4 и 27 января в Мариинском театре будет показана новая постановка «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Премьерные спектакли пройдут в конце декабря. Для тех, слишком увлечется предновогодними хлопотами, январская серия – прекрасная возможность отдохнуть от них и составить свое мнение о новой работе Мариинки.
Спектакль ставит Андреа Де Роза, хорошо знакомый российской публике по «Дон Карлосу» и «Фальстафу» в Мариинском театре. Если ему и достается от критиков, то только за чрезмерную аккуратность и осторожность в выборе постановочных решений. «Режиссер не стремится накинуть на действие сеть «новых смыслов» и «сверхсмыслов», он скорее традиционалист, который старается проникнуть в авторскую логику», – писали «Известия» после премьеры «Фальстафа».
Вероятно, и в истории несчастной Лючии (жестокий брат ее подло обманул, а возлюбленный не поверил в то, что бедняжка стала жертвой козней) режиссер не станет искать поводов для внедрения новых смыслов. Благо партитура Доницетти – это настоящий клад из эффектных сценических ситуаций. Главное, конечно, — россыпь дивных сольных и ансамблевых сцен. Напомним, что «Лючия» — одна из жемчужин бельканто. Маэстро Гергиев, осуществляющий музыкальное руководство, сделает все, чтобы публика почувствовала магию бесконечно льющихся мелодий.
14 и 18 января в Венской опере будет представлена «Тоска» Пуччини в классической постановке Маргарете Вальман. Этому спектаклю уже много лет, но благодаря тому, что он при рождении не был «одарен» остроактуальными смыслами, современными деталями, свежайшими аллюзиями, его хочется смотреть и спустя десятилетия. Постановка красива и экспрессивна, как сама главная героиня. В январских спектаклях Тоску исполнит Кристина Ополайс – очень яркая по драматическому дарованию певица. Ее первой партией на большой европейской сцене была именно Тоска. О дебютном спектакле у Кристины сохранились весьма драматичные воспоминания. Баритон, исполнявший партию Скарпиа, в самый напряженный момент потерял голос. Спектакль остановился, но публика начала скандировать: «Vissi d’arte!» Певица исполнила эту арию по-настоящему — так, как будто ее Скарпиа рядом: она молилась и рыдала. Это стало первым триумфом Ополайс (и первым испытанием на прочность).
В спектаклях Венской оперы все пройдет безукоризненно — таков стиль театра. Партнерами прекрасной Кристины станут Витторио Григоло (Каварадосси) и Марко Вратонья (барон Скарпиа). За дирижерским пультом – Эвелино Пидо.
24, 27 и 30 января Баварская государственная опера — Bayerische Staatsoper – приглашает на «Фиделио» Бетховена в постановке каталонского режиссера Каликсто Биейто (2012). Единственная оперная партитура композитора имеет любопытное жанровое тяготение: она довольно точно воссоздает черты «оперы спасения и ужасов», очень популярной на рубеже XVIII-XIX веков. Яркие образцы жанра мы находим в творчестве Луиджи Керубини. Но у Бетховена ужасы и спасение – на втором плане (хотя и очень мощно воплощенном): композитор говорит, в первую очередь, о героической личности, способной на невозможное ради свободы и справедливости. Интересно, что героической личностью в «Фиделио» оказывается Леонора: женщина, ради спасения мужа переодевшаяся в мужской костюм, назвавшаяся Фиделио и бросившая вызов тирану.
Вкратце сюжет таков: Флорестан, супруг Леоноры, попадает в тюрьму, где его судьбу, как и судьбы других несчастных, решает дон Пизарро. Леонора-Фиделио в последний момент спасает мужа от смерти. В этот самый момент – тут уже вступают в действие законы оперы спасения – к тюрьме подъезжает министр Фернандо. Пизарро трусливо скрывается, а дон Фернандо с удивлением узнает во Флорестане своего давнего друга. Словом, злодей наказан, отважные сердца ликуют, восхваляя свободу. Такой представил эту историю Бетховен.
Но вот в дело вступает режиссер, и все страшное становится страшнее, кровавое — кровавее, ясное — неоднозначным. Все действо развертывается в большой многоярусной клетке-лабиринте и на прилегающей к ней территории. Сценография в целом интересна: своя правда есть и в фигурах-марионетках, и в окровавленной фигуре заключенного. Но есть и «трудности перевода»: к примеру, нелегко узнать в вооруженном и весьма недружелюбном клоуне справедливого дона Фернандо. Но, как говорится, на то и режиссер в опере, чтобы зритель не дремал.
Состав в «Фиделио» великолепный: как и на премьере в 2012 году, в партиях верных супругов выступят Йонас Кауфман (Флорестан) и Аня Кампе (Леонора-Фиделио). Партию Пизарро исполнит Вольфганг Кох, тюремщика Рокко — Гюнтер Гройссбек, а Фернандо (клоуном, вершащим судьбы) станет Тарек Назми. За дирижерским пультом – Кирилл Петренко.
22, 25, 28 и 31 января Опера Бастилии (Opéra Bastille) приглашает на новый грандиозный проект — премьеру оперной дилогии Берлиоза «Троянцы». Действо, развертывающееся чуть более пяти часов, поставил любимец парижской публики Дмитрий Черняков. Для Opéra Bastille – это знаковый спектакль: в 1990 году «Троянцы» открывали первый сезон нового театра.
Эпопея Берлиоза, вдохновленная «Энеидой» Вергилия, состоит из двух частей: это «Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене». Эпическое по сути произведение пронизано человеческими страстями. Эней, став избранником богов, не перестал быть человеком.
Итак, «Взятие Трои» — сказ о том, как троянцы, не послушав предсказания вещей Кассандры, внесли огромного коня в свой город. Троя пала, а ее верный сын Эней теперь должен добраться до дальней земли, чтобы основать новый великий город – Рим. «Троянцы в Карфагене» — щемящая душу история о борьбе между чувством и долгом. Эней и прекрасная царица Карфагена Дидона полюбили друг друга. Но Эней не может остаться с ней: боги призывают его вспомнить о долге и незамедлительно продолжить путешествие к будущему Риму. Дидона вонзает меч себе в грудь. Боги предрекают расцвет нового государства и гибель Карфагена.
Не стоит ожидать, что спектакль Дмитрия Чернякова отнесет нас во времена падения Трои и зарождающейся славы Римской империи. Кредо постановщика – «там, на сцене, должны быть не “они”, а “мы”». Максимальная актуализация оперной партитуры является основным вектором в работе режиссера.
На решение этой задачи театр бросил лучшие силы. В премьерных спектаклях задействованы: Брендон Йованович и Брайан Химель (Эней), Элина Гаранча (Дидона), Паата Бурчуладзе (Приам, царь Трои), Стефани Д’Устрак (Кассандра, его дочь), Од Экстремо (Анна, сестра Дидоны), Мишель Лозьер (Асканий, сын Энея). И это – только часть огромного состава, принимающего участие в постановке. За дирижерским пультом — Филипп Жордан.
Уточним: на 22 января назначен целевой предпоказ спектакля — для молодежной аудитории. Меломаны старше 28 лет приглашаются 25, 28 и 31 января.
26 и 27 января в Большом зале «Моцартеума» — Stiftung Mozarteum — Чечилия Бартоли, сэр Андраш Шифф и возглавляемый им ансамбль Cappella Andrea Barca представят моцартовскую программу. 27 января – день рождения величайшего музыканта, и эти концерты – дар-посвящение. Есть и еще один, более скромный, но все же важный повод для представления программы именно в эти дни: ансамблю Cappella Andrea Barca исполняется 20 лет. В 1999 году, на моцартовской неделе Андраш Шифф и его коллектив впервые выступили в «Моцартеуме». Кстати, Фортепианный концерт №15 (Си-бемоль мажор), включенный в нынешнюю программу, был частью их дебютного выступления. В инструментальную часть программы, которая будет представлена 26 и 27 января, вошел также Концерт №17 (Соль мажор). И Пятнадцатый, и Семнадцатый написаны в один год – 1784-ый: получается, что в 2019-м у них тоже юбилей.
Прекрасная Чечилия исполнит две концертных арии («Chi sà, chi sà, qual sia», «Ch’io mi scordi di te?» – «Non temer, amato bene») и арию Секста «Parto, parto» из оперы «Милосердие Тита».
Стоит добавить, что оба музыканта с большим интересом относятся к концепции исторически информированного исполнительства, но не только поэтому их прочтению Моцарта можно доверять безоговорочно. И Андраш Шифф, и Чечилия Бартоли – музыканты-гипнотизеры: публика оказывается во власти их чар с первых же звуков.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»