1 февраля в Большом зале Берлинского Концертхауса выступят Konzerthausorchester под управлением Томаса Зандерлинга и Денис Мацуев. В программу вошли Первый фортепианный концерт Брамса и Двадцать вторая симфония Мечислава Вайнберга.
Появление Томаса Зандерлинга за пультом этого оркестра символично: его отец, Курт Зандерлинг, многие годы возглавлял Konzerthausorchester, и с ним коллектив приобрел статус одного из лучших в Европе.
Примечательно включение в программу симфонии Мечислава Вайнберга (1919-1996). Композитор прожил долгую и очень трудную жизнь: в ней было много потерь, испытаний. Важным событием стала встреча Вайнберга с Дмитрием Шостаковичем. Он не только поддержал молодого коллегу как музыканта, но и, возможно, спас ему жизнь: когда в 1953 году Вайнберг был арестован, Дмитрий Дмитриевич ходатайствовал о его освобождении.
Удивительна преданность Мечислава Вайнберга симфоническому жанру. Он написал двадцать две так называемые «большие» симфонии и 4 камерные. Последнюю, Двадцать вторую, композитор не успел окончить. В 2001 году партитура была оркестрована Кириллом Уманским.
Брамс вошел в репертуар Дениса Мацуева сравнительно недавно (в отличие, к примеру, от сочинений Рахманинова). С Первым концертом он дебютировал в 2013 году. Свои отношения с этим сочинением пианист назвал «очень бурным романом»: «масштабнейший концерт, который отнимает много сил, эмоций, но ты счастливый человек, когда выходишь его играть», — рассказывал Денис в день премьеры.
2 февраля в Театре Елисейских Полей — Théâtre des Champs-Elysées – выступит Евгений Кисин. В программу его концерта вошли три ноктюрна Шопена (op. 55, № 1, op. 37 № 2, op. 62 № 2), Третья фортепианная соната Шумана, восемь прелюдий Дебюсси и Четвертая фортепианная соната Скрябина.
Очевидно, что программа имеет два центра – две сонаты. Ноктюрны Шопена тяготеют к шумановской, прелюдии Дебюсси – к скрябинской. Свою сонату – полнозвучную, развернутую (в ней 4 части) – Шуман даже хотел назвать концертом без оркестра. Двухчастная соната Скрябина принципиально не концертна: это поэма, утонченная и пылкая. Палитру любимых образов композитора украшает Звезда. Именно ей Скрябин посвятил Сонату. Сочинению предпослана яркая, причудливая поэтическая программа: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная звезда мерцает светом нежным. <…> Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет!»
В анонсе Théâtre des Champs-Elysées романтический репертуар справедливо назван краеугольным камнем творчества Кисина. Очень интересно, как выстроятся отношения Дебюсси, прохладно относившегося к романтизму, и Шопена, импульсивного Шумана — и утонченного Скрябина.
Возможно, все эстетические акценты и стилевые точки над i расставят столь любимый пианистом бисы. Евгений Кисин признается в своих немногочисленных интервью, что, играя на бис, чувствует особую связь с залом. У него бывали случаи, когда, уже сыграв заявленную программу, он оставался на сцене еще довольно долго: публика не отпускала пианиста, а он был счастлив продлить общение. Один из таких счастливых моментов случился с Кисиным несколько лет назад в Болонье. На бис он играл почти час. Вдохновенное общение с музыкой и публикой было прервано представителем пожарной службы, напомнившим собравшимся про позднее время и необходимость закрыть помещение на ночь.
P.S. Что-то скажет пожарная служба о Четвертой сонате Скрябина? Ведь ее II часть – это, по замыслу автора, превращение звезды «в солнце горящее»: «в пожар сверкающий ты разгораешься сиянье нежное!»
4 февраля в Москве в Концертном зале имени Рахманинова («Филармония-2») Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Томас Цетмайр представят Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Пятую симфонию Шостаковича.
Трактовка бетховенского концерта, предлагаемая Цетмайром, впечатляет непривычными темпами. Скрипач играет его быстрее, чем это принято. Такое решение определили темпы, указанные Карлом Черни (учеником Бетховена) в фортепианной версии того же концерта.
Юрий Башмет серьезно выстраивает отношения с музыкой Шостаковича – и как альтист, и как дирижер. В знаменитой Альтовой сонате его партнером был великий Рихтер. Анализируя опыт исполнения сонаты, Башмет однажды признался: «…После каждого удачного выступления с этим произведением, а их было очень много, я не хочу видеть людей, которые идут меня поздравить. Я нахожусь не в состоянии послеконцертном, а в таком состоянии, как будто я родился, заново обучался, стал знаменитым актером и только что исполнил трагическую роль в трагедии Шекспира, причем очень удачно сумел перевоплотиться».
И в симфониях Шостаковича музыкант дорожит каждой нотой, как если бы это было слово в драматическом монологе.
Эту же программу музыканты исполнят 6 февраля в Большом зале Московской консерватории.
10 и 11 февраля в Мюнхене в Филармонии Гастайг — Philharmonie im Gasteig — можно будет услышать русскую программу в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра под управлением Валерия Гергиева. За роялем – Денис Мацуев. Эти два музыканта за 20 лет сотрудничества сыграли вместе огромное количество программ, осуществили солидное количество записей, подняли несколько мощных проектов. А как иначе, если три концерта за день в трех разных городах – для них не экстремальная ситуация, а вариант нормы?
Вот что купание в студеных водах Байкала делает (подробности – в интервью Дениса Леонидовича)…
Программа, исполняемая в Мюнхене, посвящена творчеству Чайковского: это Вторая («Малороссийская») симфония, Второй фортепианный концерт и Пятая симфония.
Симфония№2 имела огромный успех на премьерном исполнении 26 января 1873 года. Композитор с большим юмором вспоминал о том деятельном участии, которое принимал буфетчик его сестры Александры в написании финала. Этот «помощник» был начисто лишен музыкального слуха, отчего исполняемая им мелодия украинской песни «Журавель» приобретала оригинальный колорит. Версию фальшивящего буфетчика Чайковский использовал в одном из эпизодов финала симфонии.
Второй концерт для фортепиано с оркестром (1880), конечно, уступает по популярности Первому. Но он ничуть не уступает старшему собрату по сложности, энергии, яркости. Это с энтузиазмом доказывает Денис Мацуев, часто включая Второй концерт в свои программы.
Пятую симфонию (1888) Чайковский поначалу не склонен был считать удачным произведением. Мы сейчас называем ее одной из вершин европейского драматического симфонизма, а композитор полагал, что она «никуда не годится». Тем приятнее для него была реакция близких. Брату Модесту он писал: «Моя новая симфония в кружке московских приятелей производит фурор, а С.И. Танеев (это для меня всего дороже) в полном энтузиазме».
14 февраля в Philharmonie im Gasteig Йонас Кауфман представит программу «L’Opéra». В нее вошли фрагменты из опер Гуно, Бизе, Берлиоза, Оффенбаха, Массне. В дуэтах партнершей немецкого тенора станет жгучая Анита Рачвелишвили.
Репертуар Кауфмана очень разнообразен. Его называют вагнеровским певцом: действительно, и Парсифаль, и Лоэнгрин в исполнении этого певца завораживают. Он часто поет камерную музыку — прежде всего, Шуберта, Малера, Вольфа. И в амплуа камерного певца артист тоже убеждает. Удивительно, что, при столь богатых вокально-артистических возможностях, начало карьеры Кауфмана не было блестящим. Он пел крошечные роли в родной Баварской опере. Когда кто-то намекал руководству, что этому юноше можно доверить нечто большее, руководство отвечало: «Пусть сначала проявит себя где-нибудь еще, прежде чем спеть здесь». Спустя годы, спев в Мюнхене много-много раз, Кауфман со смехом вспоминает русское выражение, которое услышал от Дмитрия Хворостовского: нет пророка в своем отечестве.
С Анитой Рачвелишвили знаменитого тенора связывает давнее партнерство. Он очень поддерживал молодую грузинскую певицу, когда та готовилась к дебюту в «Ла Скала»: тогда в 2009 году они впервые вместе выступили в опере «Кармен». Анита впечатлила Йонаса своей работоспособностью, эмоциональной отдачей. С того времени они регулярно выступают вместе – в спектаклях, гала-концертах.
Солисты выступят в сопровождении оркестра Пражской филармонии под управлением Йохена Ридера. Февральский концерт является частью абонемента «Vocalissimo». Стоит сказать, что 28 марта свою сольную программу в рамках «Vocalissimo» представит Элина Гаранча, а 7 июля — мастер старинной музыки Филипп Жарусски.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»