрста Мориса Саксонского, вызвавшая ревность принцессы де Буйон. Театр, любовная интрига, политика, трагедия – мимо такого сюжета невозможно было пройти! В 1849 году Эжен Скриб и Эрнест Легуве создали суперуспешную пьесу «Адриана Лекуврер», а в 1902 появилось ее оперное воплощение.
Единственная регулярно исполняемая сегодня опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» выглядит на общем веристском фоне одной из наименее кровавых. Композитора больше интересовали не разрушительные, а созидательные страсти – партитура дышит любовью всех оттенков. Плещущаяся мощными волнами музыка, нежная и волнующая, наполнена страстным томлением и красивейшими ариями.
В постановке Дэвида Маквикара детально воссоздан мир барочного театра – на таких же подмостках 300 лет назад блистала настоящая Адриана. Барочный балет, камзолы и кринолины, блеск дворцов и проза театрального закулисья – спектакль сочетает в себе роскошь классической гранд-опера и драматическую подлинность.
Образ трагической актрисы XVIII века, блистательной дивы, живущей ради искусства и любви, всегда притягательным для див последующих эпох. В 1913 году в немом кинофильме ее роль играла Сара Бернар, в опере ее партию пела Монсеррат Кабалье. В спектаклях Парижской оперы эту роль исполнят современные примадонны: 3 и 6 мая будет петь Анна Нетребко, 9 и 12 мая – Елена Стихина. Партию Мориса Саксонского исполнит Юсиф Эйвазов. В партии Принцессы де Буйон – Екатерина Семенчук.
Дирижер постановки – Джакомо Сагрипанти, молодой, но уже признанный интерпретатор белькантового репертуара, известный московской публике по спектаклям Большого театра «Дон Карлос» и «Бал-маскарад».
5, 10, 15, 19 и 27 мая над сценой Оперы Бастилия пронесутся яростные девы-воительницы – грядет премьера оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера. Это вторая часть новой постановки тетралогии «Кольцо Нибелунга», созданной для Парижской оперы режиссером Каликсто Биейто.
«Валькирия» – самая знаменитая часть тетралогии Вагнера, и вопреки замыслу автора, ее часто ставили отдельно от остальных опер. Она же – обладательница самого узнаваемого фрагмента из Вагнера. «Полет валькирий», восьмиминутный музыкальный эпизод, предваряющий третий акт оперы, известен даже тем, кто никогда не слышал имя автора.
Многослойный сюжет с постепенным раскрытием тайн героев, подложными именами и неожиданно обретенными родственниками вырастает из скандинавской мифологии. Если «Золото Рейна» повествует о делах божественных, то следующая за ним «Валькирия» связана с миром людей. Потухающий очаг Хундинга и Зиглинды, ее внезапная страсть к страннику-Зигмунду, неподчинение валькирии Брунгильды божественному отцу – во всех эпизодах отражается вагнеровская идея о любви, которая перерастает все земные и небесные пределы.
Титаническая мощь вагнеровской музыки требует незаурядных голосов и драматического таланта, так что Парижская опера привлекла лучшие силы современной сцены. В роли Зигмунда выступит великолепный Йонас Кауфман, в роли Зиглинды роскошная голландская певица Эва-Мария Вестбрук. Эту блистательную пару многие помнят по знаменитой постановке Робера Лепажа в Метрополитен Опера.
В роли Хундинга выступит магнетический канадский бас-баритон Джон Релиа, потомственный певец с глубоким насыщенным тембром, воплотивший на сцене множество обаятельных и опасных персонажей. Партию Вотана исполнит знаменитый баритон Иэн Патерсон, частый гость вагнеровского фестиваля в Байройте, сыгравший ключевых персонажей почти всех опер Вагнера – Вотан, Курвенал, Амфортас, Ганс Сакс, Летучий Голландец. В роли супруги Вотана Фрики – Екатерина Губанова, одна из наиболее успешных российских меццо-сопрано своего поколения, совершившая международный прорыв в роли Брангены из «Тристана и Изольды» на сцене Парижской оперы.
В роли валькирии Брунгильды – австрийская сопрано Мартина Серафин, статная и царственная обладательница мощного голоса с богатой тембровой палитрой, известная ролями в операх Моцарта, Верди, Пуччини и Вагнера.
Дирижировать постановкой будет Филипп Жордан.
Венская опера
3, 7 и 10 мая Венская опера покажет «Вильгельма Телля» Джоаккино Россини. Последнее оперное творение итальянского гения синтезировало лучшие стороны его дарования – неукротимый романтический дух сочетается с тонким лиризмом, итальянская напевность с народными швейцарскими мелодиями. Увертюра к «Вильгельму Теллю» – самая известная оркестровая музыка из всей, что включается в программы симфонических концертов, когда хотят исполнить симфонические отрывки из опер.
Сюжет оперы связан с именем легендарного швейцарского патриота XIV века. Первоосновой «Вильгельма Телля» Россини послужила одноименная драма великого немецкого поэта Ф. Шиллера. В период политических волнений 1830-х годов эта опера в некоторых странах считалась опасной из-за своего революционного духа, поэтому при ее постановках вносились изменения в либретто и даже в название. Так, в Милане опера называлась «Гульельмо Валлаце» (то есть шотландец Уильям Воллэйс), в Риме – «Родольфо ди Стерлинга», в Лондоне и Берлине – «Андреас Хофер», а в Петербурге – «Карл Смелый».
Венская опера покажет «Вильгельма Телля» в постановке мэтра британской оперы Дэвида Паунтни, командора ордена Британской империи и кавалера французского ордена Искусств и литературы. В заглавной партии выступит артистичный Кристофер Мальтман, в сложнейшей партии Арнольда – Хуан Диего Флорес. В роли Гесслера – Адам Плачетка. В роли Матильды – Ольга Перетятько.
За дирижерским пультом – маэстро Микеле Мариотти.
Баварская опера
30 апреля и 3, 6, 10 мая в Баварской опере можно будет увидеть оперу «Дон Карлос» Джузеппе Верди, основанную на драме Фридриха Шиллера. Богатая, сложно устроенная и насыщенная музыка зрелого Верди напоминает грандиозную фреску. На фоне политических распрей и религиозного фанатизма испанского двора разворачивается конфликт отцов и детей и бурные истории трагической любви.
В переписке с издателем своих нот, Джулио Рикорди, Верди отмечал, что эта великолепная по форме и чувствам драма, по сути – вымысел. Реальный испанский инфант Дон Карлос был горбатым неуравновешенным холериком, который никогда не имел любовной связи с Елизаветой Валуа. Благородный маркиз ди Поза – полностью выдуманный персонаж, а король Филипп был не столь мягок. Но на то и существует искусство, чтобы творить реальность по своим законам, создавая высшую художественную правду. После парижской премьеры в 1867 году Джоаккино Россини сказал, что Верди – единственный, кому оказалось под силу написать «большую оперу».
«Дон Карлос» сложен для сценического воплощения, поскольку требует большого состава первоклассных певцов. Для постановки нужны не только традиционные ведущее сопрано, контральто, тенор, баритон и бас, но такой же extra бас и extra колоратурное сопрано – все шесть основных партий играют ведущую роль в развитии сюжета и в музыкальном материале.
В спектакле Баварской оперы партию короля Филиппа исполнит прославленный бас Ильдар Абдразаков. В роли Дона Карлоса – Чарльз Кастроново из нового поколения американских звезд-теноров. В роли Родриго – один из лучших вердиевских баритонов Людовик Тезье. В роли Елизаветы Валуа – Аня Хартерос, сопрано с объемным теплым голосом и видом кроткого ангела. В роли принцессы Эболи – обольстительная и опасная меццо Элина Гаранча.
Режиссер постановки Юрген Розе, музыкальный руководитель и дирижер – пламенный Андреа Баттистони.
Голландская национальная опера
2, 6, 10, 13, 17, 20 мая Голландская национальная опера покажет «Женщину без тени» Рихарда Штрауса.
На создание этой оперы Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя вдохновила «Волшебная флейта» Моцарта – сказка, наполненная глубоким философским смыслом. Бездетная Императрица сказочной страны отправляется в мир людей в поисках своей человеческой и женской сущности. В либретто причудливо переплетаются мотивы сказок Карло Гоцци, символизм и восточный фольклор, облеченные Рихардом Штраусом в сложную и красочную музыкальную ткань.
Для музыкального руководителя постановки – Марка Альбрехта – «Женщина без тени» имеет особое значение. С огромным успехом продирижировав этой оперой в 2008 году, он стал главным дирижером Национальной оперы Нидерландов и Нидерландского филармонического оркестра. Обращение к этой опере в нынешнем сезоне замыкает круг – оно станет прощанием Марка Альбрехта с должностью главного дирижера.
В роли Императрицы выступит яростная и хрупкая Эльза ван ден Хевер, в роли Императора – Эй Джей Глюкерт. Австрийский баритон Йозеф Вагнер дебютирует в роли красильщика Барака.
Режиссер постановки – «первая леди» европейской сцены – Кэти Митчелл. Ее фирменный стиль – глубокое психологическое исследование женской природы и зрелищная визуальная полифония на сцене.
Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
14, 15 и 16 мая Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представит премьеру оперы «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера – шедевр раннего романтизма, положивший начало формированию немецкой национальной оперы. В основе сюжета – германская легенда о заколдованных пулях, храбром охотнике и любви.
Премьера оперы в 1821 стала для современников настоящим откровением, вскоре после нее «Вольный стрелок», переведенный на двадцать языков, обошел весь мир. Известный поэт и теоретик романтизма Эрнест Теодор Амадей Гофман писал: «Этим новым большим произведением композитор воздвиг себе памятник, который создаст эпоху в истории немецкой оперы…».
Постановка в МАМТе тоже станет прорывным начинанием, поскольку в России «Вольный стрелок» почти не ставился. Новую постановку осуществит художественный руководитель оперы МАМТа Александр Титель.
Александр Титель: «Я очарован наивной красотой и свежестью этой музыки. Для меня эта опера – младшая сестра «Волшебной флейты» Моцарта и старшая сестра «Руслана и Людмилы» Глинки. Все эти оперы связаны между собой: их лейтмотив, помимо волшебства и потусторонних сил, – становление молодого человека через преодоление серьезных препятствий, как физических, так и морально-этических. Есть мотив искушения и преодоления – но, в отличие от Руслана и Тамино, Макс не смог самостоятельно преодолеть искушение – его спас Отшельник, представляющий у Вебера силу веры в Бога. От убийства невесты и неизбежного ада Макса спасает… Чудо. Музыкой Вебера восхищались Гофман, Лист, Вагнер, Чайковский. Я подумал, что эта история – наивная, романтичная, захватывающая – ничем не хуже, а может, даже и лучше, чем те блокбастеры, пользующиеся таким успехом, – «Властелин колец» или «Игра престолов». Мне хочется, чтобы эта история, благодаря постановочным идеям и средствам, стала доступной и привлекательной для молодой публики и, таким образом, привела их к опере как жанру».
В качестве музыкального руководителя приглашен французский дирижер Фабрис Боллон, уже сотрудничавший с МАМТом при постановке «Тангейзера» в 2013 году.
Партии репетируют: Граф Оттокар – Андрей Батуркин, Станислав Ли. Куно – Роман Улыбин, Станислав Черненков. Агата – Елена Безгодкова, Мария Макеева, Анастасия Черноволос. Анхен – Евгения Афанасьева, Мария Пахарь. Каспар – Игорь Коростылёв, Максим Орлов. Макс – Чингис Аюшеев, Владимир Дмитрук, Кирилл Матвеев. Пустынник – Феликс Кудрявцев, Максим Осокин. Килиан – Дмитрий Кондратков, Илья Павлов
Большой театр
24 мая на Исторической сцене Большого театра состоится премьера оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» в концертном исполнении. Либретто оперы опирается на две пьесы – «Генрих восьмой, или Анна Болейн» Пиндемонте и «Анна Болейн» Пеполи. Эти литературные источники написаны по реальной биографии второй жены Генриха восьмого.
Премьера оперы с блеском прошла в конце декабря 1830-го года на сцене Миланского театра «Каркано». Новый оперный спектакль понравился не только публике, но и критикам. Михаил Иванович Глинка, присутствовавший на премьере, по его словам «утопал в восторге»; особенное впечатление произвела на него финальная сцена сумасшествия героини.
Захватывающий и живой сюжет, красота классической «королевской оперы», блистательные арии – все это обеспечило Доницетти мировое признание.
Дирижировать исполнением оперы в Большом театре будет Туган Сохиев, состав исполнителей будет объявлен позже.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»
При использовании материала ссылка на источник обязательна