Оперная афиша октября: Милан, Берлин, Мюнхен, Санкт-Петербург

2, 6, 9, 18, 22 и 25 октября «Ла Скала» представит «Эрнани» Верди – премьеру сезона. В российских театрах «Ernani» увидеть почти невозможно: наряду с операми «Двое Фоскари», «Битва при Леньяно» у нас она входит в список редко исполняемых (и поэтому нам почти не известных) сочинений великого итальянца. Зарубежным театрам этот список незнаком. Там меломаны любят Верди за все, а не только за «Риголетто», «Травиату» и «Аиду».

Либретто «Эрнани» (1843) так же, как и «Риголетто», вдохновлено драматургией Виктора Гюго. Так же, как и в популярном «Трубадуре», тенор – это герой с загадочным прошлым и мрачным будущим, а сопрано, отдав свое сердце тенору, страдает от притязаний баритона (да еще и баса в придачу!). Но самое удивительное то, что в «Эрнани» –   страстной испанской истории о благородном герое, ставшем после трагической гибели отца разбойником, – узнаются перипетии нашего родного «Дубровского». Правда, финал оперы по эффектности превосходит пушкинскую повесть: у молодых влюбленных Эрнани и Эльвиры дело все же доходит до свадьбы, но тут появляется Дон Руй Гомес де Сильва (или просто Сильва) и с цинизмом, которому позавидовал бы старый Троекуров, требует от молодожена выполнить обещанное ранее. А это ни много ни мало – самоубийство. Несмотря на столь жестокую развязку, нужно обязательно дождаться последней сцены. Эта опера поставлена Свеном-Эриком Бехтольфом, фирменным знаком которого являются интересные финалы.

Партии в октябрьских спектаклях исполняют: Франческо Мели (Эрнани), Айлин Перез (Эльвира), Симоне Пьяццола (Сильва), Микеле Пертузи (дон Карлос – 22 и 25 октября) и Ильдар Абдразаков (дон  Карлос – 2, 6, 9, 18 октября). Дирижирует спектаклями Адам Фишер.

7, 12, 17, 20, 25 октября Берлинская государственная опера – Staatsoper Unter den Linden – приглашает на «Медею» Керубини: это, как сказано в анонсе, возвращение шедевра после долгого отсутствия. Спектакль ставит немецкий режиссер Андреа Брет. Основная сфера деятельности Андреа – драматический театр. Но и в опере за полтора десятилетия экспериментов она создала свой стиль, свою идеологию. Постановщик утверждает: либретто – это важно, но музыка еще важнее. Казалось бы, благородная идея, близкая режиссерам традиционного, академического направления. Но Андреа – совсем из другого лагеря. Даже либерально настроенной публике, отправляющейся на спектакль Брет, следует иногда собрать волю в кулак и за малоэстетичными действиями на сцене постараться увидеть острую социальную идею. Ее постановки многособытийны, многодетальны, но провокационны. Тем не менее, даже меломанам, «не простившим» Андреа ее «Онегина» на Зальцбургском фестивале в 2007 году с развязной Татьяной и печатной машинкой, стоит рискнуть и увидеть «Медею». Возможно, что, экспрессивно высказавшись на тему женской судьбы в «Кате Кабановой» Яначека (2010, Брюссель; 2017, версия для Берлина) и «Травиате» (2012, Брюссель), режиссер обойдется здесь без чрезмерной эротизации и символизации.

Либретто «Медеи», в соответствии с суровой древнегреческой мифологией, изобилует страданиями, угрозами и убийствами. Прекрасная, драматически накаленная музыка Луиджи Керубини абсолютно соответствует жанровым требованиям высокой трагедии и не допускает мысли о бытовом отношении к событиям и героям.

Музыкальный руководитель берлинской постановки – Даниэль Баренбойм, покровитель смелых режиссеров и хранитель музыкального духа партитуры. В заглавной партии – Соня Йончева, в партии неверного Ясона – Чарльз Кастроново. Царь Креон – Иэн Патерсон, Дирцея, его дочь и новая возлюбленная Ясона – Эльза Драйсиг, Нерис (Нерида), служанка Медеи – Марина Пруденская. Можно предположит, что за основу постановки взята первая (1797), франкоязычная версия оперы.

         4 октября Немецкая опера в Берлине –  Deutsche Oper Berlin – приглашает на «Тоску» Пуччини. Это постановка 1969 года, созданная Болеславом Барлогом и возобновленная спустя 20 лет Гетцем Фридрихом. Спектакль не воспринимается как анахронизм: история о певице Флории Тоске, ее возлюбленном Марио Каварадосси и аморальном бароне Скарпиа постановщиком представлена серьезнее, чем «просто» романтическая драма. Это столкновение амбиций, страсти и суровой реальности. В спектакле сохранены атрибуты, к которым привыкли любители «Тоски»: веер, кинжал, канделябр.

Заглавную партию исполнит Аня Хартерос. Эта певица «выросла» на моцартовском репертуаре, поэтому свойственные Тоске состояния аффекта Аня передает, не изменяя вкусу, не забывая о безукоризненной вокальной технике. В партии Марио  выступит аргентинский тенор Марсело Альварес. В роли тирана Скарпиа мы увидим Эрвина Шротта. В графике его спектаклей участие в «Тоске» соседствует с исполнением партий Мефистофеля в «Фаусте» и графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро». Возможно, барон Скарпиа в этом контексте получит новые образные акценты. За дирижерским пультом – Пьер Джорджо Моранди. Итальянская опера – это «его» территория, что стало ясно после первых же выступлений маэстро  в 1990-х годах.

7, 11, 14, 17 октября в Баварской опере – Bayerische Staatsoper – будет представлен «Трубадур» Верди: это нашумевший спектакль 2013 года в постановке Оливье Пи. Потенциальным гостям Баварской оперы следует быть готовыми к шокирующему видеоряду, блистательному вокалу и абсолютно правильным, хрестоматийным отношениям между героями. Обнаженные и временами окровавленные тела на сцене, монстры, эмбрионы образуют этакий символический второй план, а Леонора, Манрико, ди Луна, Азучена на своем законном первом плане рассказывают всем знакомую историю о мрачных тайнах прошлого, о драматичной любви. Подобный расклад  почти не травматичен для публики, но и режиссеру позволяет сказать свое слово.

В партии графа ди Луны выступит Игорь Головатенко, солист Большого театра. Волею судьбы (почти что «La forza del destino»!) этому очень интеллигентному певцу часто приходится петь если не абсолютных злодеев, то морально неустойчивых персонажей. Вердиевский граф ди Луна – как раз из первых: он не оставляет в покое бедную Леонору, практически доводит ее до самоубийства, казнит Манрико, который оказывается его братом. И еще много других нехороших дел на совести графа. Хоть немного оправдать его могут только великая музыка Верди и мастерство Игоря Головатенко.   Леонору исполнит Красимира Стоянова –  болгарская певица с хорошим русским и огромным арсеналом партий  прекрасных и невинных оперных страдалиц. В партии Манрико выступит американский тенор Рассел Томас – очень фактурный артист с нежным тембром. Одна из недавних его работ – император Тит Веспасиан в «Милосердии Тита» Селларса – Курентзиса, показанный в Зальцбурге в прошлом году. Меццо-сопрано Джейми Бартон исполнит партию цыганки Азучены, запутавшейся в любви и мести. За дирижерским пультом – Ашер Фиш, уже в течение нескольких лет сотрудничающий с Баварской оперой.

2, 5, 9, 12 октября Баварская опера приглашает на «Травиату» – еще один вердиевский шедевр. Спектакль, поставленный в 1993 году Гюнтером Кремером, элегантен и выразителен. Он подтверждает простую истину: чем дальше режиссерский метод от хирургии и чем ближе к поэзии, тем дольше и счастливее судьба спектакля. В прошлые сезоны в партиях Виолетты и Жоржа Жермона в этой постановке выступали Диана Дамрау и Пласидо Доминго.

Визуальная сторона мюнхенской «Травиаты» очень красива: в ней есть элегические осенние тона, ретро-платья в духе 1910-х. Когда Кремер ставил эту оперу в Кельне, он предложил исполнительнице партии Виолетты маленькое черное платье и белый брючный костюм: все это говорит о желании режиссера видеть героиню хрупкой и изящной.

В главной партии в спектакле Баварской оперы дебютирует Кристина Мхитарян, выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, звезда Молодежной оперной программы Большого театра. Партию Альфреда исполнит Павол Бреслик, а в образе Жермона-старшего на сцене появятся Джордже Петян (2, 5 октября) и Василий Ладюк (9, 12 октября). За дирижерским пультом – Кери-Линн Уилсон, хорошо знакомая российской публике по выступлениям в Москве и Санкт-Петербурге.

24 октября в Мариинском театре будет дана «Адриана Лекуврер» Чилеа. Премьера спектакля в постановке Изабель Парсьо-Пьери состоялась больше года назад, но октябрьская «Адриана» обладает особой силой притяжения: все дело в составе. Заглавную партию исполнит Татьяна Сержан, Ахмед Агади выступит в партии Мориса Саксонского, Юлия Маточкина станет принцессой де Буйон (она же дама-отравительница), а Алексей Марков – Мишонне, верным товарищем Адрианы.

Хотя Татьяна Сержан и была отмечена в 2002 году «Золотой маской» за роль Мими в спектакле петербургского «Зазеркалья», серьезные контракты и столь же серьезный успех ожидали ее в Европе. Очень быстро итальянцы признали в Татьяне вердиевскую певицу: ей рекомендовали отложить партию Мими и взяться за мощный образ леди Макбет. И вот уже более 10 лет кровавая леди является визитной карточкой нашей примадонны. К ней добавилась вереница других героинь Верди (а также Пуччини, Чилеа, Джордано). Татьяна пробовала себя и Вагнере, и в Моцарте. Но все же Верди остается ее главным вдохновителем и, наверное, покровителем.

26 октября в Мариинском пройдет вердиевский «Дон Карлос» с Татьяной Сержан в партии Елизаветы. С таким богатым голосом, с глубоким пониманием стиля композитора и драматического содержания каждой сцены певица могла бы обойтись и без костюмов, и без декораций: стоит послушать арию «Tu che le vanita…» («Ты, кто суетность мира познал…») из финала оперы. Но нельзя отказать себе в удовольствии увидеть эффектную постановку  Джорджо Барберио Корсетти, вчитаться в белым по черному начертанное «Tempus fugit, aeternitas manet» («Время бежит, вечность остается»). И, конечно, прекрасный состав солистов не позволит никуда бежать: захочется остаться до самой последней секунды, даже если достоверно известно, чем все это кончится. Партию Филиппа II, короля Испании (он же супруг Елизаветы Валуа, которая, вообще говоря, была невестой его сына, дона Карлоса) исполняет Евгений Никитин. В партии дона Карлоса, несчастного влюбленного и бунтаря-оппозиционера – Сергей Скороходов. Юлия Маточкина исполнит партию страстной и страшно ревнивой принцессы Эболи. Музыкальный руководитель постановки – Валерий Гергиев.

Алевтина Бояринцева

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона