Оперная афиша апреля: Вена, Париж, Лондон, Штутгарт, Мюнхен, Санкт-Петербург

Венская государственная опера

17, 20, 23, 26 апреля Венская государственная опера покажет «Итальянку в Алжире» Джоаккино Россини. Одна из последних постановок легендарного Жана-Пьера Поннеля – классическая и остроумная, в чарующих восточных декорациях.

«Итальянку в Алжире» двадцатидвухлетний Россини сочинил за три недели. Музыка оперы – воплощенная жизнерадостность, наполненная юным восторгом, весельем и изобретательностью. Сюжет связан с турецкой легендой о Роксолане. Пятнадцатилетняя итальянка (по другим данным славянка) в 1520 году была похищена корсарами, привезена в гарем султана Сулеймана и вскоре приобрела над ним неограниченную власть. Она заставила осудить на смерть визиря и старшего сына султана Мустафу, составила заговор против султана, а после его раскрытия осталась безнаказанной.

Либретто «Итальянки в Алжире» написал Анджело Анелли, историк и профессор красноречия, в те годы постоянный либреттист театра Ла Скала. В результате получилась головокружительная комедия положений в духе итальянского карнавала, которая не сходит с театральной сцены по сей день.

Роль итальянки Изабеллы – прекрасная возможность для контральто и меццо-сопрано показать свой талант во всем блеске. Да и все партии в этой опере – вокальный вызов для солистов. В спектакле занят многообещающий состав. Партию самодовольного султана Мустафы исполнит знаменитый итальянский баритон Никола Алаймо, один из любимцев россиниевского фестиваля в Пезаро и фантастический лицедей, неподражаемый в партиях буффонных, комических героев. В роли нежного влюбленного Линдора – Максим Миронов, наш соотечественник, ныне живущий в Италии, блестящий россиниевский тенор. Партию Линдора можно назвать одной из его коронных, Максим неоднократно пел ее во многих театрах мира. Именно в роли Линдора Максим Миронов и вернулся в Россию после своего шестилетнего отсутствия, с триумфом выступив в трех премьерных спектаклях на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2013 году. И, наконец, в роли ловкой итальянки Изабеллы – Мари-Николь Лемьё, одна из лучших контральто современной сцены, о которой критики пишут с восторженным придыханием. «Мари-Николь Лемьё – удивительная, потрясающая. Ее мастерски контролируемый голос справляется со всеми трудностями, его выразительная точность выходит далеко за рамки обычного исполнения» (Opera Magazine). «Ее вокальные качества – невероятное дыхание, головокружительные скачки между регистрами и прежде всего голос, наделенный глубоким тембром, способный легко переходить от нежности к яркой виртуозности – сочетаются с благородством, прекрасным чувством юмора, огромной жизненной энергией и коммуникабельностью, звучным смехом и способностью разделять чувства с публикой, дирижером и оркестром» (Opera Online).

За дирижерский пульт встанет знаменитый Жан-Кристоф Спинози, тонкий, вдумчивый, виртуозный и эмоциональный музыкант.

Опера Бастилия

В парижской Опере Бастилия крупная премьера – новая постановка грандиозного «Кольца Нибелунга» Рихарда Вагнера, четырехчастной эпопеи по мотивам скандинавской и германской мифологии. 2, 5, 8, 11, 15 апреля будет представлена первая часть тетралогии – «Золото Рейна», опера-пролог, предсказывающая события следующих частей. При звуке первого аккорда, который словно исходит из глубин земли, рождается мифологическая вневременная вселенная. Начинается история о волшебном золоте и кольце власти, о том, как взрослеют боги, как создаются и рушатся миры, о любви, силе и сострадании.

Главная интрига постановки – режиссер. Каталонского режиссера Каликсто Биейто пресса сравнивает то с Квентином Тарантино, то с Педро Альмодоваром. Его постановки действительно кинематографичны, оперная классика в его руках превращается в захватывающий артхаус, пронизанный глубоким психологизмом.

Дирижировать будет Филипп Джордан, который с 2009 года является главным дирижером и музыкальным руководителем Парижской оперы, а в сезоне 2020-21 перейдет на аналогичный пост в Венской государственной опере. Филипп Джордан – вагнеровский дирижер во втором поколении, выдержавший уже несколько марафонов «Кольца». Именно с этой оперы началась его парижская карьера, и ею же начнется новая работа в Вене.

В спектакле заняты Иэн Патерсон (Вотан), Лаури Вазар (Доннер), Мэтью Ньюлин (Фро), Норберт Эрнст (Логе), Йохен Шмекенбехер (Альберих), Герхард Зигель (Миме), Вильгельм Швингхаммер (Фазольт), Дмитрий Иващенко (Фафнер), Екатерина Губанова (Фрика), Анна Габлер (Фрейя), Вибке Лемкуль (Эрда).

Ковент-Гарден

24, 27, 30 марта и 3, 6, 9 апреля в Ковент-Гарден состоится премьера оперы «Енуфа» Леоша Яначека в постановке Клауса Гута.

В 1891 году в брненском театре Леош Яначек увидел пьесу «Ее падчерица» молодой чешской писательницы Габриэлы Прейссовой, жизненную драму из крестьянского быта, обличающую косность и жестокость нравов в заброшенных деревнях Моравии. Спектакль произвел на композитора сильное впечатление. Он сам написал либретто к опере, где сталкиваются мощные, яростные страсти простых людей. Главная героиня проходит путь от испуганной деревенской девочки к евангелическому милосердию и прощению. Опера «Енуфа» принесла Яначеку мировую известность.

Режиссер Клаус Гут, дебютировавший в Королевской опере в 2014 году с постановкой «Женщины без тени» Рихарда Штрауса, вновь возвращается в Ковент-Гарден. Постановки Клауса Гута – всегда радикальный эксперимент, переосмысление сюжета и места действия. Самый известный его спектакль – «Дон Жуан» с Зальцбургского фестиваля (2010), где действие перенесено в ночной лес, а главный герой с самого начала смертельно ранен Командором. Все его безумства – попытки умирающего человека ухватиться за ускользающую жизнь. В 2017 Гут поставил в Парижской опере футуристическую «Богему», перенеся знакомую историю в пространство космического корабля. В каждом спектакле Клаус Гут выстраивает внушительные и зрелищные декорации, которые обеспечивают его спектаклям успех у широкого зрителя.

Музыка «Енуфы» проникнута мелодикой чешской речи и народных песен, мощная, свежая и переливчатая, как речной поток. За дирижерский пульт встанет Владимир Юровский, всемирно востребованный дирижер, человек с огромным интеллектуальным багажом и высочайшей исполнительской культурой. Юровский часто и с неизменным успехом берется за нестандартный и трудный репертуар, предлагая слушателям оригинальные и глубокие интерпретации.

Заглавную партию исполнит новая звезда мировой оперной сцены Асмик Григорян, замечательная певица с большим драматическим талантом. В роли ее мачехи Костельнички выступит Карита Маттила, финская певица с гипнотической актерской харизмой и впечатляюще разнообразным репертуаром – в ее багаже Моцарт, Вагнер, Чайковский, Штраус и Яначек. В роли Штевы Бурыйи выступит Павел Чернох, в роли Лацы Клеменя – Аллан Клейтон.

Государственная опера Штутгарта

10 и 13 апреля в Государственной опере Штутгарта состоятся показы премьеры сезона 2019-20 – оперы «Борис». Это необычный оперный проект: в один вечер на сцене Штутгартской оперы будут исполнены первая редакция «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского и опера «Время Секонд-хэнд» Сергея Невского, написанная по заказу театра. Источником либретто послужила одноименная книга Светланы Алексиевич, за которую писательница получила Нобелевскую премию.

Штутгартская опера на сайте пишет о новой постановке: «Забвение может быть благодатью, но тот, кто не может вспомнить – потерян навсегда. Модест Мусоргский в своей опере обращается к одному из переломных моментов российской истории – эпохе царствования одного из самых неудачливых правителей России Бориса Годунова и показывает народ, который вначале прославляет, а затем проклинает своего царя, в основном же просто равнодушно его терпит. Мусоргский показывает, как пишется история: монах пишет летопись и вписывает в нее убийство Годуновым наследника престола. Неважно, является это убийство историческим фактом или легендой: царя сводят с ума призраки прошлого. Кто пишет историю и в чьих интересах? В каком соотношении она находится вымысел с тем, что было на самом деле?».

Книга Светланы Алексиевич «Время Секонд-хэнд» – хроника событий 90-х годов, но хроника не фактов, а переживаний, подслушанных разговоров, сплетающихся в полифонию сотен безымянных «героев повседневной жизни». Герои книги стали в одноименной опере Невского alter ego, второй сущностью персонажей «Бориса Годунова».

Сергей Невский: «В ее летописи посткоммунистической эпохи, как и у Пушкина, речь идет о смутном времени, у Алексеевич – о 90-х. В опере Мусоргского (и тексте Пушкина) второстепенные персонажи оказываются двигателями истории, получают неожиданный вес (полноценными фигурами становится такие герои, как Мамка или Варлаам), а у Алексиевич «маленький человек» вершит суд над историей».

Книга Алексиевич и опера Мусоргского задают зрителю один и тот же непростой вопрос: «Почему мы такие?»

Режиссер постановки Пауль-Георг Дитрих поставил спектакль о нео-царской империи, страдающей исторической амнезией, блуждающей в забытых снах, утопиях и разочарованиях прошлого.

Дирижирует спектаклем Титус Энгель. В роях Адам Палка, Александра Уркиола, Карина Шмигер, Мария Тереза Улльрих, Маттиас Клинк, Горан Юрич.

Баварская государственная опера

11, 13, 14 апреля в Баварской государственной опере состоится премьера спектакля «Семь смертей Марии Каллас» – нового проекта югославской художницы Марины Абрамович. Марина Абрамович, «бабушка искусства перформанса», одна из самых влиятельных персон в мире современного искусства. Этот проект она вынашивала 30 лет.

Абрамович всегда восхищалась великой примадонной ХХ века, и в этом проекте предстанут семь оперных героинь Марии Каллас, которые умерли из-за любви: Кармен, Тоска, Лючия Эштон, мадам Баттерфляй, Норма, Дездемона и Виолетта Валери. Спектакль исследует тему любви и смерти, смерти и искусства, жизни и любви в искусстве и на сцене.

В спектакле прозвучит музыка Марко Никодиевича, Жоржа Бизе, Гаэтано Доницетти, Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. Дирижер – Йоэль Гамзу. В ролях Надежда Карязина, Уитни Моррисон, Леа Хоукинс, Адела Захария, Селена Дзанетти, Габриэлла Рейес, Хера Хайсэнг Парк.

Мариинский театр

17, 18 и 19 апреля Мариинский театр приглашает зрителей на премьеру оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

В постановочной команде – знакомые петербургским зрителям имена. Режиссером выступит Анна Матисон, поставившая «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси в октябре 2019 года. Ее соавтором станет хореограф Раду Поклитару, отличающийся своим нетривиальным и неожиданным прочтением музыкальной классики. Он уже создавал для Мариинского театра самостоятельный балетный спектакль – «Симфонию в трех движениях».

Анна Матисон, которая не просто помещает своих героев в новый временной или сюжетный контекст, но создает для них полноценные новые миры, видит премьерную постановку как возможность иначе взглянуть на Берендеево царство и главную героиню. «”Снегурочка” только притворяется очень простым сюжетом – говорит режиссер, – но как только начинаешь разбираться, приходится очень быстро отказаться от мысли, что перед нами детская сказка. Это не сказка, а притча, в которой люди превратились в толпу и никак не хотят видеть проблему в себе, ведь гораздо проще найти внешнего врага. Даже если враг – это Снегурочка, явленная людям, как шанс на спасение».

Для музыкального руководителя и дирижера премьеры Валерия Гергиева новый спектакль – еще один повод вернуться к красочной партитуре одного из значительнейших для театра композиторов. Недаром Мариинский называют «домом Римского-Корсакова». Cостав исполнителей будет объявлен позднее.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона