Концертная афиша ноября: Лондон, Амстердам, Мадрид, Москва, Санкт-Петербург

3 ноября «Барбикан-холл» — один из крупнейших лондонских концертных залов – предлагает присмотреться к «Русским корням».

«Russian Roots» — так называется программа Лондонского симфонического оркестра, подготовленная под управлением Джанандреа Нозеды и при непосредственном участии Дениса Мацуева. Для приближения к «Корням» выбраны сочинения часто исполняемых в Европе русских авторов: Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева. Все они чуть-чуть экзотичны и потому весьма привлекательны для западного слушателя. Римский-Корсаков притягивает своей любовью к старине, Чайковский – невероятным эмоциональным накалом, Прокофьев – «стальными мускулами» и фееричностью. Как бы то ни было, нашу музыку любят в мире. (Но немного жаль, что простоватые стилевые «стикеры» иногда используются в анонсах русских программ и у нас дома, в России…)

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова представлено сюитой из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»: это «Похвала пустыне», «Свадебный поезд», «Сеча при Керженце», «Блаженная кончина Февронии. Хождение в невидимый град». Для встречи с музыкой Петра Ильича Чайковского выбрана Пятая симфония. Любопытно, что официальный анонс приписал драматургии симфонии проблеск оптимизма. Сергей Сергеевич Прокофьев будет представлен Третьим фортепианным концертом, в котором, по справедливому наблюдению автора анонса, соединились остроумие, лирика, драматичные смены настроений и …фейерверки. Что пожелает подчеркнуть в этом разнообразии пианист Денис Мацуев – узнаем на концерте.

3 ноября в Амстердаме, в «Концертгебау» в цикле «The Master Pianists» с сольным концертом выступит Даниил Трифонов. Пианист, как правило, составляет свои программы в соответствии с тем, что больше всего занимает его в данный момент как художника-мыслителя (не будем забывать, что Даниил – композитор, поэтому интеллектуальный компонент играет в его мировоззрении важную роль). В интервью изданию m24.ru Трифонов так обозначил свою позицию: «Думая над программой концерта, исхожу из репертуарных предпочтений, направленных на расширение исполнительского опыта в произведениях разных эпох. <…> Для меня не имеет смысла играть программу, направленную исключительно с коммерческим вектором, поэтому стараюсь построить ее так, чтобы слушатель мог вынести с концерта некое новое восприятие».

Недавно он задался целью охватить в одной программе весь ХХ век – и это ему удалось. Сейчас, возможно, его интересует тема религиозности в музыке.

Так, в новой программе мы услышим Скрябина, Бетховена и Прокофьева. Скрябинские этюды, вошедшие в опус 42, выбраны Даниилом для эмоционального подключения публики к сложной теме. Далее последует Девятая соната, зловеще называемая «Черной мессой». Замечательно написала об этом сочинении музыковед, эксперт в сфере искусства ХХ века Тамара Левая: «Девятая соната <…> дает пример обновленной, модернизированной демонической семантики». Стоит ли воспринимать сочинение как некий спиритический акт или же можно просто получать изысканное удовольствие от терпкого музыкального языка – подскажет нам интерпретация пианиста.

Противоположное восприятие мира – возвышенное, благоговейное – предлагает нам бетховенская Соната №31. Какое место между двумя полюсами, воплощаемыми скрябинской и бетховенской сонатами, занимает Восьмая соната Прокофьева? Оставим этот интригующий вопрос без ответа, намекнув лишь, что в этом сочинении используется тема старой графини, написанная Прокофьевым для фильма «Пиковая дама» (режиссер этого неосуществленного проекта – Михаил Ромм).

В ноябре Трифонов представит новую программу в нескольких европейских городах: так, к примеру, 7 ноября он выступит Лейпциге, 10 ноября – в Кельне.

7 ноября в Мадриде, в Национальной аудитории музыки — Auditorio Nacional de Música – Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России и Иван Бессонов исполнят сочинения Чайковского и Рахманинова. Два великих русских композитора – блистательный пример чуткого отношения зрелого таланта к таланту молодому. Мы знаем, с каким искренним восторгом воспринимал Петр Ильич первые успехи Сергея Рахманинова: это не только пятерка с плюсом на консерваторском экзамене, но и предложение исполнить экзаменационную оперу в Большом театре в один вечер с собственной «Иолантой».

Подобное отношение к молодым артистам – очень дружественное, даже трепетное — отличает и маэстро Спивакова. Трудно сказать, скольким начинающим артистам он помог. Вот и здесь, в Испании под его крылом окажется молодой пианист Иван Бессонов, получивший широкую известность после победы на «Евровидении» для классических музыкантов — «Eurovision Young Musicians 2018».

Программу мадридского концерта составили увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Пятая симфония Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова.

1 ноября в Королевском театре Мадрида — Teatro Real – с большой программой выступят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Вместе с ними в мир итальянской оперы нас увлекут оркестр Teatro Real и дирижер Денис Власенко. В качестве приглашенного артиста выступит Кристофер Мальтман. В программе — преимущественно арии и сцены из опер Верди. Это то, что находится в рабочем (он же золотой, он же коронный) репертуаре пары: «Дон Карлос», «Отелло», «Макбет», «Трубадур», «Риголетто», «Сила судьбы». Знатоки будут с особым нетерпением ожидать большого дуэта-поединка супругов Макбетов «Ove son io» и не так уж часто исполняемой сцены герцога Мантуанского «Ella mi fu rapita» из «Риголетто».

Также прозвучат арии из «Валли» Каталани, «Сельской чести» Масканьи, «Тоски» и «Джанни Скикки» Пуччини, «Андреа Шенье» Джордано.

Будет и «Веселая вдова» Легара: то, как Анна исполнила однажды песню Джудитты, до сих пор будоражит воображение очевидцев и посетителей YouTube. По меткому замечанию телеведущей Сати Спиваковой, Аня закрыла другим певицам путь к этому маленькому хиту.

27 ноября в Концертном зале имени Чайковского интересную программу представит Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Ольга Бородина. Прозвучат Пятая симфония Бетховена, симфоническая поэма Штрауса «Дон Жуан» и песни Малера на стихи Фридриха Рюккерта.

На первый взгляд, в программе нет единой идеи. Произведения, включенные в нее, написаны в разные времена, по разным поводам и абсолютно разными мастерами. Единственное объединяющее начало – немецкий язык: на нем говорили эти композиторы, на нем написаны тексты – основы их произведений, программы или комментарии к ним. Но весьма любопытной является неявная «лейттема»: это интерес к программности, причем в ее автобиографическом преломлении.

Пятая симфония Бетховена – первый образец симфонии нового типа, с ключевой, ярко преподнесенной идеей («сквозь тернии – к звездам», наперекор судьбе), которую мы не только слушаем, но и «читаем». И, «читая», понимаем, что эта музыка – о самом композиторе, его жизненном выборе.

«Дон Жуана» Рихарда Штрауса можно сравнить с музыкальным трейлером старинной легенды о загадочном и любвеобильном кавалере. Сочинение поэмы совпало (надо полагать, не случайно) с романтическим увлечением композитора певицей Паулиной де Ана.

Пять песен на стихи Рюккерта были созданы Малером в 1901-1903 годах: это было счастливое время, освещенное любовью к Альме Шиндлер-Малер. Уже сами названия звучат, как голос трепетного поэта-романтика: «Вдохнул я нежный аромат», «О нет, за красоту ты не люби меня», «Не подсматривай в мои песни», «Я потерян для мира», «В полночь». Исполнит ли Ольга Бородина все пять песен-поэм или отдаст предпочтением некоторым из них, узнаем 27 ноября.

28 ноября в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича выступит Юлия Лежнева. Вместе с камерным оркестром «Concerto Köln» она представит изысканную программу из сочинений Вивальди, Генделя, Грауна, Порпоры.

Барокко – это «царство» Юлии. Барочная музыка ее вдохновляет и помогает: благодаря ей певица сделала первые смелые шаги на мировой музыкальной арене.

Если с Генделем и Вивальди широкий круг меломанов хорошо знаком, то вот с Никола Порпорой и Карлом Генрихом Грауном слушатели едва ли близко знакомы. Между тем оперы Порпоры гремели в лучших театрах Италии в первые десятилетия XVIII века. Он был также прекрасным вокальным педагогом: среди его учеников – легендарный Фаринелли.

Можно сказать, что Юлия Лежнева – одна из первых современных певиц, исполняющих музыку Карла Генриха Грауна. В 2017 году Юлия и «Concerto Koeln» выпустили диск с ариями из его опер, и запись получила престижную премию Opus Klassik. «Эта музыка настолько удивительна, настолько грандиозна, что сложно представить, как ты мог жить раньше, не зная ее», — делится своим восприятием наследия Грауна хрупкая российская певица.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона