5 сентября Венский Концертхаус — Wiener Konzerthaus – открывает новый сезон музыкой Моцарта. Большая креативная команда, собранная Теодором Курентзисом, представит «Свадьбу Фигаро» в концертном исполнении. В этом творческом проекте участвуют два коллектива из Перми – хор и оркестр musicAeterna. Солисты, работающие в разных театрах России и мира, ради «Le nozze di Figaro» встретятся в Вене.
Партию графы Альмавивы исполнит Андрей Бондаренко (Мариинский, Михайловский театры), в партии его очаровательной супруги Розины выступит Екатерина Щербаченко (Большой театр). Для обоих солистов партии в моцартовской опере – давние спутники. Андрей даже был номинирован на «Золотую Маску» за исполнение партии графа в Пермском театре оперы и балета. Сюзанной станет Ольга Кульчинская, исполнявшая эту партию в Большом театре, а ее Фигаро – итальянский бас Алекс Эспозито (его хорошо знают поклонники творчества Россини). А партию Керубино исполнит Пола Мурриха, в чьем репертуаре – немало «брючных» партий.
Для Курентзиса музыка Моцарта – одна из самых драгоценных тем для творческой рефлексии. Маэстро называет композитора актуальным, авангардным, гениальным, с чем никто и не спорит. Спорят иногда с теми темпами, которые предлагает Курентзис. Отвечая на удивленные реплики, Курентзис рассказывает такую историю. Как-то Рихард Вагнер репетировал «Свадьбу Фигаро». После исполнения весьма сдержанного фрагмента раздался голос из зала: «Маэстро, это должно быть быстро, стремительно! Моцарт любил очень быстрые темпы». Вагнер удивился (надо полагать, даже разозлился): «Откуда вы знаете?» Оппонент из зала пояснил: «Я был на его репетициях». С этим аргументом не поспоришь!
16 сентября в Konzerthaus с сольным концертом выступит меццо-сопрано Элина Гаранча. Вместе с Венским камерным оркестром она представит фрагменты из опер Верди и Пуччини, а также широкий пласт колоритной испанской музыки – песни и отрывки из сарсуэл.
Этот концерт должен был состояться в июне, но из-за травмы певице пришлось его перенести на осень. Вот, наконец, Элина в строю, и ее поклонники смогут насладиться итальяно-испанской программой. Верди представлен двумя сольными номерами коварной Эболи из «Дон Карлоса»: Песней о вуали («Nel giardin del bello saracin») и знаменитой арией «O don fatale». Арией Адрианы Лекуврер — «Ecco! Respiro appena…» — певица представит одноименную оперу Чилеа. Хотя это сопрановый репертуар, Элина Гаранча — не первая обладательница меццо-сопрано, с легкостью овладевающая сопрановыми вершинами.
Испанский пласт в ее программе – это сочинения Пабло Соросабаля, Федерико Чуэки, Станислао Гастальдона, Карлоса Гарделя и других достойнейших представителей музыкальной Испании. Напомним, что Элина не только поет на испанском: она свободно говорит на нем, дает развернутые интервью.
Весь вечер за пультом – Марк Чичон. Венский камерный оркестр под его управлением исполнит увертюры к «Луизе Миллер» и «Силе судьбы» Верди», интермеццо из «Манон Леско» Пуччини и увертюру к «Легкой кавалерии» Зуппе.
10 сентября в Бремене, в концертном зале «Die Glocke» выступят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Они представят программу из сочинений итальянских мастеров оперного жанра в сопровождении оркестра Deutsche Kammerphilharmonie Bremen («Немецкая камерная филармония Бремена») под управлением Ядера Биньямини.
Любимыми композиторами для слушания Анна называет Вагнера, Бриттена и Прокофьева, но, имея опыт исполнения музыки этих авторов, в своем актуальном сценическом репертуаре она отдает явное предпочтение итальянским композиторам. И Юсиф, и Анна в один голос признаются: итальянский язык и итальянский репертуар – самый удобный. В бременскую программу звездная пара включила фрагменты из опер Верди, Пуччини, Каталани, Леонкавалло, Масканьи. Удивительно, но сентябрьский концерт – первое выступление Анны и Юсифа в Бремене. Этому моменту уделено особое внимание в официальном интернет-анонсе. А заканчивается он просто восхитительно: обещанием «мурашек по коже».
22 сентября в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича Хибла Герзмава представит программу из арий и романсов русских и зарубежных композиторов. Партия фортепиано — Екатерина Ганелина. Певица не так часто балует публику сольными концертами, особенно камерными программами: основная часть ее жизни – контракты в ведущих оперных домах мира и любимый МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. Тем не менее от жанра сольного концерта дива не отказывается.
Сейчас главный композитор в жизни Хиблы Герзмавы – Верди. Только что в родном театре певицы отгремела премьера «Отелло» в постановке Андрея Кончаловского. Возможно, Хибла включит трогательную, полную тягостных предчувствий Песню об иве в свою концертную программу. Говоря о том, что хотелось бы спеть в будущем, певица называет Леонору в «Трубадуре», Аиду, а еще — Адриану Лекуврер (Чилеа), Норму (Беллини). Может быть, они уже сейчас украсят ее программу?
В интервью для «Известий» Хибла признается: «Мне хочется быть многогранной, не замыкаться в рамках академического пения. Если это находится в сфере моих интересов, не противоречит моему внутреннему состоянию — почему бы не попробовать?» Может быть, на концерте в Санкт-Петербурге мы услышим и что-то из ее любимого джаза?
25 сентября открывается новый сезон в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича. По традиции концерт-открытие проходит в день рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В программу вечера вошли его Первый фортепианный концерт и Первая симфония Малера. Они прозвучат в исполнении заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Юрия Темирканова. Солист — Денис Мацуев.
Концерт был написан в 1933 году. Шостакович, прекрасный пианист, дипломант I Международного конкурса имени Шопена (Варшава), сам исполнил на премьере партию солирующего фортепиано. В Концерте, как и во многих других сочинениях композитора конца 1920-х-начала 1930-х, — немало проявлений музыкальной иронии, дерзких стилевых «реплик».
Первая симфония Густава Малера окончена в 1888 году. После премьеры в Будапеште (20 ноября 1889 года) автор внес некоторые изменения. Впоследствии он отказался от названия, которое дал своему первому симфоническому произведению, — «Титан». Важные для композитора ассоциации с одноименным романом «не считывались» слушателями. На сегодняшний день Первая симфония считается одним из самых исполняемых малеровских произведений.
Для Шостаковича австрийский композитор был фигурой, определившей многие стороны художественного мировоззрения. Юрий Темирканов так сформулировал важное свойство музыки Малера: «Он сумел в невероятном мажоре говорить очень грустные вещи». Маэстро также обратил внимание на пример интерпретации этого свойства в музыке Шостаковича – на трагический мажор в финале Пятой симфонии.
В сентябре в Мариинском театре стартует очень интересный и своевременный проект: театр приглашает на встречи с лауреатами XVI Международного конкурса имени Чайковского. Так, 6 сентября в программе-открытии нового сезона в Концертном зале Мариинки примет участие лауреат I премии в номинации «Скрипка» Сергей Догадин. Он исполнит Концерт для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса.
Сергей – победитель многих и многих серьезных конкурсов. Его дебют на конкурсе Чайковского состоялся в 2011-м: тогда он стал обладателем II премии (а первую жюри не присудило никому). И вот сейчас, спустя 8 лет и несколько конкурсов – заслуженная и безоговорочная победа. Возможно, людей, далеких от загадочного мира исполнительского искусства, удивит тот факт, что Сергей продолжает учиться. Ему показалось недостаточным обучение в нескольких аспирантурах у ведущих европейских профессоров: сейчас он консультируется у Бориса Кушнира, в Вене. К нему, кстати, ездят за советами скрипачи, уже много лет занимающие топовые позиции в мировом рейтинге. «Дело в том, что на протяжении всей профессиональной жизни нужен всегда взгляд со стороны; важен человек, музыкант высокого класса, который способен указать на детали, которые иногда, в силу многих причин, «замыливаются» с годами, но являются основополагающими элементами первоклассного исполнения», — поясняет Сергей.
Итак, в исполнении Сергея и Симфонического оркестра Мариинского театра прозвучит Сибелиус. А содержательный контекст для знаменитого Концерта создадут Фейерверк» и музыка из балета «Жар-птица» Стравинского, а также «Вознесение» (четыре симфонические медитации) Мессиана.
26 сентября в Мариинке в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра выступит лауреат I первой премии в номинации «Фортепиано» и обладатель Гран-при Александр Канторов. Для него конкурс Чайковского – первый в жизни. Как признавалась Рена Шершевская, наставник Александра в парижской Ecole Normale de musique, сам победитель после объявления результатов не очень-то поверил в реальность происходящего. Но факт остается фактом: дебютант произвел самое сильное впечатление на жюри.
Для финального тура Александр выбрал Второй концерт Брамса и Второй концерт Чайковского. Довольно оригинальный выбор для битвы сильнейших, полем для которой обычно становятся Первый концерт Чайковского, Второй или Третий концерты Рахманинова, концерты Листа. Для Канторова Брамс – особая история: «Его музыка – это то, что меня вдохновляет и поддерживает», — признавался он после финала.
Пока программа сентябрьского выступления Александра не объявлена, но вероятность того, что это будет любимый Брамс – очень велика. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев, сопредседатель Оргкомитета XVI Международного конкурса имени Чайковского, оказывающий серьезную практическую поддержку сильнейшим участникам этого состязания.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»