3 марта в Светлановском зале Московского международного Дома музыки Владимир Спиваков представит программу «Only Mozart» — «Только Моцарт». В нее включены концертные арии для сопрано с оркестром, мотет «Exsultate, jubilate» («Радуйтесь, ликуйте»), «Ave verum» (точнее, «Ave verum corpus» – «Радуйся, истинное Тело») и Большая месса до минор.
У Владимира Спивакова — особое отношение к Моцарту. Кроме того что маэстро сам исполняет его шедевры как скрипач и дирижер, он, образно говоря, дорожит моцартовским в искусстве. Под крылом Спивакова всегда найдется место юному талантливому музыканту. В свое время именно он открыл тенора Дмитрия Корчака, доверив ему, едва ли не школьнику, исполнение партии Моцарта в «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова. Из недавних серьезных открытий — скрипач Даниэль Лозакович. Поэтому Моцарт – это его, маэстро Спивакова, тема.
Моцартовская программа будет исполнена Национальным филармоническим оркестром России, Академическим Большим хором «Мастера хорового пения» и солистами московских музыкальных театров. За дирижерским пультом – only Владимир Спиваков
14 марта в Москве, в Большом зале консерватории состоится открытие XVII фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…». Открывает фестиваль его хозяйка, муза и путеводная звезда — прекрасная Хибла. Ее партнерами станут тенор Хосе Кура и Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова под управлением Даниэле Каллегари.
Именной фестиваль примадонна основывала для своих земляков, и проходил он поначалу в ее родной Абхазии. А с 2014 года проект покоряет столичные площадки и с успехом выходит за пределы России.
Полностью программа концерта-открытия пока не объявлена, но, зная золотой репертуар Герзмавы, можно предположить, что мы услышим Медею, Норму, донну Анну. Известно, что концерт посвящен памяти Зураба Соткилавы. Поскольку заглавная партия в вердиевском «Отелло» была одной из его самых любимых, Хибла Герзмава и Хосе Кура исполнят арии и сцены из этой оперы. Кстати, вскоре после фестиваля певца отправится в Париж, чтобы исполнить партию Дездемоны в постановке Андрея Щербана.
3 марта Денис Мацуев выступит в Будапеште, в Национальном концертном зале имени Белы Бартока. Зал расположен в одном из самых мощных культурных центров Венгрии — во Дворце искусств (Művészetek Palotája – Müpa). Вместе с оркестром Венгерской национальной филармонии под управлением Александра Сладковского пианист исполнит Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева. В программу вошли также прокофьевская Увертюра на еврейские темы и Шестая симфония Дмитрия Шостаковича. Национально-географическая особенность программы и харизматичность исполнителей оригинально отражены в финальных строках анонса Művészetek Palotája: Мацуев и Сладковский «передают послание из далекой страны». Так и хочется добавить: из страны снегов и скифов. Тем более что прокофьевская музыка, по мнению критиков разных поколений, к скифству и варварству имеет прямое отношение.
После авторского исполнения Второго концерта в Петрограде 24 января 1915 года Борис Асафьев написал: «И вышло ведь так, что этот юный варвар, дерзновенный и самоуверенный, силой своего ярко горящего таланта, огненным своим исполнением увлек и убедил публику!». Партитура концерта, написанного в 1913 году, во время странствий скифа Прокофьева по миру была утеряна. В 1923-м композитор сделал новую оркестровку, внеся попутно некоторые коррективы и в партию фортепиано.
Шестая симфония Шостаковича (1939) звучит со сцены реже, чем Пятая и Седьмая. В меньшей степени, чем они, Шестая следует композиционно-драматургическим принципам жанра: в ней три части вместо «правильных» четырех (хотя позднее Шостакович предложит куда более радикальные решения), как нет и «правильного» аллегро в сонатной форме (оно должно открывать симфонию). Отказавшись от многих традиционных черт, композитор позволяет своей симфонии выстроить свою собственную логику – с сочетанием несочетаемого (карнавал, трагедия, Моцарт и советская эстрада), обманом ожиданий.
Увертюра на еврейские темы (1919/1934) была написана Прокофьевым для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано: она создавалась для ансамбля, в котором играли его консерваторские товарищи. Именно они привезли композитору тетрадь с еврейскими мелодиями. На их основе буквально за один день Прокофьев и сочинил Увертюру. Позднее, в 1934 году композитор создал оркестровую версию сочинения. Кстати, момент работы над этой партитурой запечатлен художником Петром Кончаловским на знаменитом портрете композитора в кресле.
17 марта Красимира Стоянова выступит с сольным концертом в «Ла Скала». В программу вошли сочинения Верди, Пуччини, Каталани, Чилеа, Масканьи, Чайковского. Музыка русского композитора особенно близка болгарской певице. В ее репертуаре – партия Татьяны и большой круг романсов. Красимира мечтает спеть Марию в «Мазепе», и та преданность, с которой она относится к творчеству Петра Ильича, обязательно поможет ей в осуществлении мечты. После выступления на Третьем международном музыкальном фестивале Чайковского в Клину певицы призналась: «Думаю, его музыка – в моей крови. Я не знаю ни одного другого композитора, который бы так волновал меня и был бы мне так близок». Благодаря такому проводнику, как Красимира Стоянова, музыка Чайковского произведет на искушенную публику Teatro alla Scala столь же сильное впечатление, что и музыка его итальянских коллег.
22 марта в Театре Елисейских полей с сольным концертом выступит Николай Луганский. В рецензиях на его программы чаще всего мы встречаем такие характеристики, как элегантность, простота, непревзойденная уравновешенность. В Théâtre des Champs Elysées пианист исполнит «Бергамасскую сюиту», вторую тетрадь «Образов» и «Остров радости» Дебюсси, Третью сонату Скрябина, избранные прелюдии Рахманинова (опус 32).
«Бергамасская сюита» Дебюсси (1890/1905) действительно напоминает свои старинные прообразы: в ней есть прелюдия в импровизационном духе и два танца – менуэт и паспье. Но наибольшую известность получила «неожиданная» часть сюиты – ноктюрн «Лунный свет». Вторую тетрадь «Образов» (1907) составили пьесы, которые доступным только одному Дебюсси магическим способом превращают зрительные впечатления в слуховые. Это «Колокола сквозь листву», «И луна светит над храмом, который был» («И луна озаряет развалины храма»), «Золотые рыбки». Сами названия звучат как поэтические строки, а музыка переносит нас в неведомое ирреальное измерение. «Остров радости» (1904) — одна из самых виртуозных пьес Дебюсси и одна из самых счастливых. Она вдохновлена картиной Антуана Ватто «Отплытие на Цитеру» («Паломничество на Цитеру») и в немалой степени личным ощущением счастья в тот момент.
Третья соната Скрябина (1898) — вполне романтичная и в то же время уникально скрябинская. В ней есть реплики, которые близки языку Листа, но сам тонус высказывания уже совершенно иной. Существует литературная программа сонаты – «Состояние души». Считалось, что она написана самим Скрябиным, но сегодня известно, что автором является Татьяна Шлецер, вторая жена композитора. Как бы то ни было, сама музыка несопоставимо сильнее литературных «Состояний…».
Прелюдии ор. 32 (1910) Рахманинов создавал для себя: концертов у молодого виртуоза становилось все больше, постоянно требовалось обновление репертуара. Хотя композитор был не слишком доволен своей работе в жанре фортепианной миниатюры, пианисты всего мира вот уже более века вдохновляются рахманиновскими прелюдиями, радуя и вдохновляя нас, слушателей.
Николая Луганского во время одного из интервью спросили, думает ли он о публике во время игры. Пианист дал очень любопытный ответ: «Я напрямую контактирую все-таки с музыкой и с композитором, а что касается музыкального высказывания, оно бывает безличное, бывает от третьего лица, бывает от первого, я бы даже сказал, бывает повелительное наклонение, — от этого и зависит исполнение. Есть в музыке обращение к человеку — даже если я буду играть один в комнате, я буду стараться играть с тем же отношением, что и в зале».
Программа, которую Николай Луганский исполнит в Париже, включает в себя разные типы высказывания: Дебюсси – скорее безличное, Скрябин – повелительно-побудительное, а вот Рахманинов – сдержанное высказывание третьего лица, очень похожего на самого автора.
Алевтина Бояринцева