Оперная афиша мая: Вена, Париж, Берлин, Санкт-Петербург, Москва

1, 4, 9, 12, 16 мая Венская опера приглашает на «Риголетто» в постановке Пьера Оди. Главную женскую партию исполнит наша хрупкая Аида Гарифуллина. Cпектакль, поставленный в 2014 году, стал дебютом Оди в Штаатсопер. Каким он увидел главного героя? Риголетто стал для режиссера и жертвой, и преступником: «Некоторые вещи сделали его хуже, другие раскрыли в нем очень чуткого человека. Сложный характер!», – пояснял режиссер перед премьерой. Принципиально важны здесь слова о чуткости, эмпатии, поскольку для спектакля в целом тема безразличия – едва ли не ключевая.

Какой стала Джильда в постановке Оди? Жертвой, и только жертвой. Но, если можно так выразиться, жертвой счастливой. Она живет в доме отца не просто взаперти, а комнатке-клетке, и встреча с герцогом для нее – встреча с жизнью, которая до того была не доступна. Очень точно охарактеризовала венскую постановку обозреватель Мария Усеинова: «максимум эффекта при минимуме средств». Уточним лишь: эффект не визуально-поверхностный, а образно-смысловой, и средства не скупы (это спектакль динамичный, костюмный), а точны.

В майских показах на сцену Wiener Staatsoper выйдут: Джозеф Каллея (герцог Мантуанский), Кристофер Мальтман (Риголетто), Аида Гарифуллина (Джильда), Спарафучиле – Йонгмин Парк, Маддалена – Надя Крастева. За дирижерским пультом – Джампаоло Мария Бизанти.

20, 24, 28 и 31 мая в Венской опере дают «Андре Шенье» Джордано. Это один из немногих оперных спектаклей, ради которого меломаны ездят в Европу: в России он все еще в диковинку. Это очень зрелищная, экспрессивная опера, посвященная полыхающему в революционном огне Парижу. Жирондисты, шпионы Робеспьера, доносы, революционный трибунал – таковы реалии спектакля. Но, как это часто бывает, все социально-исторических перипетий затмевает любовь. Революционный поэт Андре Шенье и бывшая аристократка Мадлен де Куаньи несут свою любовь, как знамя. И это чувство так сильно и прекрасно, что даже завистник-ревнивец Жерар – бывший лакей, нынешний лидер Революции – сдается.

В заглавной партии выступит Юсиф Эйвазов. Любителям оперы памятен его Андре на открытии сезона в «Ла Скала» в 2017 году. Андре Шенье – один из самых любимых его оперных героев: «Мне нравятся именно такие мужественные герои с интересными судьбами. <…> Все эти особенности имеются и у Шенье. Он интеллигент, свободолюбивый, честный, бесстрашный, прямолинейный». Партию Мадлен де Куаньи поет Анна Нетребко. Отзываясь на одно из концертных исполнений арии «La mamma morta» (драматичного монолога Мадлен), критик Владимир Дудин заметил, что в ней певица «с блеском продемонстрировала то, за что ее любят во всем мире: эмоциональную щедрость, артистическую свободу без регламента и нормативов, пламенеющее сердце и жертвенность». В партии главного, хотя и раскаивающегося после времени, злодея Шарля Жерара выступит Марко Вратонья.

В Вене «Андре Шенье» идет в классической – и по художественному уровню, и по стилю режиссерской работы – постановке Отто Шенка. За дирижерским пультом – Марко Армильято.

16, 19, 22, 25 и 29 мая Парижская опера – Opéra national de Paris – приглашает на «Тоску» с Аней Хартерос, Мартиной Серафин, Йонасом Кауфманом, Желько Лучичем и Лукой Сальси. Заглавную партию 29 мая исполнит Мартина Серафин, в первые четыре вечера – Аня Хартерос. Обе певицы начинали в легком репертуаре (Мартина – и «вовсе» в оперетте), а сегодня являются блистательными исполнительницами партии Флории Тоски. Может быть, Тоска Ани более драматична, экспрессивна, а Тоска Мартины – чуть нежнее. Очень интересно будет наблюдать, как меняется Кауфман-Каварадосси, выступая с разными партнершами. Певец давно уже доказал, что он не только вагнеровский певец: страсти по-итальянски ему столь же близки и понятны, как и философско-символические глубины вагнеровских драм. Первые четыре вечера в партии барона Скарпиа выступает Желько Лучич, а 29 мая на сцену выйдет Лука Сальси.

Кстати, спектакль, поставленный Пьером Оди, имеет весьма интересные стилевые черты. Все пространство сцены, если можно так сказать, интеллектуализировано. Конечно, там есть и вполне бытовые атрибуты (мягкая мебель, свечи, подсвечники). Но важнее не они, а крест-символ, странноватая «раскадровка» сложных сцен. Вообще, в спектакле при всей его понятности, «костюмности», есть немало элементов, вдохновленных интеллектуальным кинематографом ХХ века. И высокая трагическая нота в постановке звучит гораздо ярче мелодраматических восклицаний.

Все пять вечеров за дирижерским пультом – Дан Эттингер.

23, 26, 30 мая в Берлинской государственной опере – Die Staatsoper Unter den Linden in Berlin – пройдут показы «Макбета» с Пласидо Доминго и Екатериной Семенчук в партиях властолюбивых супругов.

Еще не все меломаны привыкли к новым партиям в репертуаре Екатерины. Леди Макбет традиционно поют сопрано, но певица решилась на этот опыт, не считая его рискованным: «Я пою своим голосом то, что я могу спеть, и то, что мне интересно. Существует тонкая грань между голосами. Многие басы поют партии баритона и наоборот, и даже есть понятие “бас-баритон”. Почему же тогда не может быть меццо-сопрано, которая поет некоторые сопрановые роли?» К решению спеть леди Макбет Екатерина пришла после «кровавой» в тесситурном отношении партии Джейн Сеймур в «Анне Болейн» Доницетти – с головокружительными верхами, колоратурами. Важным доводом в пользу серьезного репертуарного решения стала возможность почувствовать себя драматической актрисой: «Мне очень хотелось читать письмо леди Макбет, которое именно декламируется», – признается певица.

Эта партия уже была исполнена (сыграна!) Екатериной Семенчук в Валенсии и Лос-Анджелесе. В обеих постановках ее партнером был Пласидо Доминго. Ему уже знакома берлинская версия «Макбета», созданная в прошлом сезоне Гарри Купфером: тогда на премьере Доминго разделил артистический триумф с Анной Нетребко – одной из самых глубоких и ярких леди современного оперного театра. В очень умном, сильном спектакле Купфера много решений, о которых стоило бы рассказать подробно, но остановимся на двух главных: во-первых, режиссер, исследуя зло, порицает его, а во-вторых, все, что происходит на сцене, рождено музыкой. У Купфера нет исторического соответствия либретто (все весьма современно), но есть абсолютное психологическое соответствие партитуре Верди.

В партии несчастного Банко выступит Рене Папе, в партии Макдуфа, остановившего череду убийств, – Фабио Сартори. Музыкальный руководитель постановки – Даниэль Баренбойм.

27 мая в Мариинском театре в рамках масштабного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» будет дан «Аттила» Верди. В заглавной партии – Ильдар Абдразаков. Партию Эцио исполнит Роман Бурденко, Форесто – Отар Джорджикия. Имя исполнительницы партии Одабеллы будет объявлено позднее.

История Аттилы-завоевателя была популярна в Европе XIX века. Известно, что Бетховен рассматривал этот сюжет как основу для своей оперы. Это могла бы получиться мощная музыкальная драма. Верди создал не столько историю покорения и завоевания, сколько панораму ярких характеров. Арии главных героев превращаются в развернутые монологи-картины, а ансамбли – в диалоги-противоборства.

Для Ильдара Абдразакова Аттила – одна из самых счастливых партий: с ней связаны триумфальные выступления на сцене ведущих театров мира. История варвара и сегодня, когда он поет ее уже порядка 20 лет, увлекает певца. Увлекает настолько, что именно с «Аттилой» Верди Ильдар дебютирует как режиссер: в апреле премьера его постановки пройдет в его родной Уфе.

В Мариинском театре «Аттила» идет в постановке Артуро Гамы. Может показаться невероятным, но это первая в России постановка оперы Верди. Спектакль, созданный в 2010 году, не имел цели эпатировать публику. Режиссер, по его собственному признанию, не захотел «превращать Аттилу в Гитлера»: «В каждой стране были свои тираны, свои диктаторы, так что каждый сможет увидеть в этой постановке нечто свое», – объяснил постановщик свой отказ от популярной идеи актуализации оперного произведения.

15, 16, 17, 18, 19 мая в Большом театре покажут «Евгения Онегина» в постановке Евгения Арье. Музыкальный руководитель спектакля – Туган Сохиев.

Не будет преувеличением сказать, что «Онегин» относится к числу самых долгожданных премьер нынешнего театрального сезона в России. Можно предположить, что спектакль Арье призван выполнить успокаивающе-примирительную функцию после знаменитой провокационной версии Дмитрия Чернякова.

Мы помним, что даже в довольно сложной психологической атмосфере «Идиота» Вайнберга (Большой театр, 2017) Евгений Арье как режиссер-постановщик был очень благороден, умен, экспрессивен. Критики отметили и тонкую кинематографичность спектакля по Достоевскому, и активность петербургского мифа. Пожалуй, у публики есть все основания надеяться, что новый «Онегин» впечатлит любовью к Пушкину, Чайковскому и их чудным героям.

30 и 31 мая в Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – одно из ключевых событий юбилейного сезона: премьера оперы Верди «Отелло» в постановке Андрея Кончаловского. Дирижером-постановщиком нового спектакля станет Феликс Коробов.

Главный режиссер театра Александр Титель особо подчеркнул в интервью для телеканала «Россия – Культура»: в постановке нет приглашенных звезд, все певцы – свои. И это оказалось очень важным обстоятельством для Андрея Кончаловского, ценящим ансамблевый театр. В комментариях к новому спектаклю режиссер четко определил концепцию своей работы: «Моя задача – прежде всего не отнять у слушателя музыку, ради которой это искусство и существует. <…> Первостепенная роль на сцене принадлежит интерпретаторам музыки – дирижеру и певцам. Это они определяют движение музыкальной стихии, которая заставляет слушателей (а не зрителей) испытывать неповторимый восторг. Главное в оперной режиссуре для меня – попробовать вызвать у зрителя ощущение эстетической гармонии зримого со слышимым». Но меломанам не стоит ожидать академичных решений: Андрей Сергеевич допускает некоторую меру несовпадений, контрастной полифоничности смыслов. «Тут возможен определенный шок, но только такого рода, который бы не разрушал музыкального прочтения великим композитором великой драматургии», – поясняет режиссер, интригуя нас все больше.

Нетрудно представить, с каким энтузиазмом работают с ним солисты Николай Ерохин, Арсен Согомонян (исполнители партии Отелло), Антон Зараев, Алексей Шишляев (Яго), Хибла Герзмава, Елена Гусева, Наталья Петрожицкая (прекрасные Дездемоны).

 

Алевтина Бояринцева, Специально для ТБП «Бинокль»

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона