Оперная афиша ноября: Москва, Санкт-Петербург, Вена, Лондон, Мюнхен

3, 4, 6, 7 и 8 ноября в Большом театре состоится премьера «Севильского цирюльника» Россини в постановке Евгения Писарева, худрука Московского драматического театра Пушкина. За дирижерским пультом – Пьер Джорджо Моранди.

Для режиссера это вторая работа в Большом театре: в 2015 году он поставил «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Этот спектакль не дал повода ни критикам, ни публике разочарованно вздыхать: «Он хороший режиссер, но у оперы свои законы». «Свадьба» получилась яркой, даже броской, с весьма корректно оформленным переносом действия в 1970-е. Возможно, и сейчас, работая над сюжетно родственным материалом («Севильский цирюльник» Бомарше – начало истории о Фигаро, «Свадьба Фигаро» – продолжение), Писарев предложит вояж во времени. В одном из интервью, данном уже после дебюта в Большом, режиссер признавался: «Меня вообще очень увлекает музыкальный театр <…>, но все равно я это делаю немного факультативно, понимая, что я не могу быть по-настоящему музыкальным режиссером, потому что все равно я с ними <певцами – А.Б.> работаю, как с драматическими артистами, но мне это очень интересно». И нам интересно, какие штрихи, нюансы и акценты выявит Евгений Писарев в любовно-комической истории Россини.

А еще совсем скоро мы узнаем, пожелал ли Большой театр повторить кадровое решение «Свадьбы»-2015’: тогда едва ли не все партии были поручены участникам Молодежной оперной программы.

5, 8 ноября  в Венской государственной опере – Wiener Staatsoper – будет дан «Любовный напиток» Доницетти в классически изящной и обаятельной постановке Отто Шенка – мэтра австро-немецкой оперной режиссуры. Партию работящей, гордой и почти не зависимой красотки Адины исполнит Аида Гарифуллина. После неожиданных образных решений в «Снегурочке» Дмитрия Чернякова в Opéra Bastille здесь, в расслабляющей пасторальной атмосфере Аида может быть просто красивой молодой певицей с живым характером. «Пока мне хочется оставаться Джульеттой, Адиной, Джильдой. Сейчас я чувствую этих героинь, их легкость, грациозность, лукавость», – признается сопрано, и мы признаем справедливость этого выбора. Но Аида выразила готовность в ближайшие сезоны пробовать себя в ином репертуаре: еще пару лет назад ведущие театры предлагали ей задуматься о Виолетте, Мими.

В ноябрьских показах «Любовного напитка» вместе с нашей певицей выступят: французский тенор Бенджамин Бернхайм (партию Неморино он включил в свой репертуар меньше года назад), турецкий баритон Орхан Йылдыз (сержант Белькоре), итальянский баритон Паоло Румец (доктор Дулькамара – «всех излечит, исцелит» бутылочкой бордо). За дирижерским пультом – Сперанца Скапуччи.

Вряд ли под видом «чудодейственных» эликсиров доктор без диплома продавал игристые вина, но стиль спектакля успешно справляется с созданием эффекта игристости.

15, 19, 24 и 27 ноября в «Ковент-Гарден» будет показана опера Верди «Симон Бокканегра» в постановке Элайджи Мошински. История венецианского дожа, в которой бурные социально-политические мотивы соединились с мотивами страданий пусть и не маленького, но очень одинокого человека, осложнена изрядным количеством мистификаций с переодеваниями и похищениями. По концентрации событий-впечатлений на единицу времени «Simon Boccanegra» мощнее «Бала-маскарада», «Трубадура» и «Силы судьбы» вместе взятых. Есть в «Симоне» и свой аналог Яго: это Паоло, секретарь дожа. Из ревности и зависти он затевает интригу за интригой. В конце концов «авторство» подлостей будет установлено, справедливость восторжествует, но Симон, увы, успеет выпить отравленный Паоло напиток.

Режиссер-постановщик не смог пройти мимо предвосхищений жанра политического триллера, заложенных в вердиевской партитуре, и развернул эффектное, яркое, обжигающее действие. Огня, кстати, на сцене очень много: он не только в актерской игре и пении, но и во всполохах факелов. Венеция времен Бокканегры буквально полыхает. А в трейлере к спектаклю вспыхивают то ли хэштеги, то ли концепты: «любовь», «убийство», «коррупция», «мятеж»…

Заглавную партию исполнит Карлос Альварес. В партии Якопо Фиеско, врага Симона, ставшего позднее союзником, выступит Ферруччо Фурланетто, в партии Паоло – Марк Ракер (Mark Rucker). Амелией – дочерью Симона, внучкой Фиеско – станет армянская певица Грачуи Басенц. Партию ее возлюбленного, Габриэле исполняет Франческо Мели.

Считается, что это опера для баритона – для исполнителя партии Симона. Но и для других голосов здесь есть великолепные страницы. Можно вспомнить, например, арию Фиеско, по красоте и выразительности не уступающую другой жемчужине басового репертуара – знаменитой арии Филиппа из «Дон Карлоса».

Дирижирует ноябрьскими спектаклями Хенрик Нанаши.

18 ноября в Мариинском театре будет показана «Сила судьбы» – опера, написанная великим Верди специально для императорской сцены в 1862 году. Сейчас в Мариинке идет спектакль 1998 года в постановке Элайджи Мошински. Современная публика имеет возможность оценить декорации, созданные для премьеры в 1862-м Андреасом Роллером: они были восстановлены  художником-постановщиком Андреем Войтенко.

Сюжетные перипетии оперы, как и ее драматургические особенности, дополняются требованием прекрасного, мощного вокала. Какой бы тонкой и умной ни была работа режиссера, ей все равно не скрыть большого количества сценических несуразиц: вроде тех, когда герой поет «Бежать!» – и добрых пять минут поет, врастая в землю, или когда герой, убитый на глазах у публики, в следующей сцене полон жизненных сил и жажды мщения. Мошински не стал с этим бороться, выбрав другой путь. Очень точно охарактеризовала работу режиссера оперный критик Елена Третьякова: «Похоже, он не просто не испугался вампучности самой оперы в ее давней постановке, а с упоением эту самую вампуку воспроизвел». То есть непримиримые враги Карлос и Альваро в положенное время убивают друг друга положенное количество раз, а Леонора скрывается от первого (он ее брат) и рыдает о втором (это ее возлюбленный).

Словом, это был бы идеальный латиноамериканский сериал, если бы не драматичная музыка Верди – покоряющие слух и душу арии, ансамбли. В ноябрьском спектакле Мариинки в партии Карлоса выступит Алексей Марков, в партии Альваро  – Ованес Айвазян, а царит в этом ансамбле Мария Гулегина – донна Леонора.

26 ноября Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на «Лючию де Ламмермур» Доницетти. Несмотря на свою «молодость» – премьера состоялась в 2009 году, – «Лючия» уже стала частью золотого фонда театра. Драгоценные качества постановки были отмечены тремя «Золотыми масками»: в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа художника по костюмам» (Елена Степанова), «Лучшая женская роль» (Хибла Герзмава). Режиссерское решение «Лючии» принадлежит Адольфу Шапиро, музыкальное руководство осуществлял Вольф Горелик.

Не всегда певцы, приступающие к воплощению в жизнь таких сложных партий, как Лючия, с открытым сердцем готовы встретить предложения «неоперного» режиссера. В операх бельканто особенно важно, чтобы постановщик понимал, что такое бесконечно льющиеся фразы, хрустальные верхние ноты и парящие ферматы. Хибла Герзмава, исполняющая заглавную партию в постановке, убеждена: «Шапиро поставил “Лючию” так, будто бы всю жизнь ставил оперу». Пожалуй, лучшей рекомендации и быть не может.

В ноябрьском спектакле вместе с Хиблой поют Чингис Аюшеев (Эдгардо), Дмитрий Зуев (Энрико), Роман Улыбин (Раймондо),  Кирилл Золочевский (Артуро), Элла Фейгинова (Алиса).

За дирижерским пультом – Феликс Коробов.

23 и 28 ноября в Баварской государственной опере – Bayerische Staatsoper премьера: «Отелло» Верди в постановке Амели Нирмайер. Пронзительную историю о смертельно доверчивом мавре расскажут Йонас Кауфман (тот самый мавр, Отелло), Аня Хартерос (Дездемона), Джеральд Финли (Яго), Эван Лерой Джонсон (Кассио). Музыкальный руководитель постановки – Кирилл Петренко.

Амели Нирмайер работает преимущественно в драматическом театре (кстати, среди объектов ее постоянного внимания – драматургия Чехова). Взламывание классических текстов она не практикует. О вердиевском «Отелло» в интервью-анонсе говорит с уважением и четко формулирует заинтересовавший ее момент: почему Дездемона, чувствуя, что это может навредить ей или даже погубить, так настойчива? Амелия имеет в виду обращения героини к супругу с просьбой простить Кассио, случайно ввязавшегося в драку, и помочь ему. Что это: святая простота, обостренное чувство справедливости? До премьеры режиссер держит в тайне свой вариант ответа. Но он, несомненно, известен исполнителям партий Отелло, Яго, Дездемоны. Амелия уверена, что, при наличии мощных хоровых сцен в опере, эта история  разыгрывается между тремя главными героями. История сокровенная, психологически хрупкая. Возможно, в постановке всем главным персонажам будет уделено достаточно внимания, и с большей, чем обычно, тщательностью выстроится линия женской судьбы.

Хотя Аня Хартерос – Дездемона – предпочитает говорить о «демоне ревности», терзающем Отелло, о «грызущих», «изводящих» лейтмотивах его мучительной страсти. Складывается впечатление, что Аня немного завидует Йонасу Кауфману, которому досталась такая интересная роль. Надо сразу сказать, что зависть, если она есть, – абсолютно белая: Аня и Йонас – настоящие боевые товарищи, и это уже их четвертая совместная премьера в Мюнхене.

Что думает об Отелло сам Отелло-Кауфман? «Когда занавес опускается, я не могу, как это обычно бывает, выйти из роли, будто сняв перчатку, – признается тенор. – Мне очень тяжело выбраться из того невероятного депрессивного состояния, которое я играю в 4 акте».

Конечно, из двух злодеев публика выберет доверчивого и обязательно будет сопереживать Отелло-Кауфману. Но мы все же постараемся разделить впечатление от поведения патологически циничного, но все же выдуманного Яго от личности канадского баритона Джеральда Финли. Когда, лет 9 назад, он только начинал петь главную злодейскую баритоновую партию, уже знал: от Яго после спектакля ему легко не избавиться.

Тем, кто желает погрузиться поглубже в пучину вердиевских страстей, 18 ноября стоит посетить матине – творческую встречу, посвященную премьере. Следующие премьерные показы пройдут 2, 6, 10, 12, 15 декабря.

Алевтина Бояринцева

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона