Концертная афиша февраля: Берлин, Вена, Париж, Москва

Немецкая государственная опера

20 февраля в Немецкой государственной опере (Staatsoper Berlin) состоится концерт с участием Марты Аргерих.

В первом отделении прозвучат «Вальс» и Фортепианный концерт № 1 Мориса Равеля.

Еще в 1906 году, когда творческий путь Равеля только начинался, его привлекла идея создания симфонической поэмы в жанре вальса. Окончательный вариант был завершен лишь после войны, к 1920 году. Он назывался «Хореографической поэмой для оркестра» и был предназначен для сценического воплощения знаменитой балетной труппой Дягилева. Существует мнение, что в музыке отпечатались его мучительные воспоминания о годах войны. Сам же композитор говорил: «Я задумал этот Вальс как апофеоз венского вальса, который смешивается в моем представлении с ощущением фантастического и фатального вихря».

Первый фортепианный концерт Равеля – наряду с «Рапсодией на темы Паганини» Сергея Васильевича Рахманинова, Концертом №2 Белы Бартока и Концертом №3 Сергея Сергеевича Прокофьева – по праву считается одним из лучших концертов для фортепиано с оркестром, созданных в 1920-х – 1930-х гг.

Равель сам охарактеризовал это произведение в интервью газете «Daily Telegraph» в 1931 г. отметив, что инструментальному концерту не обязательно воплощать глубокие мысли и драматические образы, он может быть блестящим и даже веселым. Лаконичная музыка концерта – вершина неоклассицистских поисков Равеля, со вкусом соединяющая прошлое и настоящее. В нем есть и нечто от духа концертов Сен-Санса, и отзвуки гимнопедий Сати, и взбалмошный джаз – немыслимая смесь, изготовленная с очаровательной простотой и гармоничностью.

Описывая свой концерт, Равель согласился с тем, что некоторые классики создавали свои концерты не для фортепиано, а вопреки ему. Но музыка в надежных руках. Солистка Марта Аргерих  – одна из крупнейших пианистов современности, чья виртуозная техника исполнения сочетается с глубиной интерпретаций. «Марта Аргерих – действительно, музыкант превосходный. У нее блестящая техника, виртуозная в самом высоком смысле слова, отточенное пианистическое мастерство, удивительное чувство формы, архитектоники музыкального произведения. Но самое главное – пианистка владеет редким даром вдохнуть в исполняемое произведение живое и непосредственное чувство: ее лирика тепла и умиротворенна, в патетике нет налета излишней экзальтированности – одна лишь одухотворенная приподнятость. Пламенное, романтическое начало – одна из самых отличительных черт искусства Аргерих» – писал критик Николай Танаев после ее первого концерта в Москве в 1968 г.

За годы феноменальная техника Аргерих отточилась до совершенства, а творческая интуиция позволила ей найти свою личную манеру исполнения для самых сложных произведений, от Листа до Прокофьева, и в то же время заставить клавиатуру играть всеми красками в музыкальных мирах Мессиана и Равеля.

Во втором отделении концерта прозвучит музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского. Произведение, написанное для труппы Дягилева, и впервые поставленное в 1912 году, своей стилистической дерзостью повергло зрителей в шок и оказало огромное влияние на всю музыкальную культуру ХХ века, в корне изменив привычные представления о ритме, мелодии и технике композиции.

Дирижировать концертом будет прославленный Зубин Мета.

Венская филармония Музикферайн

12 февраля в Большом зале Венской филармонии Музикферайн (Musikverein) концерт роскошного Венецианского барочного оркестра (Venice Baroque Orchestra) под управлением Андреа Маркона.

Венецианский барочный оркестр появился в 1997 году. Его основатель – итальянский органист, клавесинист и дирижер Андреа Маркон – один из известнейших музыкантов, исполняющих старинную музыку. С Венецианским барочным оркестром Маркон выступал в известных концертных залах и на фестивалях по всему миру.

Исполнительский уровень коллектива невероятно высок: критики характеризуют его стиль как «подлинное новое итальянское барокко». «В каждой ноте – радость открытия», – восторгалась британская Times. Британская Guardian писала о концерте коллектива в Альберт-холле: «Венецианский барочный оркестр играет как единый инструмент, с помощью которого музыка оживает и общается с нами. Складывалось впечатление, что «Времена года» звучат впервые».

В программе концерта произведения Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Карла Генриха Грауна, которые прозвучат в исполнении Юлии Лежневой, неизменно вызывающей восторг публики разных стран. Обладательница «голоса ангельской красоты» (New York Times), «чистоты тона» (Die Welt), «безукоризненной техники» (The Guardian), «феноменального дара» (The Financial Times), «редкое сочетание врожденного таланта, обезоруживающей искренности, всеобъемлющего артистизма и изысканной музыкальности… – глубинное единство физической и вокальной экспрессии» (The Australian).

Концерт станет дебютом Юлии Лежневой в Большом зале Музикферайн.

13 февраля Венская филармония приглашает на вокальный вечер Патрисии Петибон.

Идеальная дикция и интонация, французский шарм, изюминка, безуминка – выступления Патрисии Петибон всегда незабываемы. Она может быть и утонченной леди, и насмешливой хулиганкой, и экстравагантной клоунессой.

Свой репертуар Патрисия сравнивает с коллекцией обуви. У настоящей женщины туфель должно быть много: есть и барочные арии Генделя и Рамо, и монахиня Бланш в «Диалогах кармелиток» Франсиса Пуленка и женщина-монстр Лулу Альбана Берга.

При записи диска «Nouveau Monde» певица, по ее словам, почувствовала себя Христофором Колумбом, открывающим новые земли. Петибон убеждена, что без подобного «исследования новых земель» жизнь в искусстве немыслима: «Мы должны двигаться вперед, чтобы знать, как далеко простираются наши возможности».

В ее исполнении классических арий присутствует привкус пикантного кабаре ревю, стирающий границы между серьезной и популярной музыкой. В программе вечера прозвучат произведения Сэмюэла Барбера, Клода Дебюсси, Габриэля Форе, Франсиса Пуленка, Энрике Гранадоса, Ариэля Рамиреса и даже Джона Леннона. Партию фортепиано исполнит Сьюзен Манофф.

Венский консертхаус

28 февраля в Венском концертхаусе (Wiener Konzerthaus) состоится концерт Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением Теодора Курентзиса.

Неутомимый экспериментатор и провокатор, мистик и эзотерик, Теодор Курентзис стал уникальным явлением в музыкальном пространстве России. Затворившись в пермской глубинке, он год за годом создавал творческие проекты с мощным экспортным потенциалом: современная и старинная музыка, перфомансы, ночные концерты-мистерии, знаменитый Дягилевский фестиваль.

Сейчас в карьере Курентзиса разворачивается новый, европейский этап. На протяжении последних нескольких лет его работы были заметными событиями Зальцбургского фестиваля, с осени 2019 он и его коллектив стали резидентами парижского Театра Шатле, где в 2021 откроется новая версия Дягилевского фестиваля. С 2018 года Курентзис является дирижером Симфонического оркестра Юго-Западного Радио Германии.

Программа концерта – своего рода манифест творческих амбиций дирижера и одновременно разговор с публикой о чем-то глубоко личном.

В первом отделении прозвучит «Смерть и просветление» Рихарда Штрауса – загадочная и волнующая симфоническая поэма. Композитор писал о ней так: «У меня мелькнула мысль изобразить в симфоническом сочинении смертный час человека, который всегда стремился к достижению высших идеалов, т.е. художника». Этот образ воплощен Штраусом предельно реалистично, почти физически ощутимо, эффектно и с большим воодушевлением.

Во втором отделении – Первая симфония Густава Малера. Первоначально композитор дал симфонии подзаголовок «Титан», заимствованный из романа горячо любимого им Жан Поля, желая подчеркнуть духовную связь своего героя с героем писателя – властителя дум нескольких поколений читающей немецкой публики. В Первой симфонии еще совсем молодой композитор впервые задается вопросами о сущности бытия, о смысле жизни. Ее содержание – мысли и чувства, страдание и борьба героя, в котором ясно угадывается сам автор. В музыке – молодой задор и первые жестокие разочарования, суровая борьба возмужавшего героя и его твердая уверенность в победе.

Парижская Филармония

4 февраля в Парижской Филармонии (Philharmonie de Paris) концерт камерной музыки – Уильям Кристи и музыканты ансамбля «Цветущие искусства» («Les Arts Florissants») исполнят произведения французских композиторов эпохи барокко. В концерте примут участие сопрано Эммануэль де Негри и бас Тома Долье.

Уильям Кристи – легендарный дирижер и педагог, один из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства старинной музыки.

В ноябре 2019 года он и его ансамбль с аншлагом выступили в Москве, порадовав меломанов потрясающе гармоничным и грациозным исполнением ранней оперы Моцарта «Мнимая садовница». А произведения эпохи барокко в интерпретации Кристи всегда звучат настолько свежо и ярко, словно эта музыка была написана вчера.

В декабре 2019 года «Цветущие искусства» отмечают свой 40-летний юбилей и 75-летие своего бессменного руководителя. Чтобы отпраздновать это событие, парижский Музей музыки организовал специальную выставку, которую можно посетить во время поездки. На выставке представлены 40 костюмов из лучших оперных постановок, воплощенных коллективом: от «Возвращения Улисса» Монтеверди до «Галантных Индий» Рамо. Художественное оформление выполнил давний соратник Уильяма Кристи, знаменитый режиссер Роберт Карсен.

Концертный зал Зарядье

10 февраля в концертном зале Зарядье выступит лирический баритон Томас Хэмпсон. Томас Хэмпсон – американский певец, солист Метрополитен опера, один из самых блистательных баритонов нашего времени. Исключительный исполнитель вердиевского репертуара, тонкий интерпретатор камерной вокальной музыки и поклонник музыки современных композиторов.

В программе концерта прозвучат произведения Штрауса, Шуберта и Вагнера в сопровождении оркестра Амстердам Симфониетта.

23 февраля в Зарядье состоится концерт оркестра Le Concert des Nations под управлением Жорди Саваля.

Le Concert des Nations – знаменитый оркестр, созданный Жорди Савалем, одним из самых авторитетных и титулованных музыкантов европейского аутентизма последних 50 лет. Неутомимый исследователь, дирижер, исполнитель на виоле да гамба, Жорди Саваль возвращает на сцену музыкальные шедевры из мрака забвения.

Программа, которую Жорди Саваль и оркестр Le Concert des Nations представит в зале «Зарядье», называется «Бури, грозы и морские празднества». На радость любителям барокко прозвучат как знаменитые бури и феерии Марена Маре и Антонио Вивальди, так и музыкальные раритеты. Например, сюита «Стихии» Жана-Фери Ребеля и музыка к пьесе Шекспира «Буря» Мэтью Локка.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: 107031, Москва, Большая Дмитровка 32, стр 1, офис 45 (в здании Российской национальной театральной премии "Золотая маска")
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона