Концертная афиша апреля: Гамбург, Берлин, Мюнхен, Москва

1 и 2 апреля в Большом зале Эльбской филармонии в рамках именного абонемента «Portrait Teodor Currentzis» выступит Теодор Курентзис и его знаменитый коллектив musicAeterna. Они представят свою версию «Реквиема» Верди. Для участия в исполнении приглашена интернациональная команда солистов: Зарина Абаева (сопрано), Эрмине Мэй (меццо-сопрано), Рене Барбера (тенор), Тарек Назми (бас). В анонсе Elbphilharmonie приведен артистический девиз маэстро: «Мы исполняем музыку так, как если бы это был после день нашей жизни».

Меломанам до сих пор памятна интерпретация «Реквиема», предложенная Курентзисом московской публике 12 лет назад, на концерте-приношении Святославу Рихтеру. «Наша концепция направлена на абсолютно точную передачу полифонического смысла сочинения», – говорил тогда маэстро. Также он обратил внимание на то, что в «Реквиеме» встречаются «все существовавшие принципы старинной музыки, но реализованные на новом техническом уровне».

Приятно, что в вокальную команду вошла солистка Пермского театра оперы и балета Зарина Абаева. Маэстро назвал ее певицей, «гениальной для гурманов». Курентзис признался, что однажды, когда Зарина пела Дездемону в вердиевском «Отелло», он почти потерял способность дирижировать – настолько это было невероятно.

Не исключено, что невероятные, мистические ощущения возникнут у всех, кто будет в зале Эльбской филармонии во время исполнения «Реквиема». По крайней мере, дирижер, которого называют эксцентричным и талантливым нонконформистом, к этому всегда стремится.

19 и 20 апреля Анна Нетребко примет участие в концерте Staatskapelle Berlin под управлением маэстро Баренбойма. Программа, посвященная Верди, будет представлена на сцене Берлинской филармонии.

В первом отделении прозвучат «Четыре духовные пьесы» (Quattro pezzi sacri) Верди. В исполнении участвует Хор Берлинского радио под управлением Гийса Лиинарса. Этот духовный цикл, в который вошли «Ave Maria», «Stabat Mater», «Laudi alla Vergine Maria», «Te Deum», создавался Верди в 1880-1890-х годах. Он относится к числу самых выразительных и необычных произведений композитора.

Второе отделение посвящено операм Верди. Как мы знаем, в репертуаре примадонны – изрядное количество вердиевских партий. Можно с огромной долей вероятности предположить, что в концерте появится леди Макбет: вспомним, что в прошлом году Анна спела несколько спектаклей «Макбет» в Берлинской государственной опере под управлением Даниэля Баренбойма (режиссер – Гарри Купфер). Почти наверняка певица не забудет о двух Леонорах (из «Трубадура» и «Силы судьбы»), о Елизавете Валуа из «Дон Карлоса». Есть робкая надежда на то, что Анна все-таки не навсегда простилась с Виолеттой… Но, пожалуй, больше интриги в том, какие наряды подготовит Анна для этого концерта. Певица выбирает платье не только под цвет глаз, но и под драматургию выступления, поэтому для многих див она не просто первая среди равных, но и законодательница концертной моды.

10, 11, 13 апреля в Мюнхенской филармонии  – Munich Philharmonic Gasteig – Валерий Гергиев, Аня Хартерос и Мюнхенский филармонический оркестр представят программу, которую можно было бы назвать «На излете романтизма».

«Пять песен для сопрано и оркестра на стихи Фридриха Рюккерта», написанные Густавом Малером в 1903 году, и Пятая симфония Антона Брукнера, созданная в 1876-ом, но окончательный вид принявшая лишь 1895 году, – два позднеромантических, скорее даже постромантических, шедевра. Один – в лирико-философском камерном жанре, другой – в монументально-драматическом.

«Песни…» появились  в счастливый период увлечения Малера Альмой Шиндлер – главной красавицей Вены. Пятая симфония Брукнера, напротив, несет на себе отпечаток борьбы с жизненными невзгодами: благодаря «стараниям» недоброжелателей композитор потерял должность в Венском университете, что тяжело отразилось на его здоровье и финансовом положении. От последствий этих переживаний композитор не избавился до конца дней. Пятую симфонию в окончательной версии ему так и не удалось услышать.

Аня Хартерос и в самой эффектной оперной партии находит множество тонких деталей. Что же говорить о малеровском цикле, в котором сами названия настраивают на камерную, доверительную интонацию: «Вдохнул я нежный аромат…», «О нет, за красоту ты не люби меня…», «Не подглядывай в мои песни», «Я потерян для мира», «В полночь». Для Валерия Гергиева, плотно сотрудничающего с европейскими оркестрами, немецко-австрийский симфонизм – один из самых близких репертуарных пластов.

13 апреля в Большом зале Московской государственной консерватории имени Чайковского открывается III Международный музыкальный фестиваль Динары Алиевой Opera Art.  Его первая программа – «Оперные голоса Азербайджана». В нем принимает участие сама дива, тенор Азер Рза-Заде и Российский национальный оркестр под управлением Ялчина Адыгезалова. Отметим, что 13 мая Азер Рза-Заде появится в партии Пинкертона в концертном исполнении «Мадам Баттерфляй».

21 апреля фестиваль продолжится гала-концертом с участием Андрея Бондаренко и Ульяны Алексюк. Ульяна начала яркую международную карьеру в Глайндборне с фееричной партии Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» (2013). Cейчас в ее репертуаре царят Моцарт, Беллини, Верди, Пуччини. Для Андрея Глайндборнский фестиваль так же оказался важным стартовым опытом: в сезоне 2011-2012’ он исполнил там партии Малатесты в «Дон Паскуале» Доницетти и Марселя в пуччиниевской «Богеме», после чего последовал целый ряд интересных контрактов. Сегодня один самых ярких проектов Андрея – партия графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро», поставленной Евгением Писаревым Большом театре.

Как и концерт-открытие, гала-концерт пройдет на сцене Большого зала Московской консерватории. За дирижерским пультом в этот вечер – Дмитрий Морозов.

Успех двух предыдущих фестивалей показывается правильность принципов, которыми определяется концепция Opera Art. «Сочинения Верди, Пуччини, Бизе, Чайковского всегда были и будут лидерами зрительских симпатий, какие бы оригинальные и прогрессивные партитуры не были написаны в более поздние годы. На своем фестивале я стремлюсь исполнять именно оперную классику. Я бесконечно восхищаюсь ею и хочу поделиться этим чувством со зрителем», – так объясняет Динара Алиева выбор репертуара для фестивальных программ. Важнейшей задачей Opera Art певица считает также привлечение внимания российской публики к новым ярким именам мировой оперы. Партнерами дивы на фестивале становятся артисты, с которыми она выступает на зарубежных сценах.

30 апреля в Светлановском зале Московского международного Дома  музыки Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и молодой скрипач Даниэль Лозакович исполнят сочинения Чайковского и Рахманинова. В первом отделении будет царить Даниэль и его скрипка: концерт Чайковского – не только популярное, но и очень требовательное к солисту сочинение. Приятно, что маэстро Спиваков, заметивший и горячо поддержавший десять лет назад дарование совсем юного скрипача, и сегодня ведет с ним живой художественный диалог. В свою очередь, для 18-летнего Даниэля, имеющего сейчас огромное количество концертных обязательств, сотрудничество с Владимиром Спиваковым – в приоритете.

Во втором отделении программы маэстро представит «Симфонические танцы» Рахманинова. Владимир Теодорович признается, что Рахманинов – «одна из его икон». Он часто вспоминает в интервью, что современники не в полной мере понимали масштаб композиторского таланта Рахманинова, считая его, прежде всего, выдающимся пианистом. «Сегодня же все больше и больше проявляется понимание того, что Рахманинов – это целая Вселенная, наполненная величием и бесконечными тайнами, которые еще предстоит открыть людям», – добавляет маэстро Спиваков.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона