14 октября в Венском Концертхаусе (Wiener Konzerthaus) Йонас Кауфман представляет премьеру программы «Моя Вена». В нее вошли сцены из оперетт и венские песни. Звездный тенор выступит в сопровождении оркестра «Пражская филармония» под управлением Йохена Ридера. Партнершей Йонаса в дуэтных номерах станет Рейчел Уиллис-Соренсен (напомним, что международная карьера американской певицы началась после победы на «Опералии» в 2014-м).
Этим концертом в австрийской столице Кауфман открывает большое турне, которое презентует его новый диск, выпущенный на Sony Classical. Программу «Mein Wien» после Вены услышат в Мюнхене, Берлине, Нюрнберге, Гамбурге, Будапеште, Париже и многих других городах.
В программу включены самые яркие арии и дуэты из «Летучей мыши», «Ночи в Венеции», «Венской крови» Штрауса, а также вокальные миниатюры Роберта Штольца и других мастеров песенного жанра.
Интересно, что первую большую роль Йонасу подарила именно оперетта: это была партия Карамелло в штраусовской «Ночь в Венеции».
22 октября в Эльбской филармонии оркестр Kremerata Baltica под управлением Гидона Кремера представит очень интересную и в стилевом отношении идеально выстроенную программу. Прозвучат сочинения Мечислава Вайнберга, Дмитрия Шостаковича и Леонида Десятникова. Это будет не просто концерт, а вечер-погружение, вечер-атмосфера, которому предшествует беседа на темы, заданные программой.
Мечислав Вайнберг (1919-1996), чье творчество лет 30-40 назад широкой публике было известно лишь по кинохитам (музыка к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня»), в последние годы все чаще притягивает внимание выдающихся исполнителей. Надо признать: его музыка активно исполняется на Западе. Но все чаще и в России, где композитор провел почти всю свою жизнь, его сочинения не просто исполняются, а становятся репертуарными (как, к примеру, опера «Пассажирка»).
Вайнберг не был консерваторским студентом Дмитрия Шостаковича, но именно его музыка — а именно Пятая симфония — заставила молодого музыканта родом из Варшавы «заново родиться». «Хотя я ни одного урока у него не взял, любое свое новое сочинение я первым делом показывал Дмитрию Дмитриевичу», — говорил Вайнберг. Двух композиторов связывало и совместное музицирование. Однако Шостакович не только помог ему раскрыться как музыканту, но и буквально спас ему жизнь. В 1953 году, когда Мечислава Самуиловича арестовали по абсурдному обвинению, Шостакович приложил немалые усилия для его освобождения. Спустя годы Вайнберг вспомнил слова следователя: «За тебя дружки заступаются».
В исполнении Kremerata Baltica и Гидона Кремера прозвучат Концертино для скрипки и струнного оркестра (1948) и Вторая симфония (1946) Вайнберга.
Творчество Дмитрия Шостаковича будет представлено Первым фортепианным концертом (1933), или, как его еще называют, Концертом для фортепиано, трубы и струнных. Кстати, последний вариант ближе к авторскому предполагаемому: «концерт для рояля в сопровождении струнного оркестра и трубы» — так композитор планировал назвать новое сочинение. Ему хотелось подчеркнуть отсутствие в партитуре группы духовых и ударных. Необычность тембрового решения обусловлена и самой идеей произведения – игровой, ироничной, пожалуй, даже гротесковой. Хотя в официальных комментариях 1930-х годов Шостакович использовал другие определения характера: «бодрый», «жизнерадостный» — в соответствии с духом времени.
Солирует в Концерте молодой латвийский пианист Георгий Осокин, а партию трубы исполнит Сергей Накаряков.
Последний, слегка постмодернистский штрих в программу внесет музыка Леонида Десятникова к фильму Александра Зельдовича «Мишень» (2011).
31 октября в одном из лучших лондонских залов, в Барбикан-холле (Barbican Hall), программу из сочинений композиторов ХХ века представит Лондонский симфонический оркестр под управлением Джанандреа Нозеды. Солист – Денис Мацуев.
Сочинения, вошедшие в программу, в анонсе названы «окрашенными в темные тона». Это, конечно, обобщение и упрощение: в каждой партитуре – множество образных, эмоциональных оттенков. Итак, в программу включены: Четыре морские интерлюдии и Пассакалия из оперы «Питер Граймс» Бриттена, Второй фортепианный концерт Прокофьева и Шестая симфония Шостаковича.
Если колорит бриттеновской музыки действительно довольно мрачен, то о Концерте Прокофьева этого сказать нельзя. Хотя сам композитор говорил о желании найти «большую глубину содержания» во Втором концерте (после Первого, прозванного «футбольным»), но все же к беспросветности, мрачности его сочинение не имеет никакого отношения. Более того: его премьера в 1915 году стала поводом для весьма ироничных, даже язвительных реплик в прессе. «Подыгрывая» общему тону отзывов, Борис Асафьев, один из поклонников творчества молодого Прокофьева, посочувствовал постоянным слушателям абонементных концертов: «Бедные! <…> Привыкнув слушать или старье, или новейшую посредственность, абоненты должны были в нынешнем сезоне <…> воспринять Второй фортепианный концерт самого Сергея Прокофьева, музыкального страшилища и пугала для всех сладко дремлющих в тине привычных и донельзя использованных форм и выражений». Напомним, что солирует в Концерте Денис Мацуев.
О Шестой симфонии Шостаковича маэстро Нозеда сказал: «Интересно видеть, как с помощью искусства Шостакович старался быть верным себе, одновременно пытаясь выполнить требования Советов». Может быть, Шестая – не самый характерный пример композиторского высказывания на эзоповом языке. Однако мысль о том, что при любых обстоятельствах Шостакович в музыке умел оставаться собой, абсолютно справедлива.
15 октября в Мариинском театре выступят молодые певцы — лауреаты XVI Международного конкурса имени Чайковского: Айгуль Хисматуллина, Ангелина Ахмедова, Владислав Куприянов. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Кристиана Кнаппа они представят программу из моцартовских сочинений, в которую вошли: концертная ария «Nehmt meinen Dank», ария Памины из «Волшебной флейты», ария графа Альмавивы из «Свадьбы Фигаро», ария Гульельмо из оперы «Так поступают все», дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан». Оркестр исполнит увертюру к опере «Так поступают все» и Симфонию № 39.
Айгуль Хисматуллина — лауреат II премии конкурса. Но для нее эта победа не является стартом. Айгуль с 2016 года является солисткой Приморской сцены Мариинки. За плечами у нее – стажировка под руководством блистательной Альбины Шагимуратовой.
Ангелина Ахмедова стала лауреатом IV премии. Несомненно, исполнение на сцене родной Мариинки таких партий, как Лючия, Джильда, помогло ей достойно выступить на конкурсных испытаниях.
Владимир Куприянов стал обладателем специального приза «Памяти Дмитрия Хворостовского». Слушателям памятно его исполнение романса Вольфрама фон Эшенбаха на гала-концерте конкурса. Вольфрам, как и Евгений Онегин, Грязной, Гульельмо, входит в его репертуар, исполняемый в Мариинском театре.
27 октября в Санкт-Петербурге, в многофункциональном Концертно-спортивном комплексе «Тинькофф Арена» (ранее известном как «М-1 Арена») выступят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Тот факт, что звездная пара чаще стала петь в России, не может не радовать. В Москве и Петербурге мы слышали Анну в операх Верди, Пуччини, Чилеа. Возможно, в ближайшем будущем примадонна представит на суд соотечественников свою Саломею в одноименной опере Рихарда Штрауса. Ее супруг более консервативен в выборе репертуара. Но в том, что Анна и Юсиф традиционно готовят для сольных концертов, они неподражаемы. Слушая их в итальянском репертуаре, никто не решится даже подумать о консервативности.
4 октября в Концертном зале имени Чайковского – закрытие XI Большого фестиваля Российского национального оркестра. Программу вечера составили сочинения отечественных композиторов прошлого века: сюита Александра Глазунова «Шопениана», Первый концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. За дирижерским пультом – Михаил Плетнев. За роялем — Люка Дебарг. Партию солирующей трубы в Концерте Шостаковича исполнит Владислав Лаврик.
Сотрудничество Дебарга с маэстро Плетневым началось сразу после яркого выступления французского пианиста на конкурсе Чайковского. Как признается в интервью Люка, работа с оркестром – особая стихия, особый тип творчества, и этому тоже нужно учиться: «Пришло понимание, что, будучи солистом, я не должен довольствоваться изучением только своей партии, но обязан глубоко, до мелочей, знать партитуру фортепианного концерта» (из интервью для журнала «Музыкальная жизнь»). Можно добавить, что для Дебарга погружение в симфоническую партитуру – своего рода двойная школа. Она дает возможность не только досконально подготовиться к репетициям с оркестром, но и получить практические знания в области оркестровки. А мы знаем, что Люка, как и маэстро Плетнев, серьезно занимается композицией.
10 октября в Концертном зале имени Чайковского состоится благотворительный концерт, посвященный героям Ржева. В этом году в Тверской области ведется большая работа по сооружению Ржевского мемориального комплекса. На месте кровопролитных боев уже в октябре появится 25-метровая фигура солдата, которого словно подхватывают журавли. Памятник возводится на благотворительные средства.
В концерте-посвящении участвуют Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского и Денис Мацуев. Будет исполнена Пятая симфония Чайковского и Третий концерт Рахманинова. Известно, что в годы Великой Отечественной войны Сергей Васильевич Рахманинов, остро переживая трагедию своей страны, жертвовал Фонду обороны СССР гонорары от выступлений. Пожертвования совершались анонимно.
Алевтина Бояринцева