Концертная афиша августа: Вербье, Зальцбург, Гштаад, Люцерн, Лондон

2 августа, на фестивале в Вербье камерную программу представят Вадим Репин, Миша Майский и Денис Мацуев. Как правило, камерные фестивальные концерты проходят в небольшой церкви – Eglise (Church) de Verbier. Это интересное с архитектурной точки зрения сооружение с отличной акустикой вмещает более 500 слушателей.

В исполнении Дениса Мацуева прозвучит фортепианный цикл Чайковского «Времена года». Денис Леонидович, немного отдохнув после грандиозного конкурса Чайковского, на котором он выступил в качестве председателя жюри у пианистов, обратится к сочинению, входившее в обязательную программу. Оказалась ли чья-то версия «Времен года» ему особенно близка, пианист пока не рассказывал. Зато публика единодушно признала жюри в номинации «фортепиано» – при всей его строгости и объективности – самым доброжелательным.

Выразим признательность Денису Мацуеву и за то, что он не устает личным примером напоминать о том, что сочинение Чайковского достойно большего, чем быть просто отличным педагогическим репертуаром. Постоянно звучащие в стенах ДМШ, колледжей, консерваторий, пьесы из «Времен года» почему-то нечасто попадают в программы зрелых артистов. А публика очень радуется встречам с тонкими и поэтичными музыкальными зарисовками Петра Ильича.

В программу фестивального концерта включено также трио ля минор, написанное Чайковским как отклик на внезапную смерть Николая Григорьевича Рубинштейна, – «Памяти великого художника». Николай Рубинштейн был старшим другом и наставником Чайковского, под его крылом композитор начинал педагогическую деятельность в Московской консерватории. И хотя между двумя музыкантами нередко возникали разногласия художественного свойства, их связывало глубокое взаимоуважение. «Ужас охватывает при мысли о незаменимости его», – написал Чайковский брату, узнав о трагическом уходе наставника. Трио было впервые исполнено в Московской консерватории – в день годовщины смерти Николая Рубинштейна, 11 марта 1882 года. Критиками сочинение было принято тогда холодно, что совершенно не понятно нам, сегодняшним слушателям.

На фестивале в Вербье трио «Памяти великого художника» прозвучит в исполнении Вадима Репина (скрипка), Миши Майского (виолончель), Дениса Мацуева (фортепиано).

13 августа в Зальцбурге, в Большом фестивальном дворце прозвучит Реквием Верди. Одна из самых грандиозных партитур великого композитора будет исполнена в память о выдающемся дирижере – Герберте фон Караяне: 16 июля исполнится 30 лет со дня кончины маэстро.

Именно такая форма поминовения, думается, очень важна для Караяна. Тема бессмертия глубоко волновала музыканта. Его супруга Элиэтт фон Караян в одном из интервью говорила: «Он думал, что одного существования недостаточно для оправдания и окончания собственного творчества» (опубликовано в журнале L’Espresso).

В исполнении Реквиема принимают участие оркестр Венской филармонии (Wiener Philharmoniker), хор Венской государственной оперы. Великолепен квартет солистов: это Красимира Стоянова, Анита Рачвелишвили, Франческо Мели, Ильдар Абдразаков. За дирижерским пультом – маэстро Риккардо Мути.

Стоит напомнить, что восемь лет назад Мути и Абдразакова объединил тот же грандиозный проект – Реквием Верди. Та запись, сделанная с Чикагским симфоническим оркестром и хором, была отмечена премией Grammy.

В программу Зальцбургского фестиваля кроме масштабных оперных и симфонических проектов традиционно включается серия замечательных камерных концертов. Так, 15 августа, в Доме Моцарта (Haus für Mozart) прозвучат камерно-ансамблевые сочинения Шумана, Прокофьева, Шостаковича в исполнении двух блистательных пианистов Марты Аргерих, Даниэля Баренбойма и артистов оркестра «Западно-Восточный Диван», которым руководит маэстро Баренбойм.

Камерное наследие Сергея Прокофьева будет представлено Увертюрой на еврейские темы для двух скрипок, альта, виолончели, кларнета и фортепиано. Камерный стиль Роберта Шумана раскроется музыкантами в Анданте и Вариациях для двух фортепиано, двух виолончелей и валторны. Весьма необычный, не вполне «практичный» выбор тембров, наверное, и определил статус этого шумановского сочинения как редко исполняемого. Завершит программу Фортепианный квинтет Дмитрия Шостаковича соль минор. Известно, что и Прокофьев, и Шостакович – очень одаренные пианисты! – исполняли партии фортепиано в собственных сочинениях. Об участии Шумана в исполнении Анданте можно говорить лишь предположительно.

Отдельно стоит сказать об уникальном коллективе – арабо-израильском молодежном оркестре «Западно-Восточный Диван» (West-Eastern Divan Orchestra). Он был создан в 1999 году по инициативе Даниэля Баренбойма и Эдварда Саида с целью скорее гуманитарно-этической, чем специфически музыкальной. В оркестре играют музыканты из Израиля и Палестины, и это, по убеждению маэстро, способ доказать, что мирное сосуществование враждующих народов возможно.

23 августа в Гштааде в церкви Saanen в рамках фестиваля Иегуди Менухина – Gstaad Menuhin Festival –пройдет концерт Чечилии Бартоли и камерного оркестра «Княжеские музыканты» (Les Musiciens du Prince – Monaco). Андрес Габетта исполнит две роли: скрипача-солиста и концертмейстера.

В роскошной храмовой акустике прозвучат вокальные и скрипичные сочинения Антонио Вивальди. Интересна структура программы: части «хитовых» концертов из цикла «Времена года» образуют своеобразные интермеццо между оперными ариями, которым, при всем их блеске, далеко до узнаваемости «Le quattro stagioni».

Примадонна, чьим тайным покровителем полушутя-полусерьезно называют венецианского маэстро Вивальди, выбрала для этого концерта арии из опер «Сильвия», «Тит Манлий», «Неистовый Роланд», «Фарнак», «Катон в Утике», «Агриппа», «Геракл на Термодонте». Даже этот неполный список вокальных номеров выглядит как часть музыкально-историко-мифологического квеста, направленного на выяснение сюжета опер, истории их бытования. Комментарии почти к каждой из них содержат указание: «считалась утерянной». Во многом благодаря научному любопытству и феноменальному артистизму Бартоли мы сегодня знаем о Вивальди гораздо больше, чем меломаны ХХ века. Название одной из программ певицы – Viva Vivaldi! – могло бы стать одним из девизов ее яркой карьеры.

16 августа в Люцерне, в концертном зале KKL (Kultur- und Kongresszentrum Luzern) открывается большой летний фестиваль с очень насыщенной и разнообразной программой. И открывается он при участии Дениса Мацуева.

Афиша, безусловно, радует звездными именами и великими сочинениями, но есть нечто, что кажется не вполне однозначным. «Власть» – такую тему выбрали организаторы для фестиваля этого года. «Festival Theme: “Power”» – значится на баннере. Чтобы не возникало сомнений по поводу правильного перевода, добавлено визуальное подкрепление: военная фуражка. И эта тема очень активно реализуется в анонсах.

Так, открывается фестиваль рахманиновской программой, в которую вошли Третий фортепианный концерт, авторская оркестровая версия «Вокализа» и Третья симфония. «Все изменилось для Рахманинова после 1917 года. Итогом Октябрьской революции стало прямое влияние власти на его жизнь – и на его искусство», – сообщается в анонсе. В принципе, это довольно точное обобщение биографических фактов. Однако…

Концерт №3 написан в 1909 году, задолго до революционного Октября, «Вокализ» в оригинальной вокальной версии – в 1915-м и вряд ли может считаться предвестником потрясений, а Симфония №3 – в 1936-м. Ни одно из этих сочинений не содержит следов прямого влияния власти на жизнь и творчество. Конечно, в самой драматичной паузе между датами прочитывается информация о том, что Рахманинов был вынужден надолго отказаться от сочинения музыки. Но есть ли в этом прямое влияние власти?.. Думается, что для Сергея Васильевича не были свойственны рефлексии на тему «композитор и власть». Он был человеком иного склада: ему ближе оказалось нравственно-философское, нравственно-религиозное осмысление жизненной событийности. Не получается ли, что авторы анонса невольно приблизились к той прямолинейной идеологичности, которая была свойственна представителям пролетарской культуры, созданной новой революционной властью?..

И подобные мысли навевают едва ли все тексты, представленные на сайте фестиваля.

Но только самые счастливые мысли возникают, когда на афише и на сцене встречаются такие личности, как Денис Мацуев и маэстро Риккардо Шайи, возглавляющий в этот августовский вечер оркестр Люцернского фестиваля. Такая же радость – услышать 31 августа в Люцерне оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева и замечательного солиста – Леонидаса Кавакоса (скрипка). Музыканты представят сочинения Равеля, Дебюсси, Сибелиуса, Шоссона, Шостаковича.

17 августа в Лондоне, в Королевском Альберт-холле – Royal Albert Hall – прозвучит русская музыка. Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского и пианист Александр Гиндин исполнят сочинения Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, Глазунова. Идея программы такова: представить сочинения, чья мировая премьера или первое исполнение в Великобритании прошла под управлением маэстро Генри Вуда. Этот концерт – часть проекта, который еще в конце XIX века был придуман бизнесменом и импресарио Робертом Ньюманом и молодым дирижером Вудом. Так называемые «променадные» концерты были ориентированы на широкую публику, но дирижеру удалось выстроить столь грамотную репертуарную политику, что широкая «променадная» публика приучилась слушать самые свежие музыкальные новинки со всего мира. Сегодня этот проект известен как фестиваль BBC Proms, и в 2019-году его «домом» стал Royal Albert Hall.

Итак, в августовский Proms-концерт вошли: сюита из «Млады» Николая Римского-Корсакова (мировая премьера под управление маэстро Вуда – 1898-й), Первый концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в первой редакции (мировая премьера с Вудом – 1900-й), миниатюры Анатолия Лядова «Баба Яга», «Кикимора», «Из Апокалипсиса» (впервые в Великобритании- 1906, 1917, 1914-й соответственно) и Пятая симфония Александра Глазунова (впервые в Великобритании – 1897-й).

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона