Оперная афиша июня: Вена, Зальцбург, Верона, Милан, Москва, Санкт-Петербург

1, 5, 9, 13 июня в Венской государственной опере пройдут показы «Манон» Массне в постановке Андрея Щербана. Это спектакль 2007 года. Своим успехом первые представления «Манон» во многом были обязаны Анне Нетребко, исполнившей заглавную партию.

Составы июньских спектаклей также необычайно привлекательны. Партию Манон исполнит Нино Мачаидзе, ее кавалером де Грие станет Хуан Диего Флорес. Родственники главных героев будут представлены не менее достойными певцами: кузен Манон Леско – Адриан Эрёд, отец де Грие, граф – Дэн Пол Думитреску.

За дирижерским пультом – Фредерик Шаслен. Важно, что музыкальная интерпретация французского оперного шедевра передана в руки музыканта-француза.

Тем, кто еще не знаком с этой оперой Массне, но знает и любит одноименную оперу Пуччини, следует напомнить: это абсолютно разные трактовки одного сюжета. Если героине Пуччини мы сострадаем всей душой (несмотря на неоднозначность ее поступков), то героиней Массне мы любуемся, не принимая слишком близко к сердцу ее переживания. Однако постановка Щербана пытается внести больше драматичности в эту историю. Режиссеру в помощь – перенос действия в эпоху кабаре, модных стрижек каре, откровенных разрезов и прочих атрибутов новой femme fatale. Спектакль поставлен не просто на певицу, а на яркую актрису, которой под силу превращение из робкой провинциалки в беретике в соблазнительную, раскованную диву в сверкающих нарядах, и Нино Мачаидзе – удачный выбор.

7 и 9 июня в Зальцбурге в рамках Троицкого фестиваля – Pfingstfestspiele (Salzburg Whitsun Festival) – состоится премьера оперы Генделя «Альцина» с Чечилией Бартоли в заглавной партии. Спектакли пройдут в Моцартовском доме – Haus für Mozart. Блистательная дива, ставшая интендантом Pfingstfestspiele в 2012 году, продолжает удивлять искушенную фестивальную публику любопытными и при этом неэпатажными решениями барочных спектаклей.

Бартоли работает, что называется, с проверенными людьми: это правило родилось из огромного сценического опыта и, вне сомнений, из дремавших до поры до времени железных принципов бизнес-леди. Так, ее спутниками станут «Музыканты князя Монако» – «Les Musiciens du Prince – Monaco». Камерный коллектив возглавляет Джанлука Капуано. Чечилия и «Музыканты» выступили уже с несколькими концертными программами в европейских культурных центрах, а два года назад в Зальцбурге подготовили и первый совместный оперный проект – генделевского «Ариоданта» (режиссер – Кристоф Лой). Из «Ариоданта» пришла в «Альцину» и Сандрин Пьо. Сейчас ей предстоит исполнить партию Морганы – сестрицы Альцины. Немало совместных проектов реализовано также Чечилией Бартоли и Филиппом Жарусски, нынешним Руджеро (жертвой сестриц).

Безусловно, и сам великий Георг Фридрих Гендель – феномен, проверенный временем и многими поколениями оперных певцов. В этом году исполнится 260 лет со дня смерти композитора: важно, что мадам интендант сделала это имя ключевым в фестивальной афише.

Ставит спектакль Дамиано Микьелетто, знакомый меломанам не только по трем успешным постановкам в «Ла Скала», но и по недавнему «Путешествию в Реймс» Россини в Большом театре (2018). Постановщик известен нежеланием послушно следовать «букве» партитуры. И его идея дофантазировать историю о музее в не совсем оперной опере Россини пришлась кстати. Возможно, ему удастся прояснить или даже оправдать ряд довольно заковыристых ситуаций в генделевской «Альцине». В любом случае еще ни один из режиссеров, приглашенных Бартоли, не оказывался «слабым звеном».

Итак, главные партии в премьерных спектаклях исполняют: Чечилия Бартоли (Альцина), Сандрин Пьо (Моргана), Филипп Жарусски (Руджеро), Кристина Хаммарстрём (Брадаманта), Кристоф Штрель (Оронт), Аластер Майлз (Мелиссо).

29 июня на грандиозной сценической площадке «Арена ди Верона» будет представлен «Трубадур» Верди в постановке мэтра оперной режиссуры Франко Дзеффирелли. В партии Леоноры выступит Анна Нетребко, а партию Манрико исполнит Юсиф Эйвазов. Для Анны это не просто очередная постановка: это дебют в Arena di Verona. «Трубадур» – опера, которая приносит радость не только поклонникам Анны, но и самой певице. Так, в 2014 году ее исполнение партии Леоноры было признано самым ярким событием Зальцбургского фестиваля. А в 2017 году, после участия в венской поставке «Трубадура» Анна получила высокое звание Kammersängerin.

Считается, что секрет удачной постановки «Il Trovatore» раскрыл Артуро Тосканини. Великий маэстро сказал, что поставить эту оперу несложно: «надо просто заполучить четырех лучших в мире певцов». Вероятнее всего, заполучить квартет блестящих вокалистов было совсем непросто, но устроителям оперного праздника в Вероне это удалось. Кроме Анны и Юсифа мы увидим-услышим Луку Сальси (граф ди Луна) и Долору Заджик (Азучена). Этот состав также примет участие в спектаклях 4 и 7 июля.

За дирижерским пультом – Пьер Джорджо Моранди.

19 и 22 июня «Ла Скала» представит свой новый спектакль – «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в постановке Фредерика Уэйк-Уокера. Новую «Ариадну» публика увидела впервые в апреле этого года. Стиль постановки, осуществленной британским режиссером, называют метатеатральным. Сам постановщик говорит о сочинении так: «Это опера об опере, это вершины и бездны, художественные мечты и жестокая реальность. Она о театре эгоистов и эксцентричных натур, божественных див, неуклюжих клоунов, о закулисных интригах и репетициях в последнюю минуту». Уэйк-Уокер увлекся занятной оперой Штрауса так, что в течение полугода дважды поставил ее: в апреле – в Милане, а в январе – в Кливленде. Для разных постановок он не побоялся пригласить одних и тех же певцов: и в Милане, и в Кливленде главные женские партии исполняют Тамара Вильсон и Даниэла Фалли.

Итак, партии в июньских спектаклях миланского театра распределились следующим образом: Тамара Вильсон (примадонна, Ариадна), Даниэла Зиндрам/Sindram (композитор), Маркус Верба (учитель музыки), Михаэль Кениг (Тенор, Вакх), Даниэла Фалли (Цербинетта), Габриэль Бермудес (Арлекин), Павел Колгатин (Бригелла). В небольших партиях заняты студенты Академии Teatro alla Scala. Приятный и слегка экстравагантный сюрприз – появление генерального директора «Ла Скала» Александра Перейры в разговорной роли мажордома (Der Haushofmeister). Хотя кому, как не главе великолепного театра, исполнять статусную роль «главного по дому» в самой театральной опере Рихарда Штрауса?.. Добавим также, что для господина Перейры это дебют.

За дирижерским пультом – Франц Вельзер-Мёст.

20, 21, 22 июня в Большом театре, на Камерной сцене имени Бориса Александровича Покровского пройдут премьерные показы оперы Оффенбаха «Перикола». В этой опере с опереточным характером так много знакомых ситуаций и поворотов, что можно считать ее тестом на знание европейской культуры. Читали о таинственном узнике, прорывшем по ошибке ход в камеру соседа? Теперь увидите и услышите это у Оффенбаха. Помните о любвеобильном вельможе, которому пришлось пережить немало неприятных мгновений из-за своей любвеобильности, да еще и простить всех, кто его дурачил? (О графе Альмавиве из «Свадьбы Фигаро» в «Периколе» напомнит дон Андре де Рибейра.) А как вам барышня, пытающаяся сделать выбор между любовью и достатком? Слыхали об этом у Массне и Пуччини? Нечто подобное найдете и в «Периколе». А между этим – сегидильи, болеро, комические куплеты. Любителям раритетных советских фильмов напомним о той чудесной сцене из фильма «Актриса» (1942), в которой героиня поет в госпитале куплеты Периколы.

Спектакль на Камерной сцене ставит Филипп Григорьян. Театралы знают его, прежде всего, как драматического режиссера. Но опере-оперетте Оффенбаха его опыт может быть очень полезен. Не будем забывать при этом, что Филипп – большой поклонник Гофмана… Не исключим, что такой интертекстуальный (при всей несерьезности) опус, как «Перикола», вдохновит его на гофманианские отблески.

Главные партии в новом спектакле готовят: Марианна Асвойнова, Ульяна Разумная (Перикола), Петр Мелентьев, Станислав Мостовой, Нарул Тойкенов (Пикильо), Сергей Байков, Александр Маркеев, Алексей Морозов (дон Андре де Рибейра, вице-король Перу). За дирижерским пультом – Филипп Чижевский.

2 и 9 июня в Мариинском театре в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» будет показан «Мазепа» Чайковского. Это постановка 1950 года, созданная Ильей Шлепяновым, а в 2009 году возобновленная Юрием Лаптевым.

Мы увидим «Мазепу» таким, каким его видели поклонники оперы середины ХХ века. И таким, каким ему необходимо было быть тогда, чтобы соответствовать всем параметрам советского культурно-идеологического ГОСТа. Напомним, что Большой и Кировский театры в ту пору работали на создание так называемого большого – советского, сталинского – стиля. Постановка должна быть понятна всем. Большой советский спектакль был обязан впечатлять масштабностью, зрелищностью и вдохновлять такой вот «правдивой неправдоподобностью». Критик Евгений Хазнакаров (интернет-журнал «Интересант»), впечатленный воссозданным «Мазепой», заметил: «Герои преодолевают беды и лишения на пути к идеалу – служению стране, обществу, высшей идее. И все это – на фоне богатого, если не сказать пышного, антуража».

Этот спектакль – не для поклонников концептуального режиссерского театра, где смотрящего на каждом шагу подстерегают интеллектуальные загадки и культурологические парадоксы. Здесь яркие, но вполне исторические герои действуют без привнесенных подтекстов – все по сценарию, написанному жизнью, Пушкиным, либреттистом и композитором.

Знатоки утверждают, что сегодня в (или все-таки на?) Украине «Мазепа» под запретом. Получается, что украинские меломаны лишены возможности наблюдать за потрясающим противостоянием двух мощных мужских характеров – Мазепы и Кочубея, переживать драму Марии (а драма эта будет посильнее истории ламмермурской невесты Лючии)…

На звездном петербургском фестивале «Мазепу» исполнит поистине звездный состав: Владислав Сулимский (Мазепа), Мария Баянкина (Мария), Станислав Трофимов (Кочубей), Екатерина Семенчук (Любовь, супруга Кочубея). За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона