Фестивальные события августа: Вербье, Зальцбург, Пезаро

Начало августа в Вербье подарит меломанам солидный комплект концертов класса «премиум». 1 августа программу из сочинений Рахманинова представит Михаил Плетнев. Сам маэстро говорит о композиторе лаконично: «Божественный бог». И радуется, что его бога любят во всем мире. Правда, были и другие времена. В далекие 1960-е годы, когда Яков Флиер, наставник Плетнева, играл в Европе Рахманинова, ему говорили: «Вы хороший пианист, но зачем Вы играете такую плохую музыку?»

Список сочинений, который представит музыкант в Вербье, пока не обнародован. Но будет одинаково интересно услышать и труднейшую, интеллектуально амбициозную Первую сонату (так называемую «Фаустовскую») и шлягерную Прелюдию до-диез минор (как-то названную нервными европейцами «Московский пожар»).  В актуальном репертуаре Михаила Плетнева – едва ли не весь фортепианный Рахманинов.

 

3 августа в Вербье прозвучит совсем другая музыка, но тоже божественная: божественно красивая, кристально чистая – просто эликсир для слушателя, отравленного звуковыми токсинами ХХI века. Барочный оркестр La Cetra из Базеля под управлением Йоханнеса Келлера и меццо-сопрано Магдалена Кожена проведут сеанс исцеления озонированной музыкой Клаудио Монтеверди (1567-1643). Это даже еще не барокко, а только его предчувствие. Если La Cetra постоянно живет в атмосфере старинной музыки, то Магдалена – это универсальное меццо-сопрано. Она поет и Кармен, и Мелизанду. В ее репертуаре Вивальди, Гендель и Монтеверди соседствуют с Яначеком и Малером. Доказано: музыкальные образы далеких эпох выигрывают, если исполнитель не боится «говорить» на языках разных веков одновременно. Только закончились триумфальные спектакли «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди в Театре Елисейских Полей, как в концертном графике певицы появляется малеровская «Песнь о Земле». А потом в содружестве с оркестром La Cetra Магдалена вновь работает над музыкой Монтеверди, но добавляет к ней партитуру Лючано Берио (1925 – 2003), одного из мэтров европейского музыкального авангарда, оживляющей всю программу.

Абсолютно справедливо резюме организаторов фестиваля: «ее пение идеально соответствует свежести, обаянию и экспрессивной живости музыки Монтеверди».

4 августа яркую Прокофьевскую программу представят Денис Мацуев и фестивальный оркестр под управлением Джанандреа Нозеды. В ней будет все или почти все, что мы любим в молодом Прокофьеве: игра в классику в надежде стать классиком (Первая симфония, «Классическая», 1917), музыкальное хулиганство от enfant terrible Петербургской консерватории (Первый фортепианный концерт, прозванный современниками «футбольным», 1912), серьезное, интроспективное высказывание (Второй фортепианный концерт, 1913, 2-я ред. –  1923).

Первая симфония, сочинявшаяся с озорным намерением «подразнить гусей» и тайной целью пробиться в стройные ряды классиков, справилась и с этими, и с другими задачами. Например, она стала одним из эталонов неоклассики в музыке ХХ века. А еще, вдохновляясь шутками и шуточками Гайдна, прокофьевская «Классическая» стала новым словом в искусстве музыкального остроумия. Трудно поверить, что Прокофьев окончил композиторский факультет консерватории без блеска, как-то незаметно. Может быть, поэтому весной 1914 года Сергей Сергеевич решил пойти ва-банк на экзамене по классу фортепиано. Он включил в программу собственный Первый концерт – и получил бурные дебаты в комиссии. И желанную премию имени Рубинштейна.

Первый и Второй концерты – почти ровесники. Но «родственниками» их не назовешь. Концерт №2 композитор посвятил памяти своего друга, Максимилиана Шмидтгофа. В апреле 1913 года он покончил жизнь самоубийством. Прокофьеву Шмидтгоф отправил письмо: «Дорогой Сережа, сообщаю тебе последнюю новость – я застрелился. Не огорчайся особенно и отнесись к этому равнодушно». Это трагическое событие, без сомнения, отразилось на музыкальном языке молодого композитора.

Маэстро Джанандреа Нозеда в течение многих лет сотрудничал с Мариинским театром. При поддержке Валерия Гергиева он начинал свою карьеру в легендарной Мариинке вместе с другими дебютантами: Нетребко, Никитиным, Абдразаковым-младшим. Вполне понятно, что, вдохновившись лучшими образцами отечественной классики, на Западе он зарекомендовал себя как дирижер, «одержимый русской музыкой» (из официального анонса).

Когда Денис Мацуев делал первые богатырские шаги на бескрайних музыкальных просторах, довольно часто снобы относились к нему как к пианисту-«футболисту». Что ж, время идет. В футбол Денис играет в свободное от музыки время. Игры на сцене – только тогда, когда это предписано партитурой. И вообще: Мацуев всегда в одной команде с композитором. Трагическое слово пианист никогда не произнесет бравурно: слушайте его интерпретацию Второго концерта Прокофьева – и сопереживайте.

5 августа в Вербье – оперный день. «Риголетто» Верди в концертном исполнении представят участники фестивальной академии. Молодые певцы, прошедшие «курс молодого бойца», выступят с молодежным оркестром фестиваля под управлением Станислава Кочановского. Солистов еще до этого концерта можно будет услышать и увидеть на мастер-классах Барбары Фритолли (21 июля), Томаса Квастхоффа (23 июля), Тима Кэрролла (2 августа). На прошлогоднем фестивале в подобном формате был представлен «Евгений Онегин»: организаторы надеются, что «Риголетто» повторит большой успех «Онегина».

Отрадно, что среди участников события есть наши: это не только маэстро Кочановский, но и меццо-сопрано Светлана Капичева (выпускница Петербургской консерватории, в 2016 году дебютировавшая в Мариинке). Хотя в анонсе не указано, кто какие партии поет, нетрудно догадаться, что Светлана будет Маддаленой, а также она споет несколько фраз за служанку Джованну. Чуть-чуть нашим можно считать баса Саву Вемича. Сербского певца широкая аудитория канала «Культура» видела в проекте «Большая опера – 2017». Надо полагать, Сава будет петь уже знакомую ему партию убийцы Спарафучиле. Возможно, он исполнит также лаконичную, но эффектную партию графа Монтероне.

Несчастной Джильдой станет польско-американская певица Александра Новаковски, бесчестным герцогом Мантуанским – колумбийский тенор Андрес Агудело, единственный тенор в компании юниоров. Кто же станет Риголетто? По всей вероятности, баритон из Южной Кореи Леонардо Ли. С абсолютной уверенностью можно сказать, что молодые солисты, уже поющие на сценах Мариинки, «Мета», Гевандхауза, с честью выполнят свой артистический долг в Вербье.

5 августа фестиваль в Вербье закрывается прокофьевской программой – еще одним приношением великому композитору. Не стоит забывать, что в марте этого года исполнилось 65 лет со дня смерти Прокофьева. За дирижерский пульт вновь встанет Джанандреа Нозеда, а за роялем будет царить Юджа Ванг – хрупкая, талантливая и обаятельная пианистка родом из Пекина. Откроет программу сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» в шести частях. Каждая из них – как маленькое приключение эксцентричных героев: «Чудаки», «Сцена в аду (маг Челий и Фата-Моргана играют в карты)», «Марш», «Скерцо», «Принц и принцесса», «Побег».   Затем прозвучат Пятый (1932) и Третий концерты (1921).

Пятый концерт Прокофьев намеревался сделать нетрудным и даже планировал назвать его нейтрально: «Музыка для фортепиано с оркестром». Но все-таки композитору пришлось с сожалением признать, что сочинение получилось очень сложным. Премьеру Прокофьев сыграл с оркестром Берлинской филармонии под управлением маэстро Фуртвенглера.  Теперь наша очередь с сожалением говорить, что слышим мы этот концерт – прокофьевский-препрокофьевский с первой же ноты –  очень редко. Гораздо больше слушателям везет с Третьим концертом: он репертуарный, а среди искушенных меломанов считается даже шлягерным.  Слушая концерт в авторском исполнении, Константин Бальмонт почти экспромтом сочинил звонкий и очень правдивый по отношению к музыке сонет:

Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатуры слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.

 

Одно из ключевых событий Зальцбургского фестиваля – «Пиковая дама» Чайковского. Спектакли пройдут 5, 10, 13, 18, 22, 25 августа.  Достаточного уже одного сочетания двух культурных феноменов – Salzburger Festspiele и «Пиковой дамы», – для того, чтобы привлечь всеобщее внимание. О предстоящем спектакле начали говорить еще задолго до начала репетиций. И вот по какому поводу: предполагалось, что партию Лизы исполнит Анна Нетребко, а партию Германа – Юсиф Эйвазов. Но певцы отказались от участия в постановке. Режиссер спектакля – Ханс Нойенфельс. Некоторое время назад Анна не смогла принять его концепцию пуччиниевской «Манон Леско». Появление имени режиссера в креативной команде «Пиковой» вновь заставило принять категоричное решение. Юсиф в интервью подчеркнул, что нет никакой вражды, есть только «разные творческие взгляды на музыку и театр». Не теряем надежды услышать певицу в партии Лизы (быть может, в Большом театре?), а пока узнаем, что думает о грядущем спектакле Марис Янсонс, дирижер-постановщик.

Российские журналисты, зная о любви Янсонса к русской опере и о своеобразном эстетическом кредо Нойенфельса, спрашивали маэстро, нет ли у него опасений по поводу совместной работы. Ответ дирижера предельно ясен: «…Если будет скандал, я уеду. Интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер мне пообещал: “Я положу свою руку в огонь, если будет что-то не то. Но все будет в порядке”. Если уж кладет свою руку, то ладно». Мы поверим и интенданту, и маэстро. По крайней мере, дело должно обойтись без скандальных рефлексий.

Состав исполнителей в постановке, с таким трепетом ожидаемой, великолепен. Германа поет Брэндон Йованович. Лиза – наша Евгения Муравьева. В прошлом году в Зальцбурге в «Леди Макбет Мценского уезда» ей пришлось срочно заменить Нину Штемме в заглавной партии, и этот опыт стал очень успешным для российской певицы. Кстати, Сергеем тогда был Йованович. Томского поет солист Мариинского театра Владислав Сулимский, Елецкого – Игорь Головатенко из Большого (чаще ему доводится петь Онегина). В партии Полины выступит белорусская певица Оксана Волкова, а в партии Графини – немецкая певица Ханна Шварц. Будет интересно услышать, как звезда вагнеровского репертуара прочувствует роль угасающей «Венеры московской».

          16, 19, 23, 26 августа – еще одна оперная премьера фестиваля. «Бассариды» Ханса Вернера Хенце (1926-2012) вновь штурмуют фестивальную сцену и испытывают бесстрашие публики. Вновь – потому что «Бассариды» по «Вакханкам» Еврипида сочинялись композитором специально для Зальцбурга, где и были представлены в 1966 году. Испытывают – потому что сам по себе античный сюжет непрост (инцест, убийства в состоянии дионисийского аффекта и т.п.), а за него еще взялся такой любитель психоаналитической методики, как Кшиштоф Варликовский.  Дирижер-постановщик спектакля, Кент Нагано, говорит о том, что опера Хенце очень живо отражает неспокойное время – середину 1960-х: «убийство Кеннеди, войну во Вьетнаме, международное студенческое движение».

          «Бассариды» – это столкновение нравственных устоев и дионисийского экстаза. Спектакль полезен и интересен публике сознательного возраста, искушенной в вопросах бессознательного.

          Партию Диониса исполняет колоритный тенор Шон Пейниккар. Царя Пенфея, пытающегося сохранить порядок в государстве, поет Рассел Браун (интересно, что в его репертуаре есть еще один не равнодушный к нормам герой – Онегин). В партии вакханки-бассариды Агавы, обезумевшей матери Пенфея, –  меццо-сопрано Таня Ариана Баумгартнер.

 

          23 и 26 августа публике предложат «Искателей жемчуга» Бизе в концертном исполнении – событие рафинированное и красивое. Партию жрицы Лейлы исполнит наша красавица Аида Гарифуллина. Влюбленного в нее Надира поет мексиканский тенор Хавиер Камарена. В партии Зурги, еще одного влюбленного (но, увы, безответно) – сам Пласидо Доминго. Сурового верховного жреца Нурабада исполнит солист Мариинского театра Станислав Трофимов. За дирижерским пультом – Риккардо Минази.

 

29 августа, в финальной части фестиваля большую концертную программу «A due voci» представят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Прозвучат арии и дуэты из «Бала-маскарада», «Трубадура», «Силы судьбы» Верди, а также из «Андре Шенье» Джордано. Хотелось бы назвать все эти фрагменты хитами – настолько они любимы меломанами всего мира (и, конечно, певцами). Но это настолько благородная и требовательная к исполнителям музыка, что слово «хиты» тут не уместно: шедевры – и только так. То, что исполнят Анна и Юсиф, – часть их оперной жизни. К примеру, в этом сезоне Юсиф дебютировал в «Ла Скала» в партии поэта Андре Шенье. Анна, хотя и отдает предпочтение леди Макбет, сегодня является одной из лучших Леонор в «Трубадуре».

Певцы выступят в сопровождении зальцбургского Mozarteumorchester под управлением Ядера Биньямини. Маэстро часто выступает в ансамбле со звездным дуэтом в концертных турах. А в прошлом сезоне он стал дирижером-постановщиком «Манон Леско» в Большом театре с участием Анны и Юсифа.

30 августа фестиваль закрывается «Волшебной флейтой»: в версии режиссера Лидии Штайер – это умная сказка о вечном детстве. Сожалеть приходится только о том, что Альбина Шагимуратова последний раз выступит в партии Царицы ночи: в начале карьеры именно эта роль помогла ей покорить лучшие сцены мира.

 

Оперный фестиваль Россини в Пезаро – Rossini Opera Festival – 11, 14, 17 и 20 августа приглашает на «Риччардо и Зораиду»: это dramma serio per musica in due atti – «серьезная драма на музыку в двух актах». Исполнилось ей ни много ни мало 200 лет, но госпожа юбилярша свежа и прекрасна. Несмотря на принадлежность к серьезному жанру, опера не перегружена взрывоопасными конфликтами. Все драматичные ситуации разрешаются в ней по-россиниевски изящно.

Действие происходит в давние-стародавние времена: отдельные сюжетные повороты позволяют понять, что это эпоха крестовых походов. Но для композитора (и для любящей его публики) важнее то, что в либретто есть универсальные компоненты увлекательного оперного действа: а) пара разлученных влюбленных – Риччардо и Зораида; б) препятствия на пути к счастью – в образах нубийского царя Агоранта, влюбленного в Зораиду, и его супруги Зомиры, которой совсем не нравится «третья лишняя»; в) верные друзья разлученных влюбленных – Эрнесто и Фатима. Есть и повышающие градус увлекательности обстоятельства: Агорант – не просто царь, а царь-победитель, а Зораида, дочь покоренного им Иркана, –  его пленница. Присутствуют в ленте событий «Риччардо и Зораиды» легкие предчувствия «Аиды»: жаркий континент, пленные и пленницы, неразделенная любовь могущественной персоны. К счастью, друзья Риччардо поспевают вовремя, и влюбленным удается избежать гибели (в отличие от трагического финала «Аиды»). Вся эта интригующая история воплощена в музыке без драматических утяжелений – как драгоценное венецианское кружево.

Премьера пройдет на знаменитой Адриатической арене. Ставит спектакль канадский режиссер Маршалл Пинкоски, имеющий репутацию любителя игр в старину, что должно обнадежить меломанов, не готовых увидеть на сцене кого-нибудь из популярных современных вождей вместо нубийского царя. За дирижерским пультом –  Джакомо Сагрипанти.

В партии Риччардо выступит знаменитый покоритель сверхвысоких нот Хуан Диего Флорес. Эта опера Россини предлагает ему не меньшие вершины, чем, к примеру, «Дочь полка» Доницетти с россыпью верхних «до». Зораиду поет Притти Йенде. В ее обширном репертуаре всегда находилось место для энергичных россиниевских героинь: это и графиня Адель в «Графе Ори», и Розина из «Севильского цирюльника». Партия Зораиды немного другая, но Притти, легко меняющей амплуа, это не доставит особых трудностей. В роли Эрнесто вступит Шавьер Андуага – молодой испанский певец, специализирующийся на россиниевском репертуаре.  В феврале этого года петербургская публика могла слышать его в Михайловском театре в партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике». Партия властного и влюбчивого Агоранта досталась российскому тенору Сергею Романовскому, начинавшему карьеру в «Новой Опере», но очень скоро появившемуся на ведущих сценах мира.

Приятно, что в международной компании есть еще одна наша певица – Виктория Яровая. Она выступит в партии Зомиры, жены Агоранта. Виктория принимала участие во многих россиниевских проектах, в том числе и в исполнении первой оперы композитора «Деметрио и Полибио» в Бад-Вильдбаде в 2016 году.  В том проекте участвовала также сопрано София Мчедлишвили, которая в «Риччардо и Зораиде» поет небольшую партию Фатимы. София и Виктория – выпускницы Россиниевской академии Пезаро (Academia Rossiniana).

 

На Адриатической арене 13, 16, 19 и 22 августа будет показан «Севильский цирюльник». Иногда в репортажах о премьерных спектаклях «Севильского» журналисты допускают трогательную ошибку, называя графа Альмавиву главным героем оперы: «молодой тенор исполнит главную партию», – сообщают нам. И все-таки главный здесь – баритон, севильский цирюльник Фигаро.

Тем, кто еще застал остатки идеологически ориентированного подхода к классике, вообще трудно представить, как граф, представитель класса если не угнетателей, то бездельников, может быть хоть сколько-нибудь главным. Но бывают случаи, когда и тенор (Альмавива), и баритон (Фигаро) настолько хороши, что приходится задуматься: кто все-таки главнее?. Постановка в Пезаро – как раз тот случай. Графа поет «принц бельканто» Максим Миронов. В интервью «Снобу» четыре года назад Максим с большим удовольствием говорил о графе: «…Мой персонаж, Альмавива, состоит из четырех мини-персонажей, он появляется перед зрителями одним, а потом меняется, это интересная роль». Нет оснований не доверять словам Максима. И уж вовсе немыслимо не довериться его голосу.

В партии Фигаро предстанет Давиде Лучиано, уже неоднократно выступавший на россиниевском фестивале. В партии Розины – японская певица Айя Вакизоно: в прошлом году в Пезаро она пела Клариче в «Пробном камне». Ставит «Севильского цирюльника» (как и «Пробный камень») Пьер Луиджи Пицци. В качестве сопостановщика выступит Массимо Гаспарон. За дирижерским пультом – Ив Абель.

 

На фестивале можно будет увидеть также своеобразный выпускной экзамен молодых певцов, занимавшихся в Accademia Rossiniana. Это «Путешествие в Реймс» («Il viaggio a Reims»). Спектакли пройдут 15 и 17 августа в Театре Россини – Teatro Rossini.

 

12, 15, 18, 21 августа в Театре Россини покажут новую постановку одноактной оперы «Адина, или Калиф Багдадский». Это совместный проект двух фестивалей – Уэксфордского и Россиниевского.

Как и «Риччардо…», «Адина» отмечает свое 200-летие. В 1818 году в кратчайшие сроки она была Россини написана специально для Лиссабона, но на сцену вышла только в 1826-м. В этой маленькой опере примерно половину составляют номера, заимствованные из более ранней партитуры «Сигизмунд».  Для Россини с его тягой к скоростному письму обращение к своим же старым запасам было обычной практикой.

Сюжет «Адины» – это вариация на тему похищения из сераля. Адина – пленница калифа Багдада. Он влюбляется в нее. Юная красавица напоминает калифу женщину, которой он был увлечен много лет назад. Однако девушке не нужно внимание калифа: она любит Селима. Ему удается разыскать Адину и приготовиться к побегу из гарема. Но влюбленные попадают в руки к стражникам. Разгневанный калиф приговаривает их к смерти. Внезапно он понимает, что Адина – его дочь. Все счастливы, Адина и Селим женятся.

Спектакль ставит Розетта Кукки, дирижер – Диего Матеус. В партии калифа – Вито Прианте, в партии Адины – Лисетт Оропеса. Селима поет Леви Секгапане.

 

Важное внеоперное событие фестиваля – Маленькая торжественная месса. Она прозвучит 23 августа в Teatro Rossini под управлением маэстро Сагрипанти. В исполнении принимают участие солисты: Кармела Ремиджио (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Селсо Альбело (тенор), Никола Куржаль (бас).

Ирония, тончайший юмор Россини прокрались даже на страницы духовной партитуры. На последнем листе он написал: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай. Дж. Россини. Пасси, 1863».

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона