Оперная афиша декабря: Париж, Милан, Вена, Мюнхен, Москва

Опера Бастилии / Opéra Bastille, Париж

1, 4, 7, 11, 14, 17, 20, 23, 26 декабря парижская Опера Бастилии (Opéra Bastille) приглашает на одну из самых громких премьер этого сезона – «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке Барри Коски. Для постановщиков «Князь Игорь» представляет собой трудную задачу. Бородин не окончил свою единственную оперу, скоропостижно скончавшись от сердечного приступа во время костюмированной вечеринки по случаю Масленицы. После его смерти работу продолжили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков, но поскольку авторской версии не существует, режиссерам приходится каждый раз заново решать, в каком порядке ставить действия и какие номера сохранить.

Режиссер Барри Коски – руководитель берлинской Комише Опер, мастер создания театральной иллюзии, прославленный своим оригинальным видением знакомых классических сюжетов. Его работы всегда яркие и запоминающиеся и абсолютно не похожие одна на другую. Каким будет «Князь Игорь» в его трактовке – интрига. Но с уверенностью можно сказать, что нас ждет выдающийся состав исполнителей.

Заглавную роль исполнит Евгений Никитин, солист Мариинского театра, харизматичный бас-баритон, востребованный по всему миру. Мастерство и талант артиста отмечаются отечественной и зарубежной критикой. «Слушая сильный и в то же время насыщенный голос Евгения Никитина, восхищаясь его безупречным и свободным владением всем звуковым диапазоном и любуясь его героическим обликом, завораживающим не меньше, чем его голос, невозможно не вспомнить о Шаляпине. Никитин транслирует ощущение власти, сочетающееся с широкой палитрой завуалированного сострадания, испытываемого великим исполнителем по отношению к своему персонажу» (MatthewParis.com).

Партию Ярославны исполнит Елена Стихина, ставшая сенсацией Зальцбургского фестиваля 2019 в роли Медеи в одноименной опере Керубини. С момента ее дебюта на сцене Мариинского театра в 2017 году, критики пишут о появлении новой оперной дивы, сопоставимой с Анной Нетребко.

Кончаковну споет всемирно известная меццо-сопрано Анита Рачвелишвили. Чарующий восточный колорит ее голоса, способность создавать атмосферу таинственности низкими нотами и заполнять пением весь зал – это исполнение точно будет незабываемым.

За дирижерский пульт встанет Филипп Жордан, нынешний музыкальный директор Парижской национальной оперы. Он один из самых интересных дирижеров нашего времени, способный показывать тончайшие краски нюансы в самой разной музыке, безусловно, ярким впечатлением станет его исполнение всеми любимого хита – «Половецких плясок».

 

Ла Скала / Teatro alla Scala, Милан

7, 10, 13, 16, 19, 22 декабря театр Ла Скала откроет сезон новой постановкой оперы Джакомо Пуччини «Тоска» с Анной Нетребко в заглавной партии. Нетребко открывает сезон Ла Скала не в первый раз. На открытии прошлого сезона она выступила в роли Мадлен де Куаньи в опере «Андре Шенье», в сезоне 2015-16 спела заглавную роль в «Жанне Д’Арк», а в 2011-12 была Донной Анной в моцартовской опере «Дон Жуан».

Опера «Тоска» основана на одноименной драме знаменитого французского драматурга Викторьена Сарду. Сарду написал эту пьесу специально для великой французской актрисы Сары Бернар. Ее страстная, ранимая и эксцентричная натура отразились в образе певицы Флории Тоски. И хотя эта роль как нельзя лучше подходит к образу темпераментной оперной дивы Анны Нетребко, она исполняет ее сравнительно недавно, дебютировав в этой партии в сезоне 2017-18 в Метрополитен опера. Поэтому всякая новая постановка с Тоской-Нетребко – желанный подарок для публики.

Роль возлюбленного Тоски, художника Марио Каварадосси, исполнит итальянский тенор Франческо Мели – мастер белькантового репертуара, обладатель полного страсти голоса с блестящим тембром. В партии зловещего шефа тайной полиции барона Сакрпиа выступит Лука Сальси. Пармского баритона Луку Салси, сделавшего за последние 10-15 лет стремительную сценическую карьеру, ныне числят «одним из величайших артистов своего поколения». Оба артиста были партнерами Анны Нетребко по сцене в выдающейся Зальцбургской постановке «Аиды» 2017 года.

Режиссер постановки Давиде Ливерморе на протяжении своей творческой карьеры на ведущих европейский сценах, освоил самые разные театральные специальности: режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам и художника по свету; также выступал как певец, танцовщик, и актер. Спектакль в его постановке обещает быть эффектным, насыщенным и цельным.

Экспрессивную и полную драматизма музыку «Тоски» исполнит оркестр театра Ла Скала под управлением главного дирижера театра Рикардо Шайи.

 

Венская государственная опера/ Wiener Staatsoper, Вена

  8, 14, 18, 20 декабря в Венской государственной опере состоится мировая премьера оперы «Орландо». Композитор Ольга Нойвирт создала современную классическую оперу на основе одноименного романа Вирджинии Вульф. В 1928 году вышел в свет удивительный модернистский роман о юноше по имени Орландо, который провел первую половину жизни мужчиной, а вторую – женщиной. Парадоксальное содержание книги дает материал для увлекательного музыкально-драматического действия.

Заглавную роль юноши-женщины исполнит Кейт Линдси, американская меццо-сопрано, которой особенно хорошо удаются андрогинные персонажи (Муза/Никлаус в «Сказках Гофмана», Цезарь в «Коронации Поппеи»). В роли Рассказчика выступит знаменитая британская драматическая актриса Фиона Шоу.

Режиссер спектакля – Каролин Грубер, работавшая в оперных домах по всему миру. Музыкальное руководство взял на себя Маттиас Пинчер, композитор и дирижер, руководитель Ensemble Intercontemporain, ведущего ансамбля исполнителей современной музыки, основанного Пьером Булезом. Как композитор Маттиас Пинчер часто находит вдохновение в модернистской литературе (Малларме, Рембо, Э. Э. Каммингс).

 

Баварская государственная опера / Bayerische Staatsoper, Мюнхен

1, 6, 11 декабря Баварская государственная опера покажет оперу «Мертвый город», с Йонасом Кауфманом в главной роли. Опера написана в 1920 году Эрихом Вольфгангом Корнгольдом. Корнгольд – композитор-вундеркинд, которого Густав Малер называл гением, когда ему показали сочинения девятилетнего ребенка. Написанный им в возрасте 11 лет балет «Снеговик» был поставлен в Венской опере и произвёл настоящую сенсацию. Оперу «Мертвый город» композитор сочинил в 23 года на основе символистской повести известного бельгийского писателя Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге».

Либретто рассказывает историю юноши Пауля, который не может смириться со смертью любимой жены Мари, продолжая делать вид, что она жива. Культ Мари заслоняет для него реальность до тех пор, пока в его жизнь не врывается соблазнительная танцовщица Мариэтта, как две капли воды похожая на умершую жену. В фантасмагорическом сюжете сконцентрированы идеи и образы, характерные для эпохи модерна: фрейдизм, эстетика смерти, переплетение галлюцинаций и реальности. В музыке этого позднеромантического произведения слышны не только отзвуки Рихарда Штрауса, Вагнера и Пуччини, но и пьянящие ритмы оперетты.

Головокружительную музыку оперы исполнит Баварский государственный оркестр под управлением Кирилла Петренко, музыкального руководителя Баварской государственной оперы. Петренко – глубокий и вдумчивый дирижер, который вместе с тем способен придать звучанию оркестра эффектность и кинематографичность. Это особенно ценно в музыке Корнгольда, внесшего вклад в формирование голливудской киномузыки 30-х и получившего две премии «Оскар» за лучшую музыку к фильму.

Режиссер постановки – австралиец Саймон Стоун, один из самых востребованных и интригующих режиссеров наших дней. Первым его мировым хитом стала адаптация «Дикой утки» Генрика Ибсена – постановка, созданная в Сиднее в 2011 году. В мае 2019-го спектакль Стоуна «Три сестры» по пьесе Чехова показали в Москве в рамках зарубежной программы фестиваля Золотая маска. Молодой режиссер немедленно стал любимцем публики. Затем на Чеховском фестивале с успехом была показана его постановка «Йун Габриэль Боркман», а сейчас спектакль Стоуна «Медея» вновь в Москве на фестивале Территория. Впору говорить об охватившей столицу стоуномании! Каждый драматический спектакль Стоуна становится событием для театралов, но и как режиссер музыкального театра он привлекает к себе внимание. Его постановка «Медеи» Керубини стала одним из самых запоминающихся событий на Зальцбургском фестивале 2019. Занятно, что именно с постановки «Мертвого города» Корнгольда в 2017 году началась карьера Саймона Стоуна как оперного режиссера.

Роль Пауля исполнит неподражаемый Йонас Кауфман, самый востребованный тенор в мировой опере, обладатель уникального проникновенного тембра, незаурядной актерской харизмы и голливудской внешности. Его партнершей по сцене станет Марлис Петерсен (Мариэтта), выдающаяся певица-актриса, обладательница волшебного колоратурного сопрано. Компанию им составит польский баритон Анджей Филончик в роли друга Пауля Франка.

 

Большой театр (ГАБТ),  Камерная сцена, Москва

29, 30 ноября и 1 декабря Большой театр покажет уникальную премьеру – русскую оперу XVIII века под названием «Гостиный двор». Несмотря на популярность итальянского, французского и английского барокко во всем мире, к русской барочной опере обращаются редко. Постановка «Гостиного двора» на Камерной сцене восполнит этот пробел.

Комическая опера «Гостиный двор» была написана в 1792 придворным композитором Василием Пашкевичем на либретто композитора и поэта Михаила Матинского. О Василии Пашкевиче известно не много. До сих пор не знают, где и когда именно родился композитор, не сохранилось его портрета. Известно, что он преподавал пение в Академии художеств, а затем поступил в оркестр «бальной музыки» Екатерины Второй в качестве скрипача. Его первым сочинением стала комическая опера «Несчастье от кареты», принёсшая ему успех. Композитор написал ещё несколько произведений в этом жанре, в том числе «Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санктпетербургский гостиный двор».

Это произведение считается лучшим новаторским произведением композитора. Здесь был впервые представлен русский купеческий быт, на сцене задействовано более 20 человек, не считая хора, среди музыкальных номеров выделяются впечатляющие ансамбли, а выкрики торговцев преобразованы в уникальный на то время секстет.

Руководит постановкой молодой режиссер Глеб Черепанов, известный своими драматическими спектаклями «Контрабас» и «Удивительное путешествие кролика Эдварда» в МХТ. Состав исполнителей пока не объявлен, но многообещающе звучит имя дирижера постановки – Филипп Чижевский. Чижевский осуществил много интересных музыкальных проектов в сфере старинной и современной музыки. С оркестром Questa Musica дирижер исполняет музыку эпохи Возрождения и барокко на исторических инструментах, предлагая свежие интерпретации классики.

 

Большой театр (ГАБТ),  Новая Сцена, Москва

5, 6, 7, 8 декабря на Новой сцене Большого театра можно будет увидеть еще один пример репертуарной экзотики – барочную оперу «Дидона и Эней». Великая опера крупнейшего английского композитора Генри Перселла редко звучит в России. Эта копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованс продолжит в Большом линию барочных опер, представленную «Роделиндой» и «Альциной» Генделя. Дирижером-постановщиком станет британец Кристофер Мулдс, выпускавший «Роделинду» и сделавший прививку барочной музыки оркестру Большого театра.

Постановку спектакля осуществит молодой французский режиссер Венсан Уге, работавший с такими мэтрами режиссуры как Патрис Шеро, Люк Бонди и Иво ван Хове.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона