Венская государственная опера
6, 9, 12, 15 февраля Венская государственная опера (Wiener Staatsoper) покажет «Электру» Рихарда Штрауса. Этой работой отмечено начало длительных и плодотворных отношений между близкими по духу творцами – Рихардом Штраусом и либреттистом Гуго фон Гофмансталем. Одноактная опера, премьера которой состоялась в 1909 году, рассказывает историю семьи, попавшей в ловушку между чувством вины и местью, искуплением и падением. Благодаря Гофмансталю античная легенда превратилась в захватывающий психологический триллер в лучших традициях мрачно-романтичной эпохи модерна.
Изощренная экспрессионистская музыка оперы прозвучит в трактовке дирижера Семена Бычкова, который уже давно известен своей привязанностью к немецкому романтическому репертуару и особенно к Штраусу. Его подход к исполнению Штрауса отличают аристократизм и точность – он тщательнейшим образом исследует все нюансы пометок в партитуре и переписку композитора. «Электра» особенно дорога маэстро, поскольку именно с ней он дебютировал в Венской государственной опере в 1999 году.
Состав солистов выглядит многообещающе. В роли царицы Клитемнестры Вальтрауд Майер, потрясающая вагнеровская меццо-сопрано. На протяжении 10 лет певица исполняла партию Кундри в «Парсифале» на фестивале в Байройте, произвела глубокое впечатление на публику и критиков исполнением партии Изольды. Майер сотрудничала с такими знаменитыми режиссерами, как Ж.П. Поннель, Л. Бонди, П. Шеро, и прославленными дирижерами (Д. Баренбойм, Р. Мути, К. Аббадо, Дж. Ливайн, В. Гергиев), которые высоко оценили потрясающий сплав страсти, артистизма и интеллекта, присущий певице.
Партию Ореста исполнит Михаэль Фолле – мастер по созданию мрачных романтических образов. В его послужном списке Вотан, барон Скарпиа, Летучий Голландец, Иоканаан.
И наконец в роли мстительной Электры выступит Кристина Гёрке, многим запомнившаяся в роли юной дерзкой Брунгильды в недавно возобновленной постановке «Кольца Нибелунга» Метрополитен оперы. В репертуаре певицы заглавные партии в операх «Турандот», «Электра», «Ариадна на Наксосе». Летом 2020 состоится ее долгожданный дебют на Байройтском фестивале в «Сумерках богов».
Баварская государственная опера
1, 4, 7, 9, 13, 16 февраля Баварская государственная опера (Bayerische Staatsoper) представит премьеру под названием «Юдифь: Концерт для оркестра. Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока. Программа вечера включает концерт и одноактную оперу.
В музыке Бартока сочетаются классическая ясность, модернистская изощренность и пряный аромат венгерской архаики. Опера, написанная по мотивам сказки Метерлинка, предлагает будоражащее кровь путешествие по замку таинственного герцога и одновременно исследование мира бессознательного. Влюбленная Юдифь хочет знать все секреты герцога и требует у него ключи от запертых дверей замка. За каждой дверью Синяя Борода показывает части своего замка, своей империи, своей личности, и везде есть знаки, указывающие на нечто зловещее и неизбежное – секрет за седьмой дверью.
Партию Юдифь исполнит прославленная шведская певица Нина Штемме. Среди наград и титулов Штемме – звание Придворной певицы шведского королевского двора, членство в Королевской Шведской академии музыки, почетное звание Kammersängerin (Камерной певицы) Венской государственной оперы, медаль Литературы и искусств (Litteris et Artibus) Его Величества короля Швеции, премия Оливье за выступление в «Тристане и Изольде» на сцене лондонского Ковент-Гарден.
Нина Штемме говорит о своей героине так: «Все думают, что Синяя Борода в этой истории главная загадочная фигура. Но я также сделала загадкой Юдифь. Ее ведет любопытство в той же степени, как и сексуальное желание. Она движется от света к тени. Драма между персонажами на сцене переходит в зрительный зал. Мы узнаем нечто новое о самих себе, когда смотрим и проживаем этот спектакль».
Бела Барток написал свою единственную оперу в возрасте тридцати лет, все еще находясь под влиянием современников, таких как Клод Дебюсси. Поэтому музыка в ней очень близка к языку – даже там, где таинственное нечто невыразимо словами.
Режиссер постановки – Кэти Митчелл – мастерски умеет создавать психологическое напряжение, переплетая реальность с причудливыми образами подсознания и сна. В сезоне 2017-18 мы видели ее завораживающую «Альцину» в Большом театре, а в декабре 2019 на фестивале New European Theatre обе столицы смотрят и бурно обсуждают ее музыкальный спектакль «Zauberland».
В «Концерте для оркестра», написанном сразу после бегства из Венгрии в США, Барток спустя 32 года снова использовал мотивы из «Замка Синей Бороды». Музыка концерта наполнена фантастическими образами, тембровыми сокровищами и виртуозными соло. Незадолго до смерти Барток вновь решительно переработал Концерт. Эту последнюю версию можно будет услышать в спектакле Кэти Митчелл.
Дирижировать постановкой будет Оксана Лынив.
Немецкая государственная опера
9, 13, 16, 19, 22, 27, 29 февраля Немецкая государственная опера (Staatsoper Berlin) представит «Кавалера розы» Рихарда Штрауса.
После трагических одноактных опер «Саломея» и «Электра», основанных на древних мифах, Рихард Штраус обратился к более легкому и веселому материалу, создав произведение в стиле комических опер Моцарта. Перемену курса с легкостью подхватил и либреттист Гуго фон Гофмансталь, сконструировавший искусственную Вену эпохи рококо, которую Штраус украсил анахроничными вальсами. Эта воображаемая Вена, охваченная радостью жизни, остроумными проделками и традиционными условностями – ностальгическая открытка из XVIII века, которую достали из ящика на закате Belle Epoque, на ее яркие краски словно падает легкая тень болезненности и декаданса. Написанная всего за несколько лет до краха Габсбургской монархии, опера «Кавалер розы» – лебединая песня целой эпохи.
Руководит постановкой интереснейшая личность – Андре Хеллер, родившийся в Вене в 1947 году, один из самых успешных мультимедийных художников в мире. Среди его творений – садовые произведения искусства, масштабные летающие и плавающие скульптуры, пиротехнические спектакли и лабиринты, авангардный парк развлечений Luna Luna, публикации в прозе и песенное творчество. Он постановщик спектаклей и шоу на множестве сцен, начиная от Бродвея и заканчивая почтенным Бургтеатром в Вене.
Костюмы к спектаклю создал дизайнер Артур Арбессер – также уроженец Вены, в прошлом дизайнер Армани, ныне выпускающий одежду под своим собственным брэндом.
Роли в спектакле исполнят: Княгиня Верденберг, маршальша – Камилла Нюлунд, Барон Окс ауф Лерхенау – Гюнтер Гройсбёк, Октавиан – Мишель Лосье, Господин фон Фаниналь – Роман Трекель, Софи – Надин Сьерра.
Дирижирует постановкой Зубин Мета – один из самых выдающихся музыкантов современности. Маэстро удостоен званий почетного дирижера Венского филармонического оркестра, Мюнхенского филармонического, Лос-Анджелесского филармонического оркестра и Баварской государственной оперы. Почетный член Венской государственный оперы и Венского общества любителей музыки. Почетный гражданин Флоренции и Тель-Авива. В числе многочисленных званий и наград Зубина Меты – кольцо Nikisch-Ring, завещанное ему Карлом Бёмом; премии имени В. Фуртвенглера и Echo Klassik, награды Кеннеди-центра, «Императорская награда» от японской королевской семьи, медаль государства Израиль «За отличие», премия ООН «За вклад в дело мира и толерантности». В 2011 году маэстро был удостоен именной звезды на голливудском Бульваре Звезд.
Мариинский театр
12 февраля в Концертном зале Мариинского театра можно будет услышать новинку сезона – оперу «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси по пьесе Мориса Метерлинка.
Классическая драма любви и ревности между сопрано, тенором и баритоном окутана туманной атмосферой средневековой легенды, столь любимой Метерлинком в ранних пьесах начала 1890-х годов.
Клод Дебюсси, еще будучи студентом консерватории, на вопрос своего учителя по композиции Эрнеста Гиро, кто мог бы быть его либреттистом, ответил: «Тот, кто не договаривает до конца. Я бы смог добавить к его мечте свою – вот идеал. Ни конкретной страны, ни эпохи. …Нынче в опере слишком много поют. Музыкальные одежды излишне тяжелы. Надо петь только тогда, когда в этом есть необходимость. Полутона. Гризайль».
Так и появилась импрессионистская опера о заблудившейся в лесу девушке без прошлого, с тонкой, переливчатой музыкой, похожей на блики на воде.
Метерлинк всячески приветствовал предложение превратить его драму в оперу, разрешил делать купюры в пьесе и даже дал композитору расписку с заверением, что если опера ему не понравится, никаких претензий не будет. Но когда дело дошло до постановки, Метерлинк стал настаивать, чтобы партию Мелизанды поручили его возлюбленной, певице Жоржетте Леблан. Дебюсси однако выбрал перспективную дебютантку, шотландскую певицу Мэри Гарден, после чего Метерлинк угрожал композитору дуэлью и подал на него в суд. Скандал послужил опере отличной рекламой.
Режиссер постановки – Анна Матисон, знакомая публике по постановке «Золотого петушка», оформлению балетов «Бемби», «В джунглях» и «Симфония в трех движениях».
За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. К музыке Дебюсси маэстро относится бережно и трепетно. Он часто сочетает в программах партитуры Дебюссии, Стравинского, Римского-Корсакова, показывая преемственность их музыкального языка. С Лондонским симфоническим оркестром Гергиев записал триптих «Море», балет «Игры», «Прелюдию к Послеполуденному отдыху Фавна». В Мариинском театре почти все симфонические произведения Дебюсси исполняются в концертах. В 2018 году, к 100-летию со дня смерти Клода Дебюсси, на афише появился и такой раритет, как мистерия «Мученичество святого Себастьяна».
В главных партиях выступят: Пеллеас – Гамид Абдулов, Мелизанда – Айгуль Хисматуллина, Аркель – Олег Сычёв, Женевьева – будет объявлено позднее, Голо – Андрей Серов, Иньольд – Александр Палехов.
Большой театр
14, 15, 16, 17, 18, 19 февраля Большой театр ждет зрителей на интригующую премьеру оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова.
Дмитрий Черняков один из самых известных российских драматических и оперных режиссеров современности, широко востребованный в европейских оперных театрах – только в 2019 году он успел поработать в Опера Бастилия, Немецкой национальной опере, театре Ла Монне и Цюрихской опере.
Споры вокруг работ Чернякова не утихают, но, бесспорно, его спектакли – всегда радикально новый взгляд на хорошо знакомую классику и пища для размышлений. В этом сезоне Черняков после долгого отсутствия возвращается в Большой (последней его работой здесь была постановка «Руслана и Людмилы» Глинки в 2011).
Имена исполнителей пока окутаны тайной. Дирижировать постановкой будет Тимур Зангиев – штатный дирижер театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в 2019 году дебютировавший в Большом в качестве дирижера-постановщика балетов – «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха/ М. Розенталя.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»
При использовании материала ссылка на источник обязательна.