Оперная афиша августа: Верона, Байрейт, Зальцбург, Киль

1 августа знаменитая «Арена ди Верона» приглашает на «Травиату». Это особенный спектакль: новая сценография для истории о любви Виолетты и Альфреда стала последней работой великого Франко Дзеффирелли (1923-2019). Как отмечено в анонсе, обновленная постановка – это итог многолетних размышлений маэстро о «La traviata».

Спектакль украшен участием Пласидо Доминго: его Жорж Жермон – одно из лучших доказательств того, что неглавная роль может быть сыграна с той же степенью ответственности, что и титульная партия.

В партии Виолетты выступит Лизетт Оропеса, в партии Альфреда – Витторио Григоло. За дирижерским пультом – Марко Армильято.

3, 7, 11, 14 и 18 августа Байрейтский фестиваль – Bayreuther Festspiele – радует публику «Лоэнгрином» в постановке Ювала Шарона. Именно радует: в спектакле не будет подвалов, крыс, лиц без определенного места жительства – того, к чему ценителям творчества Вагнера приходится (по воле постановщиков) привыкать.

В этом спектакле все вдохновлено стихией воздуха, и едва ли не все персонажи – крылаты, причем их крылья легки и прозрачны. Хотя Шарона иногда называют «разрушителем», «шокирующим неформалом», шокировать в спектакле может, пожалуй, только самолет, на котором прилетает Лоэнгрин – он же повелитель молний, он же полубог-полулетчик, дарующий обитателям Брабанта, погибающего от энергетического кризиса, эту самую энергию (духовную, божественную). Не стоит принимать близко к сердцу комментарии режиссера о родстве Лоэнгрина и вождя мирового пролетариата. Спектакль не перегружен идеологичностью, концептуальностью: он действительно про любовь, про добро и зло.

Одним из главных достоинств постановки является цветовое решение: в сценографии Нео Рауха и Розы Лой преобладает сине-голубая палитра, что очень одухотворяет спектакль и радует глаз.

Особая радость – исполнительский состав: 14 и 18 августа партию Эльзы исполнит Анна Нетребко. Эльза – недавнее завоевание певицы, которая долго «скрывалась» от Вагнера. 3, 7 и 11 августа эту партию исполнит обаятельная Крассимира Стоянова. Заглавная партия отдана двум прекрасным тенорам: Клаусу Флориану Фогту (3 августа) и Петру Бечале (7 11, 14, 18-ое). Оба уже несколько сезонов подряд уверенно работают в вагнеровском репертуаре. В спектаклях также участвуют: Георг Цеппенфельд (Генрих Птицелов), Елена Панкратова (Ортруда), Томаш Конечны (Фридрих фон Тельрамунд). За дирижерским пультом – Кристиан Тилеманн.

Стоит уточнить, что Анна Нетребко дебютировала в партии Эльзы Брабантской именно под крылом маэстро Тилеманна. А ее Лоэнгрином тогда был как раз Петр Бечала, с которым они нередко встречаются в лирическом репертуаре.

8, 10, 13, 16 и 18 августа на Зальцбургском фестивале – Salzburger Festspiele – можно будет увидеть «Альцину», созданную командой постановщиков под чутким руководством Чечилии Бартоли для Троицына (Pfingstferien) фестиваля. По традиции его самый значимый проект становится гостем большого летнего фестиваля.

Сейчас, когда уже есть море впечатлений о новой «Альцине», высказанных и критиками, и обычными слушателями, мы можем все взвесить, оценить. И, конечно, принять правильное решение: увидеть спектакль лично, вживую.

Меломаны, конечно, знают о довольно радикальной постановке оперы Генделя в Большом театре, предложенной Кэти Митчелл. Из достоверных источников известно, что московская версия все же несколько целомудреннее оригинальной, созданной для фестиваля в Экс-ан-Провансе. Зальцбургская «Альцина», при всей свободе трактовки времени и пространства, весьма корректна. Действие происходит в приличном отеле, Альцина – его хозяйка, Моргана – заместитель или деловой партнер. В холле имеется магическое зеркало, от посторонних глаз скрыта таинственная перегородка: за ней-то и томятся жертвы двух бизнес-леди, переживающих жесточайший кризис среднего возраста. Игра в «любит – не любит» уже надоела, молодость уходит, а душа все чего-то ждет. И все-таки без элемента «ужастиков» в таком экстравагантном интертексте, как «Альцина», режиссер Дамиано Микьелетто не смог обойтись: на сцене время от времени появляется девочка с брутальным холодным оружием – это образ юной Альцины.

Трудно не согласится с критиком Сергеем Ходневым, павшим жертвой Альцины зрелой: нервом этого действа он справедливо называет Чечилию Бартоли с «ее неувядаемым арсеналом» – «причудливой красотой тона, феноменальной техничностью, упоительными пианиссимо и дивным чувством фразы» («Коммерсантъ»).

В ансамбле с Чечилией-Альциной выступят: Филипп Жарусски (Руджеро), Сандрин Пью (Моргана), Кристина Хаммерстрем (Брадаманта), Кристоф Штрель (Оронт), Алистер Майлз (Мелиссо) и юная звезда Венского хора мальчиков Шин Парк (Оберто).

За дирижерским пультом – Джанлука Капуано.

 

4, 7, 10, 16, 19 августа Зальцбургский фестиваль представит «Медею» Керубини: это совместный проект Salzburg Festival и Teatr Wielki – Opera Narodowa (Польской национальной оперы). Спектакль ставит Саймон Стоун, музыкальное руководство осуществляет Томас Хенгельброк. Очень радует серьезное представительство российских вокалистов. Заглавную партию исполнит звезда Мариинского театра Елена Стихина, а партию Нерис, служанки царевны-волшебницы, – Алиса Колосова, начинавшая в ГИТИС’е скорее как барочная певица, а сегодня отлично владеющая и западноевропейским, и русским репертуаром.

Партию Ясона – виновника страданий Медеи – исполнит известный чешский тенор с прекрасной международной карьерой Павел Чернох. В партии разлучницы Дирсе (в итальянской редакции оперы ее зовут Главка) выступит итальянка Роза Феола, начавшая свой взлет на вокальный Олимп на конкурсе Пласидо Доминго.

«Медея» – партитура, покорившая в свое время Бетховена и оказавшая серьезное стилевое влияние на европейскую оперу – в последние годы все чаще привлекает внимание постановщиков. Что хотел подчеркнуть в своей интерпретации Саймон Стоун? Во-первых, он несколько «демифологизировал» саму историю, скажем так, «расколдовал» ее, снизив на несколько градусов уровень магии. Во-вторых, режиссер увидел в Медее не колдунью, а нормальную, умную, только слишком страстную женщину. «Медея – прежде всего человек», – словно хочет сказать нам постановщик.

Общий антураж спектакля обещает быть актуальным, то есть без воспроизведения историко-мифологических реалий. Все в концепции подчинено ключевой идее – выяснить, почему нормальная женщина Медея поступает именно так, а не иначе.

Среди большого количества ярких событий фестиваля в Зальцбурге следует сделать акцент еще на одном: 25 и 31 августа будет представлена опера Верди «Луиза Миллер» в концертном исполнении. За дирижерским пультом – Джеймс Конлон. Партию Миллера, отца Луизы, исполнит Пласидо Доминго. Певец убежден, что та боль, которую пережил композитор, потеряв двух детей, отразилась в трагическом финале «Луизы…»: «Ты поешь – и плачешь», – признается Доминго. Петр Бечала, исполнитель партии Рудольфа, возлюбленного Луизы, заметил, что эта опера, как и более поздняя «Травиата», строится на сложных взаимоотношениях женщины, ее возлюбленного и его отца.

В основе оперы – драма Шиллера «Коварство и любовь»: тягостная история о любви простой девушки и сына графа, о множестве испытаний и невозможности быть вместе на этой земле. В сюжете есть нечто, напоминающее о Ромео и Джульетте, о балетной Жизели и графе Альберте. Надо сказать, что проявления человеческого коварства впечатляют в «Луизе Миллер» не меньше, чем неземная любовь.

Итак, в исполнении примут участие: Роберто Тальявини (граф Вальтер), Петр Бечала (Рудольф, сын графа Вальтера), Пласидо Доминго (Миллер, отставной солдат), Нино Мачаидзе (Луиза, его дочь), Тереза Иерволино (герцогиня Федерика), Джон Релиа (Вурм, управляющий замков графа).

24, 25, 27, 28, 29, 30 и 31 августа в городском театре Киля – Theater Kiel – состоится премьера «Аиды» в постановке Даниэля Каразека. Он возглавляет Theater Kiel и успешно работает как в драме, так и в опере. Но в последнее время все больше времени уделяет именно оперным постановкам. Его отец, Хельмут Каразек, был известным в Германии журналистом, драматургом, критиком. И этот тот случай, когда происхождение обязывает.

Анонс, хотя и довольно объемный, все же не раскрывает ключевых идей постановки. «Аида» сравнивается в нем с блокбастером: «бешеная страсть встречается с жестокой политикой, захватывающей историей о человеческой драме». Хотя макет афиши выполнен во вполне египетском стиле, вряд ли стоит ожидать аутентичного, «спокойного» решения.

Но что однозначно замечательно, так это участие в спектакле Вероники Джиоевой. 24, 27, 29 и 31 августа именно она исполнит титульную партию. Хотя трепетные лирические героини не входят в число ее любимиц – ей по душе Турандот, Кармен, Макбет – именно лирические партии на сегодняшний день составляют основу ее репертуара.

В одном из интервью Вероника раскрыла конкурентные преимущества российских певцов: «не секрет, что у русских самые роскошные “обертональные” голоса с глубочайшими тембрами. А вдобавок к этому – широта и страсть. Европейские певцы берут другим: <…> они всегда назубок знают свои партии и поют прямо-таки математически точно и правильно».

25, 28 и 30 августа в титульной партии выступит польская певица Изабела Матула. Она редко выступает в России, но хорошо известна немецкой публике. В ее репертуаре – партии в операх Моцарта, Пуччини, Яначека. Кроме того, Изабела регулярно участвует в исполнении сочинений Пендерецкого.

Главные партии в «Аиде» также исполнят: Маттео Мария Ферретти и Иван Щербатых (царь Египта), Мария Гулик и Кристина Мелис (Амнерис), Сун Кью Парк/Sung Kyu Park и Мэргэн Санданов (Радамес), Стефано Мео (Амонасро), Торстен Грюмбель (Рамфис). За дирижерским пультом – Бенджамин Райнерс.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона