2 и 5 декабря в Берлине в Немецкой опере — Deutsche Oper Berlin – состоятся показы «Андре Шенье» Джордано с Роберто Аланья в титульной партии. Спектакль поставлен в 1994 году Джоном Дью. Режиссер неравнодушен к философским темам — об этом говорит хотя бы первая в мире постановка оперы Шнитке «История доктора Фауста», осуществленная им в 1995 году в Гамбурге. Но и сочинения, в которых удельный вес страстей человеческих выше идеологической плотности, тоже попадают в круг интересов режиссера. «Андре Шенье» — спектакль очень эмоциональный, динамичный – это подтверждает. Как отмечала в свое время Nürnberger Zeitung, «Режиссеру Джону Дью чудом удается представить внутреннюю актуальность произведения, не прибегая к насильственной внешней визуализации». Дью не поддался на сюжетные провокации, а ведь опера Джордано, построенная на подлинных событиях Великой французской революции, содержит изрядное количество жестоких сцен.
Чаще всего партию поэта Шенье исполняют певцы с очень яркой, харизматичной внешностью. Между тем, исследователям известно, что Шенье был «приземистым, с непропорционально большой головой, с глазами, не блещущими выразительностью» (Паоло Патрици). Но публика ждет романтичного, эффектного героя с красивым голосом – такого, как Роберто Аланья. В партии Мадлены де Куаньи, возлюбленной Шенье, выступит колоритная уругвайская певица Мария Хосе Сири. Приятно будет услышать в партии Жерара Романа Бурденко. Еще одна наша певица, Василиса Бержанская, сравнительно недавно перешедшая в репертуар меццо-сопрано, исполнит партию Берси. За дирижерским пультом — Джампаоло Бизанти.
7 декабря по давней традиции в «Ла Скала» открывается новый театральный сезон. В день святого Амвросия, покровителя Милана, начиная с 1951 года, знаменитый театр представляет первую премьеру сезона. В этом году ею станет вердиевский «Аттила». Следующие показы пройдут 11, 14, 18, 21 декабря. У молодежной аудитории 4 декабря есть возможность побывать на специальном предпремьерном показе.
Редкое открытие сезона в Милане обходится без российских солистов. «Аттила» — не исключение: в заглавной партии выступит Ильдар Абдразаков. Партия самого известного оперного гунна появилась в его репертуаре в 2009 году. А идея выйти на сцену в этом образе вдохновляла певца с 16 лет. «Мне в руки попала видеозапись “Аттилы” с легендарным американским басом Самуэлем Ремеем в главной роли. Я влюбился в эту оперу!», — рассказывал Ильдар после громкой премьеры спектакля в «Мете» (2010), с Мутти за дирижерским пультом.
При жизни композитора «Аттила» не был оперным бестселлером, но вот с начала XXI века интерес к этой партитуре начал расти. Современная публика воспринимает его почти как театрально-исторический блокбастер, в котором Атилла – и Конан-варвар, и немного Терминатор. Конечно, нельзя забывать о прекрасной и жестокой женщине, переворачивающей жизнь героя: римлянка Одабелла предупреждает гунна Аттилу о покушении только для того, чтобы в подходящее время лично убить его.
Премьерная постановка готовится режиссером Дэвиде Ливерморе. Его нельзя отнести к постановщикам академического толка: он всегда предлагает авторские версии знакомых текстов, но громких скандалов с криками и свистом его постановки не провоцируют. Руководство музыкальной стороной спектакля осуществляет Риккардо Шайи. В премьерных составах кроме Абдразакова-Аттилы задействованы: Сайоа Эрнандес (Одабелла), Джордже Петян (Эцио), Фабио Сартори (Форесто).
12, 14, 16 декабря в Большом театре в опере Россини «Путешествие в Реймс» выступит Альбина Шагимуратова. Это будет очень значимый проект и для Альбины, и для Большого.
Попрощавшись со своей визитной карточкой – партией Царицы ночи, — певица решила вплотную заняться россиниевским репертуаром. Недавно она блеснула в сложнейшей партии Семирамиды в Баварской государственной опере. Некоторое время назад намечалось и «Путешествие в Реймс», но Альбину смутила стилистика режиссера-постановщика. Так что участие в спектакле Большого в какой-то мере компенсирует несостоявшийся выход в фееричной опере. Пока на официальных сайтах певицы и театра не уточняется, в какой именно из трех главных сопрановых партий выступит Альбина Шагимуратова. В любом случае это будет звездный выход.
Большой театр взялся за покорение Россини сравнительно недавно. Возможно, сказывалось влияние репертуарной политики советской эпохи с ориентацией на монументальность, историчность, реалистичность. Но вот в 2017 году театр представил концертную версию «Путешествия» (сочинения с незатейливым сюжетом, но с колоритными персонажами), и стало ясно: у Россини и Большого могут завязаться серьезные отношения. Напомним также, что в этом сезоне театр выпускает премьеру «Севильского цирюльника». Можно предположить, что в «Путешествии», несмотря на отчаянную сложность вокальных партий, будут задействованы наиболее успешные участники Молодежной программы. Ставит спектакль итальянский режиссер Дамиано Микьелетто. Впервые эту версию «Путешествия…» представили публике Нидерландской национальной оперы, и публика с радостью приняла превращение героев в персонажей известных живописных полотен. Музыкальный руководитель поставки — Туган Сохиев. Стоит напомнить, что в исключительных случаях маэстро весьма охотно включается в сценическое действие – если того требует разыгрываемая ситуация. Будем надеяться, что «Il viaggio a Reims» станет для публики территорией приятных сюрпризов.
21 декабря в Мариинском театре можно будет увидеть «Риголетто» с Альбиной Шагимуратовой в партии Джильды. Это одна из тех партий, с которыми певица не хотела бы расставаться еще долго-долго. Хотя некоторые театры уже предлагают ей Леонору в «Трубадуре», а некоторые постановщики даже видят ее в образе жестокой Турандот, Альбина очень дорожит хрупкостью и чистотой Джильды: в каждой постановке она отыскивает в этой партии новые эмоциональные оттенки. Певица предпочитает постановки, в которых режиссеры «не издеваются» над оперой. Поэтому очень корректное прочтение «Риголетто», предложенное Иркином Габитовым (2005), должно быть комфортным для нее. В партии Риголетто выступит Роман Бурденко.
Еще одна возможность увидеть Альбину в Мариинке появится у меломанов 25 декабря: это будет «Дон Жуан», в котором она предстанет в образе донны Анны. Хотя певица пробует себя в разном репертуаре, Моцарт для нее – гарант мастерства и вокального долголетия: «Если ты умеешь петь Моцарта, ты умеешь петь все», — убеждена Альбина. Вместе с ней в спектакле участвуют: Евгений Никитин (заглавная партия), Татьяна Павловская (Эльвира), Михаил Петренко (Лепорелло). Это спектакль поставил в Мариинском театре Йоханнес Шааф (1999).
15, 18, 22 декабря Венская государственная опера — Wiener Staatsoper — приглашает на «Волшебную флейту» Моцарта. Трудно сказать, что обладает большей привлекательной силой в этом спектакле (Моцарт вне конкуренции!): режиссерский дуэт Моше Лейзера и Патриса Корье, прекрасный разновозрастной – что соответствует либретто – ансамбль исполнителей или личность дирижера Адама Фишера, большого специалиста в классическом репертуаре. Будем считать, что все. Говоря о режиссерской работе, отметим, что спектакль красивый, но не приторный, игривый, но не фривольный. А еще он многоэлементный, остроумный, с обилием чисто театральных эффектов. Из последних запоминается яркий месяц — почти как в «Ночи перед Рождеством»: по мановению ручки Царицы ночи он вспыхивает и сваливается с неба. Очаровывает пухлая свита Моностатоса в форме полицейских, грациозно танцующая под звуки волшебных колокольчиков. Словом, есть что смотреть, рассматривать и разгадывать. Только не стоит садиться на первый ряд: того и гляди оттопчет ноги какой-нибудь пылкий персонаж.
Возглавляет состав исполнителей Рене Папе: являясь одним из лучших исполнителей партий трагических героев Вагнера, он не прочь иногда просто поработать волшебником – Зорастро, например. В партии Тамино выступит лирический тенор Бенджамин Бернхайм, а его возлюбленной — Паминой – станет Валентина Нафорница (победительница знаменитого конкурса оперных певцов в Кардиффе). Хила Фахима исполнит взрывоопасную партию Царицы ночи, а в партии простака Папагено выступит Клеменс Унтеррайнер.
31 декабря «Метрополитен-опера» приглашает на «Адриану Лекуврер» Чилеа в постановке Дэвида Маквикара. Это самый театральный вариант новогоднего вечера, который только можно представить. Опера о великой актрисе, которая, умирая, продолжает играть. Сценические эффекты, закулисные страсти, фееричные актерские судьбы – все это смешивается в «Адриане» в гиперболических пропорциях и приправляется роскошными костюмами в барочном стиле. «Гардиан» (The Guardian) откликнулась на показ этой постановки в «Ковент-Гарден» приветственной рецензией с резюме: «Спектакль гарантирует хороший вечер».
В заглавной партии выступит Анна Нетребко. Адриана — мощное оружие, способное обезвредить даже самого закоренелого нелюбителя оперного театра, – появилась в арсенале певицы совсем недавно. Петербургский дебют Анны в опере Чилеа летом 2017 года показал, что это партия – ее. По мнению критиков, Адриана Лекуврер в интерпретации нашей певицы – «абсолют актрисы».
В «Мете» под управлением итальянского маэстро Джанандреа Нозеды (кстати, как и Анна, он начинал свою звездную карьеру в Мариинке) все лучшие качества Анны-Адрианы должны проявиться с исключительной яркостью. Тем более, ансамбль артистов, разыгрывающих театральную историю о театральной истории («много лет назад Париже…»), великолепен: принцесса де Буйон – Анита Рачвелишвили, принц Буйонский – Маурицио Мураро, Морис Саксонский – Петр Бечала, Мишонне – Амброджо Маэстри.
Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»