Концертная афиша января: Вена, Лейпциг, Париж, Москва, Санкт-Петербург

Венская филармония Музикферайн

13 и 14 января в Большом зале Венской филармонии Музикферайн (Musikverein) Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути исполнит Реквием Верди. Монументальная месса великого итальянца уже давно стала визитной карточкой и Чикагского симфонического оркестра, и дирижера – с нее начался их совместный творческий путь. Сделанная ими запись этого произведения в 2011 году получила две премии «Грэмми» (как лучший классический альбом и лучшая работа хора).

«Любой может идентифицировать себя с музыкой Верди, может увидеть себя в ней. Его музыка – это перевод чувств, которые испытывает каждый человек, на язык нот», – замечает Мути. Реквием Верди в его трактовке звучит романтически красочно и страстно. Описывая концепцию Реквиема, маэстро говорит: «У Верди особый подход к религиозной музыке. Мы, итальянцы, не молимся. Мы спрашиваем Бога, просим Бога взять на себя ответственность». Кому как не темпераментному итальянцу судить о Верди! Его подход позволяет передать и потрясающий всечеловеческий масштаб, и глубоко личный характер этой музыки.

Чикагский симфонический оркестр – один из знаменитейших оркестров Америки, его отличает пластичность, точность и красота звука, красноречивость духовых и благородство струнных. К оркестру присоединится хор – Венское Певческое общество друзей музыки (Singverein der Gesellschaft der Musikfreunde in Wein).

Для исполнения приглашены солисты: выдающаяся оперная певица Красимира Стоянова (сопрано), вердиевско-белькантовая певица Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), специалист по итальянской музыке Франческо Мели (тенор), обладатель глубокого благородного голоса Риккардо Дзанеллато (бас) – весь состав можно считать профессионалами по части исполнения Реквиема Верди. Певцы, которые осознают, насколько важная каждая нота в этой партитуре и умеют подать мельчайшие детали с виртуозностью и эмоциональностью.

Концертный зал Гевандхауз

25 января в концертный зал Гевандхауз (Gewandhaus) приглашает провести вечер в обществе фортепианной музыки и Евгения Кисина. Пианист-вундеркинд, о котором говорят как о чуде с тех пор, как он в возрасте 12 лет исполнил 1 и 2 концерты Шопена в Московской консерватории, сейчас уже зрелый музыкант. От демонстрации технического мастерства он перешел к исследованию скрытых глубин музыкальной формы. Творческий путь закономерно привел его к Людвигу ван Бетховену. В 2017 году музыкант выпустил сольный альбом «Евгений Кисин: Бетховен».

Программа концерта целиком состоит из произведений Бетховена – его раздумий о человеке и времени, бесстрашных вопросов и яростной борьбы с самим собой. В первом отделении концерта прозвучат сумрачная Патетическая соната и Героические вариации. 15 вариаций Евгений Кисин со свойственным ему чувством структуры трактует как единое целое, как волну с пиками и спадами, которая неумолимо движется к финальной фуге.

Во втором отделении прозвучит Соната для фортепиано № 17 ре минор, имеющая неофициальные названия «Буря» (Der Sturm), «Соната с речитативом», «Шекспировская соната». Она была написана в 1801-1802 гг., в период между знаменитым письмом к Вегелеру и «Гейлигенштадтским завещанием». По мнению Ромена Роллана, эта соната «представляет один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи в музыке. Это он, он сам!». От этой музыки легко впасть в экзальтацию, но манеру Евгения Кисина отличают не только выразительность, но также чувство вкуса и меры, позволяющее самые страстные «шекспировские монологи» исполнять с шекспировским же достоинством.

Соната до мажор op. 53, посвященная графу Вальдштейну, одному из боннских покровителей и друзей Бетховена, имеет неофициально название «Аврора» в честь богини утренней зари из-за светлого широкого финала. Одухотворенная и умиротворяющая музыка Сонаты завершит вечер.

Парижская Филармония

15 и 16 января в Парижской Филармонии (Philharmonie de Paris) в концертном исполнении прозвучит драматическая легенда Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Романтический шедевр Берлиоза, к разочарованию автора, провалился во время парижской премьеры в 1846 году. Зато отправившись вскоре после этого в Россию, композитор получил в Москве и Петербурге самый восторженный прием.

Музыкальные фантасмагории Берлиоза настолько эффектны, что могут создавать поражающие воображение видения и без сценического оформления. Звучание большого насыщенного оркестра восхищало и пугало современников, его сравнивали с разгулом стихий и залпами орудий. Но грандиозные хоры, громы, молнии и скачки на дьявольских конях остаются в «Фаусте» по-французски грациозными.

Удерживать баланс между адской бездной и райскими высями будет Парижский оркестр под управлением Тугана Сохиева – вдохновенного маэстро, который прекрасно чувствует музыкальную фактуру. Сохиев уже несколько раз обращался к партитуре «Осуждение Фауста», в том числе в постановке Большого театра 2016 года. «Это один из самых любимых моих композиторов, – говорит он о Берлиозе. – Не будь его, мы не знали бы той романтической – и не только – музыки, которую знаем сегодня. Влияние Берлиоза на развитие всего дальнейшего музыкального искусства (включая Равеля и Дебюсси), его стилистики и выразительных средств трудно переоценить… Нашей культуре далеко не чуждо все французское – литература, живопись, музыка. Однако многое из французской музыки мы обходим, исполняя только популярные сочинения. А ведь Берлиоз дважды ездил в Россию – и уже в первый приезд имел колоссальный успех. Значит, еще в XIX веке его музыка была близка нашему слушателю».

В роли Фауста выступит Жан-Франсуа Борра, легкий, лучистый, богатый оттенками тенор. Маргарита – Карин Дейе, обладательница эффектного меццо-сопрано с легким серебристым сопрановым «отливом», дважды лауреат престижной национальной премии Франции в области академической музыке Les Victoires de la musique в номинации «Лучшая оперная певица» (2011, 2016). Карин Дейе – одна из немногих универсальных колоратурных меццо-сопрано, блистающая в барочном, классическом и романтическом репертуаре. В партии Мефистофеля выступит Ильдебрандо Д’Арканджело – демонический итальянский бас-баритон, определяющий себя как «бассо кантабиле».

Санкт-Петербургская академическая филармония

12 января в Санкт-Петербургской академической филармонии выступят с концертом заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии под управлением Юрия Темирканова и баритон Маттиас Гёрне.

Немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне – один из лучших представителей немецкой вокальной школы. Обладатель удивительного мягкого теплого баритона и обширного разнообразного репертуара – от Шуберта до Берга.

Гёрне прославился в первую очередь непревзойденным исполнением камерной вокальной музыки, прежде всего в жанре Lied: песен Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа, Р. Штрауса, Малера, немецких композиторов ХХ века, а также сочинений Шостаковича. Эталонными стали его записи циклов «Зимний путь» Шуберта с Альфредом Бренделем (2004) и «Круг песен» Шумана с Владимиром Ашкенази (2005), выпущенные под лейблом Iniversal Music. В числе его последних работ – 11 дисков песен Шуберта, вышедшие под лейблом Harmonia Mundi. В апреле 2019 года вышел альбом с циклами «Любовь поэта» и «Двенадцать стихотворений Ю. Кернера» Шумана.

На концерте Маттиас Гёрне исполнит «Песни об умерших детях» Густава Малера – цикл из тончайших вокальных миниатюр, написанный на стихи немецкого поэта-романтика Фридриха Рюккерта. За трагические «Песни об умерших детях» из суеверия не берутся многие исполнители, однако Гёрне без колебания включил этот шедевр в свой репертуар.

Во втором отделении прозвучит Четвертая симфония Иоганнеса Брамса. Отчасти малеровская по духу, последняя симфония композитора по праву считается вершиной его творчества: в ней суммируются достижения музыки предшествовавших Брамсу традиций классики, романтизма и барокко.

Концертный зал Зарядье

14 января в концертном зале Зарядье выступит с концертом литовская сопрано Асмик Григорян.

Асмик Григорян – великолепная певица с широким диапазоном и красочной палитрой голоса, и к тому же талантливая и умная актриса.

Во время работы над оперой «Демон» Антона Рубинштейна, исполненной в Концертном зале им. П.И. Чайковского в 2015-м году, ее партнер Дмитрий Хворостовский оставил о ней пророческий отзыв: «Асмик я знаю с детства, так как она дочка моего большого друга, Гегама Григоряна, с которым я работал, которого я знаю безумное количество лет. Огромная сила внутренняя в человеке и в актрисе. И это не чувствовать нельзя… Поэтому я испытываю огромнейшее наслаждение, работая с таким человеком. Удивительная актриса. Любите ее, замечайте! Она достойна этого!».

Асмик Григорян и любят, и замечают. Певица дважды становилась лауреатом главной театральной премии Литвы «Золотой крест сцены». В 2016 и 2019 она получила престижную музыкальную премию International Opera Awards, которую нередко называют «оперным «Оскаром» (категория «Лучшая молодая певица»). На Зальцбургском фестивале 2018 года Асмик потрясла европейскую публику исполнением партии Саломеи – маленькая и хрупкая девушка (кстати, ее имя в переводе с армянского означает «жасмин») полностью подчинила себе всю огромную сцену и зал Фельзенрайтшуле. В последнее время певица в основном задействована в операх начала ХХ века, но в ее репертуаре были также Глюк, Гендель, Моцарт, Верди.

Это второй сольный концерт Асмик Григорян в Москве (первый состоялся в ноябре 2019 года). Ее партнером по сцене станет тенор Мигран Агаджанян – звезда Мариинского театра, Лауреат Международного конкурса Operalia (Лиссабон, 2018, II премия), Лауреат XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Санкт-Петербург, 2019, III премия).

В программе концерта итальянские страсти Джакомо Пуччини – Арии и дуэты из опер «Джанни Скикки», «Мадам Баттерфляй», «Богема» – а также ария Манон Sola perduta abbandonata из оперы «Манон Леско».

Программа прозвучит в сопровождении Национального филармонического оркестра России. За дирижерским пультом – Гинтарас Ринкявичюс.

27 января на сцене концертного зала Зарядье прозвучит барочная редкость – опера Жана-Филиппа Рамо «Бореады». Клавесинное творчество Рамо известно каждому ученику музыкальной школы, а вот его оперы сравнительно недавно нашли путь к сердцу слушателей благодаря усилиям аутентистов. В России оперы Рамо если и исполняются, то только в виде отдельных арий.

Оперы и балеты Рамо составили целую эпоху в истории французского музыкального театра. Судьба отвела композитору промежуточное положение – между Люлли и Глюком, между традицией и авангардом. С 1733 г. произведения Рамо шли на сцене Королевской академии музыки, вызывая восхищение и споры. Связанный с придворной сценой, Рамо был вынужден обращаться к сюжетам и жанрам, унаследованным от Люлли, но трактовал их по-новому. Поклонники Люлли критиковали Рамо за смелые нововведения, а энциклопедисты – за верность жанру «версальской оперы» с ее аллегоризмом, царственными героями и сценическими чудесами.

«Бореады» – последняя опера французского мастера, аллегорически-философское полотно, наполненное чарующей музыкой. В России это произведение прозвучит впервые.

Солисты: Дебора Каше – Альфиза, Каролина Вейнантс – Семира, Амур, Нимфа, Матиас Видал – Абарис, Бенедикт Кристьянссон – Кализис, Бенуа Арну – Адамант, Николас Бройманс – Борей, Томаш Шельц – Борилей, Лукаш Земан – Аполлон.

Оперу представит чешский музыкальный коллектив Collegium 1704. Дирижер – Вацлав Лукс.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

 

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона