9, 12, 15, 18 и 21 февраля в Венской государственной опере будет показана новая постановка оперы Доницетти «Лючия де Ламмермур» с Ольгой Перетятько в заглавной партии. Это совместный проект Wiener Staatsoper и Opera Philadelphia. Спектакль поставлен Лораном Пелли. В чародейском мире современной оперной режиссуры – он, пожалуй, самый добрый волшебник. Даже от критиков ему достаются не страшные эпитеты, а комплименты. Пелли неравнодушен к сказочным темам, фантазийным, не фантасмагорическим, образам. Знаменитая «Золушка» (та, в которой героиня получает платье с подолом цвета золы) – своего рода визитная карточка мэтра-волшебника. Какой он видит оперу Доницетти? Лючия и Эдгардо, конечно, не стали эльфами: они, скорее, напоминают Мими и Рудольфа из совсем другой оперы. Спектакль не «заумный»: он очень человечный. При этом Пелли обошелся без избыточного реализма, натурализма и мелодраматизма.
Для Ольги Перетятько Лючия – партия родная и близкая. Она пела в самых разных постановках: ее Лючиям, по воле режиссера, приходилось быть и слегка агрессивными, и слегка готическими. В «Лючии» от Пелли Ольга выступит вместе с Хуаном Диего Флоресом (Эдгардо) и Джордже Петяном (Энрико). За дирижерским пультом – Эвелино Пидо.
2, 5 и 8 февраля «Ла Скала» приглашает на «Травиату» Верди в постановке Лилианы Кавани. Это спектакль 1990 года. Тогда за дирижерским пультом был маэстро Риккардо Мути. Февральскими спектаклями дирижирует Мюнг-Вун Чунг.
Партию Виолетты исполнит Марина Ребека, Альфреда – Бенджамен Бернхайм, Жоржа Жермона – Лео Нуччи. В мартовской серии на сцену La Scala вернется Пласидо Доминго, чтобы спеть отца Альфреда.
Рецензенты заметили в эмоциональной, красивой версии Кавани след Лукино Висконти – его «Травиаты» с Марией Каллас. Это отличная рекомендация для тех, кого шокируют видеопроекции с палочками Коха. Критика Владимира Дудина, видевшего эту постановку с Анной Нетребко в главной партии, восхитили, среди прочего, «мелкие психологические подробности»: «все действие было, как “живая плоть”, вызывавшая мгновенную реакцию в зале» («Российская газета»).
10, 12, 16, 19, 23, 26 февраля La Scala приглашает на фееричную «Золушку» Россини. О фееричности позаботился прежде всего сам композитор: вокальные партии настолько виртуозны, что требуют от певца уже не только мастерства, но и бесстрашия. Ответственность за феерию взял на себя и режиссер-постановщик – Жан-Пьер Поннель. Его профессиональное кредо – быть с композитором заодно. Сочинение мощных смысловых контрапунктов никогда не увлекало Поннеля. Может быть, поэтому спектакль, рожденный в 1971 году, и сегодня свеж и ярок. Ничто так не старит постановку, как изобилие актуально-интеллектуальных находок режиссера. Музыке Россини привольно в спектакле Поннеля, и это определяет все.
Итак, в фееричном миланском спектакле задействована серьезная международная команда: Анжелина (она же Золушка) — Марианна Кребасса, которую мы помним по пермско-зальцбургскому «Милосердию Тита»; дон Рамиро (он же Принц) – Максим Миронов, специализирующийся на россиниевском репертуаре; дон Маньифико – Никола Алаймо, Дандини – Эрвин Шротт. За дирижерским пультом — Оттавио Дантоне.
27 февраля в «Ла Скала» начинаются премьерный показ оперы Мусоргского «Хованщина». Спектакль ставит Марио Мартоне, за дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев. Русский вокальный десант в соответствии с сюжетной иерархией возглавляет Михаил Петренко, он же Иван Хованский. С ним плечом к плечу идут: Екатерина Семенчук (раскольница Марфа), Станислав Трофимов (Досифей), Сергей Скороходов (Андрей Хованский), Евгений Акимов (Василий Голицын), Алексей Марков (Федор Шакловитый), Максим Пастер (подьячий), Евгения Муравьева (Эмма).
Взаимоотношения героев оперы весьма непросты, но солисты Мариинского театра, неоднократно работавшие вместе, справятся со сложносплетениями судеб и событий. Как известно, ради драматической правды Мусоргский соединил в своем сочинении события 1682 и 1689 годов: историю Ивана Хованского («бати»), возглавлявшего стрелецкий приказ, и приход к власти юного Петра Алексеевича.
Итальянский режиссер Марио Мартоне работает в оперном жанре с 1989 года. В списке его постановок – оперы Моцарта, Россини, Масканьи, Леонкавалло, Хиндемита. В «Ла Скала» Мартоне поставил «Сельскую честь» и «Паяцев» (сезон 2010-2011’), сезон 2017-2018’ открывался его версией «Андре Шенье». Среди работ Мартоне в кино и драматическом театре есть немало историко-биографических проектов. Неудивительно, что опера, вдохновленная русской историей XVII века, привлекла внимание постановщика.
4, 6, 9, 18, 21 и 26 февраля «Ковент-Гарден» приглашает на премьеру оперы Леоша Яначека «Катя Кабанова». В последние годы ведущие оперные сцены мира проявляют интерес к наследию чешского композитора. Его «Енуфа» (1904) уже перестала быть славянской экзотикой. Конечно, она идет не так часто, как оперы Пуччини, но почти так же регулярно, как оперы Прокофьева. «Катя Кабанова» (1921), родившаяся из «Грозы» Островского, не является абсолютным музыкальным эквивалентом пьесы. Либретто, созданное самим Яначеком, содержит некоторые изменения, касающиеся в основном социального антуража.
Музыковеды не исключают, что в жизни композитора было нечто общее с тем, что творится в пьесе Островского. Это сложно подтвердить или опровергнуть, но абсолютно точно известно, что Яначек — степенный, женатый — терзался от любви к чужой жене. Историю этих отношений сохранила обширная страстная переписка.
Заинтересовала ли режиссера Ричарда Джонса возможность автобиографических мотивов в «Кате Кабановой», узнаем на февральской премьере. Известно лишь, что в этой постановке и место, и время действия изменено: время – наше, место – глухое, к Волге не привязанное.
Знаем мы также, что Джонс – не любитель поэзии и романтической красоты. Он, скорее, склонен к прозаизации материала.
В этом спектакле впервые выйдут на сцену Covent Garden Аманда Маджески (Катерина) и Павел Чернох (Борис). Маджески успешно выступала в моцартовском репертуаре. Есть и удачные пробы в музыке ХХ века – ни много ни мало «Пассажирка» Вайнберга. Тенор Павел Чернох исполняет партию Бориса с 2014 года, так что материал ему хорошо знаком. Стоит добавить, что Павел владеет русским: это позволяет ему получать приглашения на такие партии, как Ленский («Евгений Онегин»), Водемон («Иоланта»), Владимир Игоревич («Князь Игорь»).
В февральских спектаклях также заняты: Сюзан Бикли (Кабиниха — Марфа Кабанова), Эмили Эдмондс (Варвара), Эндрю Тортес (Кудряш), Эндрю Стэплс (Тихон). За дирижерским пультом – Эдвард Гарднер.
2, 6, 9, 13, 16, 20 февраля «Метрополитен-опера» приглашает на моцартовского «Дон Жуана» Майкла Грандэйджа. Спектакль стал одной из сенсаций сезона 2011-2012’. И вовсе не потому, что режиссер создал экстраординарную концепцию. Напротив: Грандэйдж предложил очень корректное, внимательное к партитуре решение. Восторги вызвал высочайший уровень исполнения, и в этом, кстати, – немалая заслуга именно режиссера: его предложения вдохновляли певцов, а не ставили в тупик. Однако слово «корректное» не следует понимать как хрестоматийно-академическое. На сцене бушуют неакадемические страсти, полыхает и метафорический, и вполне физический огонь.
Режиссер не ставит указатель с названием города, но ландшафты, интерьеры и, конечно, темпераменты здесь подлинно испанские. Партию чертовски обаятельного Дон Жуана в февральских спектаклях исполнит Лука Пизарони. Любопытно, что на премьерных показах Ильдар Абдразаков пел заглавную партию, а сейчас он станет верным слугой и тенью супергероя – ворчливым Лепорелло. Большая радость – увидеть на сцене «Мета» нашу хрупкую Аиду Гарифуллину. Она оказалась в одном составе с Ильдаром: 2, 6, 9, 13, 16 февраля выступит в партии Церлины.
Также в февральских спектаклях выступят: победительница «Опералии-2014» Рейчел Уиллис-Соренсен (донна Анна — все даты, кроме 20-го), Дженифер Чен (донна Анна в спектакле 20 февраля), Федерика Ломбарди (донна Эльвира), Рихаб Шайеб (Церлина в спектакле 20 февраля), Станислас де Барбейрак (дон Оттавио), Brandon Cedel (Мазетто — все даты, кроме 20-го), Пейксин Чен (Мазетто в спектакле 20 февраля), Штефан Коцан (Командор). За дирижерским пультом — Корнелиус Майстер.
Алевтина Бояринцева — специально для ТБП «БИНОКЛЬ»