6, 9, 12, 16 апреля Венская государственная опера приглашает на «Турандот» Пуччини в постановке Марко Артуро Марелли. Одна из самых загадочных, жестоких и страстных опер итальянского репертуара, она привлекает режиссеров различных художественных убеждений. Вам нужен триллер? Милости просим к «Турандот» Гоцци — Пуччини. Трагедия? Комедия? Лирическая история? Это все можно найти в неоконченной опере великого маэстро. Она словно отвечает на требования театралов разных мастей, звучащих в прологе еще одного оперного шедевра по Гоцци – прокофьевской «Любви к трем апельсинам».
Какое направление выбрал Марелли? Зрелищность и гипертеатральность — примерно так можно сформулировать его идею. В одном из отзывов на премьеру «Турандот», прошедшую в 2016 году, читаем: «театр Гоцци и цирк, кино и даже слегка нечто кабаретное». Любопытно, что самое сильное впечатление производят не гильотинные атрибуты, не мертвые головы и даже не эксцентричные кабаретные манеры принцессы, а гадкий утенок Лиу – в блеклой кофточке, с косичками и готовностью всем помочь и всех спасти.
В апрельских спектаклях эту партию исполнит Динара Алиева. Думается, что ей, восточной красавице, будет очень близок образ Лиу. Может быть, в ней проявится что-то и от неловкой и нескладной Татьяны, которую она исполняла в Латвийской национальной опере. В заглавной партии выступит Анна Смирнова. Эту певицу, к сожалению, редко можно услышать в России. Первый контракт она подписала в Европе, и с тех пор ее Эболи, Амнерис, Ортрудой и Абигаиль заслушиваются в Италии, Германии, Австрии, Англии. Традиционно Турандот исполняют крепкие сопрано, но Анне, уже знакомой с пограничным репертуаром по Сантуцце, леди Макбет, эта партия обязательно покорится: ведь вызов – это ее стихия. В партии Калафа выступит Альфред Ким — певец, известный темпераментными проявлениями не только на сцене, но и в жизни.
За дирижерским пультом – Доминго Хиндоян. Он вышел на международную музыкальную орбиту в 2013-м, когда стал ассистентом Даниэля Баренбойма в Берлинской опере. Сейчас маэстро курсирует между Европой и США. Венская «Турандот» в его графике окружена чикагской «Богемой» и берлинской «Тоской».
13, 17, 22 апреля Берлинская государственная опера приглашает на премьеру оперы Прокофьева «Обручение в монастыре» (1940) в постановке Дмитрия Чернякова. Музыкальным руководителем проекта выступит Даниэль Баренбойм. Это уже пятая совместная работа респектабельного маэстро с безукоризненной репутацией (это о Баренбойме) и демиурга режиссерской оперы с репутацией анархиста (а это уже о Чернякове). К оперной истории в лирико-комической тональности режиссер, пожалуй, еще не обращался. Тем любопытнее узнать, какие контрапункты и скрытые смыслы его увлекут.
Выбирая между комическими и лирическими настроениями, в равной степени представленными в литературном первоисточнике – пьесе Шеридана «Дуэнья», Прокофьев уверенно выбрал лирику. Он даже пожурил московский Камерный театр, чрезмерно акцентировавший в своей постановке Шеридана комедийные моменты.
Что предложит нам берлинский тандем, узнаем только в апреле. Пока театр и сами постановщики ничего не «предсказывают» и даже не намекают. Но для ценителей стиля Чернякова уже само его имя – сигнал к действию. Так же реагируют на него и исполнители: понемногу формируется каста черняковских артистов, и это довольно интересно. Так, баритон Андрей Жилиховский мгновенно согласился на предложение режиссера принять участие в новом проекте, хотя даже не знал, какой именно спектакль тот ставит. Андрей выступит в партии Фердинанда (а до этого был Онегин в резонансном спектакле). И певцу, по его собственному признанию, предстоит «время абсолютного счастья» — репетиции с Дмитрием Черняковым. В партии Луизы выступит Аида Гарифуллина: она работала с режиссером в «Снегурочке», созданной в Парижской опере. В проекте задействованы еще двое солистов российских театров: это тенор Богдан Волков (Антонио) и меццо-сопрано Анна Горячева (Клара). В партии дона Жерома выступит Штефан Рюгамер, в партии Мендозы – Горан Юрич. А дуэньей, которая, словно Фигаро в юбке, все ловко устраивает, станет Виолета Урмана.
16 апреля в Гамбургской государственной опере — Hamburgische Staatsoper — будет дана «Кармен» в постановке Йенса-Даниэля Херцога (2014). В партии несчастного Хозе выступит Йонас Кауфман. Мы чаще ассоциируем этого оперного рыцаря с вагнеровскими образами, но и герой Бизе – тоже абсолютного его герой.
В режиссерском решении мы не найдем романтической красоты, высокой силы чувства, но в ней, к счастью, нет и агрессивности, натурализма, чем отличаются некоторые версии «Кармен». Без сексуальных флюидов не обошлось, но сексуальность на сцене приняла, в общем-то, вполне умеренные формы: провокационные полунаряды Кармен и ее подруг, грязные танцы с Эскамильо. Херцог при этом — отнюдь не любитель оставить все, как есть. Он с энтузиазмом переносит действие в эпоху Элвиса Пресли. Его сценический образ, кстати, определил решение образа Эскамильо. Немного обидно, что эффектный – довольно брутальный, харизматичный – тореадор превратился в гротескную версию девичьего кумира. Но на его фоне еще более серьезным и настоящим выглядит Хозе. Из любопытных режиссерских находок отметим введение нового персонажа – телевизора. Поскольку в постановке нет длинных юбок, мантилий, он вполне неплохо выстраивает историю с всенародным любимцем — Эскамильо.
Итак, в ансамбле с Йонасом Кауфманом выступят: Клементин Марген (Кармен), Александр Виноградов (Эскамильо), Рузан Манташян (Микаэла). За дирижерским пультом — Пьер Джорджо Моранди.
1, 4, 7 апреля в Парижской опере представят вердиевского «Отелло» в постановке Андрея Щербана (2004). Главные партии исполнят Александр Антоненко (Отелло), Георгий Гагнидзе (Яго), Хибла Герзмава (Дездемона). За дирижерским пультом — Бертран де Бийи.
Постановку на премьере публика приняла хорошо: спектакль красивый, драматургически продуманный, корректный. Нет ни стриптизерш на барной стойке, ни бара. Герои, к счастью, не превращены в маргиналов: они сохранили свои статусы и характеры. Отелло – безудержно храбр, Яго – дьявольски подл, Дездемона – ангельски нежна. Но, к примеру, Владимир Галузин, исполнявший заглавную партию на премьере, был несколько озадачен взглядом Щербана на отношения главного героя и его супруги: «<Режиссер> пытался показать, что у каждого из них свое представление о любви, что они находятся в разных мирах <…>. Но есть музыка, которая говорит о другом».
Все дело, видимо, в том, что постановщик сосредоточился именно на конфликте двух миров – «варварского» мира Отелло и «цивилизованного» мира Дездемоны. Критик Екатерина Бирюкова очень точно сформулировала эту режиссерскую идею: «Отелло — непонятное, яростное существо, чужак в африканском одеянии, случайно попавший в европейскую цивилизацию, которую олицетворяют красная мягкая мебель, репортеры с фотоаппаратами и любопытствующие дамочки с лорнетками в руках». Со времени, прошедшего с премьеры, спектакль, вписываясь в обновляющуюся реальность, приобрел новые оттенки. Ради того, чтобы их почувствовать, стоит приехать в Париж.
Приятно увидеть в парижской афише звонкое имя Хиблы Герзмавы. Дездемону она называет одной из своих любимейших ролей («девочек»). В ожидании майской премьеры «Отелло» в родном театре (МАМТ) в постановке Андрея Кончаловского певица словно ищет все самое интересное в разных прочтениях вердиевской оперы.
10, 11, 12, 13,14 апреля в Большом театре, на Новой сцене пройдут показы «Севильского цирюльника» Россини в постановке Евгения Писарева. Премьера состоялась 3 ноября прошлого года, так что спектакль совсем еще юн. Критика приняла его благосклоннее, чем можно было бы ожидать от восприятия спектакля, поставленного драматическим режиссером («немузыкантом»). Все оценили уместность приема «театр в театре», игру и игривость. В рецензии Юлии Бедеровой выявлена, пожалуй, самая главная, пусть и не очевидная, стилевая нота спектакля: «оттенок хулиганской непокорности». Парики – будут, буффонада в старинном стиле – непременно. Но будьте готовы услышать со сцены русскую речь и даже имя Шаляпина — все под контролем: за всем следят помощница режиссера с рацией и тетя уборщица со шваброй.
10, 12 и 14 апреля главные партии исполнят: Рузиль Гатин (Альмавива), Константин Шушаков (Фигаро), Джованни Ромео (Бартоло), Анна Аглатова (Розина), Михаил Казаков (Базилио). За дирижерским пультом — Пьер Джорджо Моранди. Он же дирижирует спектаклем 13 апреля. На спектаклях 11 и 13 апреля мы услышим такой состав: Ярослав Абаимов (Альмавива), Василий Ладюк (Фигаро), Николай Казанский (Бартоло), Хулькар Сабирова (Розина). За дирижерский пульт 11 апреля встанет Александр Соловьев.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»