4 июня в Венском концертном доме — Wiener Konzerthaus – с темпераментной испанско-итальянской программой выступит Элина Гаранча. В помощь диве – Венский камерный оркестр под управлением Марка Чичона.
Откликаясь на недавний концерт Элины в «Зарядье», рецензент Сергей Бирюков не сразу подступил собственно к программе: «Ее красота ослепительна без всякой косметики, по крайней мере, видимой. Ее улыбка озаряет – потому что не сыграна, а просто так светится ее душа. И в ее бездонный голос можно погружаться бесконечно». Рецензента можно понять: роскошная простота – редкий дар, и не каждая оперная дива им обладает. У Элины Гаранчи этот дар соединен еще и с умением абсолютно точно подобрать репертуар – тот, в котором именно она будет бесподобна.
Отдав должное женским и артистическим чарам латвийской певицы с хорошим русским, обратим внимание на программу венского концерта. Оперный репертуар Элины представлен двумя сольными номерами принцессы Эболи из вердиевского «Дон Карлоса» — Песней о вуали («Nel giardin del bello saracin») и арией «O don fatale», а также (довольно неожиданно) арией Адрианы Лекуврер «Ecco! Respiro appena…» из одноименной оперы Чилеа. Испания представлена преимущественно камерным репертуаром: «Запретной мелодией» Гастальдона, романсом «Лела» Мато Эрмиды, танго «День, когда ты меня полюбишь» Гарделя и песней Леандро «Это невозможно» из сарсуэлы Соросабаля «Портовая трактирщица». Вокальные номера — для того чтобы певица могла сменить красивое платье на еще более роскошное — «разбавлены» такими оркестровыми хитами, как интермеццо из «Манон Леско» Пуччини, увертюрой к «Легкой кавалерии» Зуппе.
А 16 июня Венский Konzerthaus приглашает на программу для интровертов. В исполнении Вадима Репина и Симфонического оркестра Венского радио (ORF Radio-Symphonieorchester) под управлением Андреса Мустонена прозвучат сочинения Софии Губайдулиной и Франца Шуберта.
Концерт является копродукцией Konzerthaus’а и Транссибирского Арт-Фестиваля – детища Вадима Репина. «Фишкой» могучего транссибирского проекта является репертуарный эксклюзив: на каждом фестивале скрипач исполняет сочинение, написанное специально для этого события. В прошлом году таким эксклюзивом стал концептуальный опус Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты». Его жанровая природа – концерт для скрипки с оркестром, его идея – книга Мартина Бубера «Я и Ты».
Сейчас в Вене Репин вновь исполняет это сочинение вместе со своим соратником, эстонским дирижером Андресом Мустоненом. Именно им композитор и посвятила «Диалог». С помощью двух выдающихся музыкантов и их способа ведения диалога мы постараемся понять замысел композитора: «Два главные метакосмические движения в мироздании – экспансия и притяжение, стремление к единству – находят свою человеческую реализацию, свою высшую духовную форму в этом отношении: Я – Ты».
Творчество Губайдулиной представлено в этой программе также «Сказочной поэмой» для оркестра (1971). Не исключено, что на ее образность повлияла работа композитора над музыкой к мультфильму «Маугли», относящейся к тому же отрезку времени.
Любопытная идея – совместить в одной программе музыку не просто современного, а актуального автора с сочинением композитора XIX века. Но при ближайшем рассмотрении это соединение оказывается очень гармоничным: и мудрой Губайдулиной, и далекому, но такому молодому Шуберту очень важно размышление о вечности, судьбе и Боге. И это абсолютно отвечает стремлению маэстро Мустонена преодолеть рамки традиционного филармонического события: «Первое отделение, антракт, второе отделение — мне этого недостаточно. Я хочу, чтобы мы копали глубже, приближая людей к духовному миру».
10 июня в Зальцбурге, в Большом зале «Моцартеума» (Stiftung Mozarteum) будет представлена программа, посвященная почти исключительно вокальной духовной музыке. Ее главными героями станут Антонио Вивальди и Джованни Баттиста Перголези. Прозвучат кантата Nisi Dominus (для контральто с оркестром) и Domine Deus (для сопрано с оркестром) Вивальди, а также Stabat Mater Перголези.
Nisi Dominus – сочинение, созданное на текст 126 Псалма. В православной традиции его первая строка звучит так: «Аще не Господь созиждет дом…» Кантата, состоящая из 9 небольших частей, была написана для приюта «Pio Ospedale della Pietà», в котором Вивальди отвечал за музыкальную подготовку воспитанниц и качество открытых концертов. К тексту Nisi Dominus композитор обращался трижды. Кантата, обозначенная в списке сочинений как RV 608, была сочинена между 1713 и 1719 годами. Именно она будет исполнена в «Моцартеуме».
Domine Deus представляет собой VI часть кантаты «Глория» (Gloria) – едва ли не самого исполняемого духовного сочинения Вивальди.
Отступает от магистральной линии концертной программы скрипичный концерт «Великий Могол», сочиненный предположительно в 1710 году. Но отступает в плане идеи: с точки зрения музыкального стиля отступлений, резкого стилевого слома нет. Весьма условная восточность концерта для скрипки не создает угрозы стилевому единству.
Центральное событие зальцбургского концерта — Stabat Mater Перголези (1735). Считается, что предчувствие скорой смерти заставило совсем молодого композитора посвятить свои последние дни этой партитуре. Есть легенда и том, что Stabat Mater создавалась под впечатлением от внезапной кончины возлюбленной Перголези. Как бы то ни было, именно его Stabat Mater и сегодня воспринимается как самый проникновенный образец этого духовного жанра.
В концерте принимают участие музыканты, чьи имена прочно связаны с искусством барокко. Им мы во многом обязаны возвращением на сцену выдающихся произведений барочной эпохи. Это Чечилия Бартоли (меццо-сопрано), Франко Фаджоли (контратенор), Андреш Габетта (скрипка), камерный оркестр «Капелла Габетта». Кстати, коллектив Cappella Gabetta Андреш создал вместе со своей знаменитой сестрой, Соль Габетта – как раз для того, чтобы воплотить в жизнь свое слышание барокко.
21 июня, в Гамбурге, в Эльбской филармонии прозвучит музыка Дмитрия Шостаковича. Симфонический оркестр Юго-Западного радио Германии под управлением своего нового руководителя Теодора Курентзиса исполнит Седьмую, «Ленинградскую», симфонию.
В 2017 году дирижер совершил большой российский тур именно с этой симфонией. Этому предшествовало погружение в материал, размышление о явной и скрытой программе самой известной симфонической партитуры Шостаковича. Важно, что эта симфония прозвучит в канун знаковой, трагической даты — начала Великой Отечественной войны.
Безусловно, всякий исполнитель решает по-своему вопрос о том, стоит ли выходить за пределы военно-исторического контекста симфонии. Курентзис, говоря о том, что это произведение дает возможность пережить «почти ритуальные эмоции, связанные с трагическими событиями войны», добавляет: «Я чувствую, что внутри этой симфонии <…> есть еще закрытый герметичный ящик, где скрыты какие-то метафизические переживания. <…> Его <Шостаковича> душа как будто искала выход из мира рацио».
Именно с музыкой Шостаковича часто бывает так, что каждая новая встреча с ней побуждает к поиску объяснений спорных моментов, выявления фактов, пока не вошедших в популярные источники.
Июньский концерт пройдет в рамках филармонического фестиваля «Портрет Теодора Курентзиса».
4 июня в Москве, в Государственном Кремлевском дворце – один из самых ожидаемых (и неожиданных) концертов сезона: гала-вечер Анны Нетребко, Юсифа Эйвазова, Андреа Бочелли и Ольги Перетятько. Это первое совместное выступление певцов.
Организатор вечера, продюсер Максим Берин признается: «Собрать оперных звезд на одной сцене казалось невозможным. График каждого из них расписан на многие годы вперед, это самые востребованные артисты современности. <…> Это выступление можно сравнить с концертом Нетребко и Хворостовского на Красной площади или первым концертом трех легендарных теноров – Доминго, Каррераса и Паваротти, который состоялся в Риме в 1990 году». В программу концерта вошли арии из сцены из опер, украшающих репертуар этих артистов, а также номера, демонстрирующие опыт работы оперных звезд за пределами оперы.
И в основном, оперном, жанре время от времени у каждого артиста появляется повод для новых ощущений. К примеру, Ольга Перетятько совсем недавно «изменила» Сюзанне в «Свадьбе Фигаро» и спела впервые графиню Альмавиву. Дирижеры, почувствовав желание Ольги меняться, начали делать довольно смелые предложения: Кармен, леди Макбет. Посмотрим, что выберет Ольга. Может быть, нечто новое прозвучит уже в Кремлевском дворце.
В концерте участвуют также оркестр Московского театра «Новая опера» и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича.
8 июня в Москве, в Большом зале консерватории Борис Березовский представит сольную программу, целиком посвященную русской музыке. Он исполнит Тему и вариации фа мажор Чайковского, сказки Метнера, две сонаты и миниатюры Скрябина, фортепианные транскрипции Рахманинова.
Тема с вариациями ор.19 в кругу фортепианных сочинений Чайковского кажется Золушкой, которой редко удается попасть на бал – в концертный репертуар серьезных пианистов. Вместе с тем это сочинение — автопортрет Чайковского начала 1870-х годов. Сама тема, напевная, но не экспрессивная, немного напоминает знаменитую тему Andante cantabile («Сидел Ваня…») из Первого квартета, написанного в тот же период. Посвящено произведение музыкальному критику Герману Ларошу, чьи статьи сопровождали весь творческий путь Чайковского. Несмотря на возникающие порой разногласия на художественной почве, композитор считал Лароша своим другом и оказывал ему помощь в трудных жизненных ситуациях.
Увы, музыка Николая Метнера (1881-1951) сегодня остается terra incognita и для нового поколения пианистов, и для слушателей. В лучшем случае мы заинтересовываемся им, читая письма Рахманинова. Музыкантов связывала многолетняя дружба. Возможно, художественному вкусу Метнера Рахманинов доверял больше, чем вкусам кого-либо другого.
Миниатюрные сказки для фортепиано – может быть, самая удивительная часть его наследия. Конечно, в них нашлось место и Золушке, и лешему, но все же эти пьесы – больше, чем парад сказочных героев.
Для Рахманинова, едва ли не в течение всей своей жизни пытавшегося примирить карьеру концертирующего пианиста и композиторское творчество, жанр транскрипции (то есть авторского, вольного переложения нефортепианных пьес для фортепиано) стал идеальным решением. Его транскрипции сочинений Мендельсона, Баха, Шуберта, Крейслера, которые Борис Березовский включил в свой сольный концерт, интересны и пианисту-виртуозу, и слушателю-снобу.
Хотя в июньской афише определение «избранные» относятся только к поэмам и прелюдиям Скрябина, в контексте отечественной культуры понятие избранности используется по отношению ко всему наследию композитора. Отметим еще раз продуманность программы, составленной Борисом Березовским. Она проявилась и в том, что он словно напоминает публике о тактичном, в высшей степени рыцарском отношении Сергея Рахманинова к Александру Скрябину. По сути, они были антиподами, но Рахманинов часто включал скрябинские сочинения в программы, считая своим долгом знакомить слушателей всего мира с музыкой удивительного, но так рано ушедшего русского композитора.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»