Балетная афиша сентября: Милан, Париж, Вена, Санкт-Петербург

17, 19 и 24 сентября «Ла Скала» приглашает на «Жизель» в хореографии Жана Коралли и Жюля Перро. Автор возобновления – Иветт Шовире. Заглавную партию исполнит Светлана Захарова, в партии графа Альберта – Дэвид Холберг. За дирижерским пультом – Дэвид Коулмен.

Про спектакль в целом нужно сказать, что это не только и не столько возобновление, сколько вариант постановки, исполнявшийся великой примой Иветт Шовире. «Жизель» называют ее талисманом, если не главным, то одним из самых драгоценных достижений французской балерины. Когда говорят, что Шовире – это Каллас в балете, имеют в виду прежде всего ее «Жизель» – одухотворенную, трепетную, драматичную.

Прима-балерина Большого театра и этуаль Teatro alla Scala Светлана Захарова на вопрос, какие зрители ей по душе – наши или западные, отвечает не задумываясь: «Для меня все по душе. Как может быть иначе, я же для них танцую! Я всегда благодарна моим зрителям за их внимание, поддержку. Меня захватывает стремление завоевывать новую публику. И каждый раз удивлять!» Частью профессионализма она считает не только ежедневный станок и многочасовые репетиции, но и честный подход к выбору репертуара: «За годы выступлений я отсекла не интересные для меня роли. И не танцую их больше. Я считаю, что невозможно себя обманывать, если я не чувствую роль и образ, то публике тоже будет неинтересно. Если ты выходишь на сцену, ты должна не только любить свою героиню, ты должна быть ею».

Большая радость для публики – Захарова-Жизель: неважно, на сцене Большого театра или на сцене «Ла Скала».

20 сентября Парижская опера – Opéra national de Paris – приглашает на открытие балетного сезона. Яркая программа гала-вечера с участием всей труппы – от этуалей до учеников балетной школы – включает в себя постановки Бена Стивенсона, Джорджа Баланчина, Сержа Лифаря, Рафаэля Боначелы, Уильяма Форсайта. Гала – не только увертюра к сезону, но и анонс самых значимых его событий. Соответственно, публика будет иметь возможность сделать правильный выбор.

Стиль британского хореографа Бена Стивенсона представлен композицией «Trois Préludes». Ее музыкальной основой стали три прелюдии Сергея Рахманинова. «Trois Préludes» исполнят Амандин Альбиссон и Мэтью Ганио.

Наследие Сержа Лифаря представлено «Вариациями» на музыку Франца Шуберта. Шесть разнохарактерных вариаций – шесть солистов с разной артистической индивидуальностью. Объединяющим моментом станут костюмы от CHANEL. Напомним, что сотрудничество модного дома с балетными труппами началось с той поддержки, которую оказывала мадам Шанель Сергею Дягилеву. А Серж Лифарь был лично знаком с великой Габриэль.

Органично соседство «Вариаций» с Pas de deux Джорджа Баланчина. Они вдохновлены музыкой Чайковского. Возможно, этот номер наиболее близок классическому балетному языку из всех номеров гала. Дуэт будет исполнен двумя этуалями балетной труппы – Людмилой Пальеро и Уго Маршаном.

Австралийский хореограф Рафаэль Боначело предлагает парижской публике лаконичную, философско-абстрактную работу – «аb [intra, что в переводе с латыни следует понимать как «Изнутри». Глубину человеческих импульсов предлагает исследовать нам хореограф Боначело, он же создатель и руководитель Sydney Dance Company, он же, по собственному признанию, «наркоман движения». Его новая постановка несколько напоминает хореографическое осмысление работы хорошего двигателя, что, в общем-то, не противоречит той характеристике «ab [intra]», которую предлагают авторы анонса: «изысканный атлетизм». Основой этой композиции стала музыка латвийского композитора Петериса Васкса. Сольные партии исполнят Элеонора Аббаньято и Стефан Буйон.

Тех, кого несколько озадачит атлетическая абстракция, утешит и порадует оптимистичная постановка Уильяма Форсайта «Blake Works», созданная, соответственно, на музыку Джеймса Блейка. Замечательно отозвалась на премьеру этого мини-спектакля в Opéra de Paris в 2016-м Татьяна Кузнецова (довольно строгий и исключительно эрудированный балетный критик): «Похоже, скитаясь по балетным классам Оперы, хореограф открыл для себя прелесть французского академизма. <…> Уильям Форсайт поставил чистейшую неоклассику, не забыв сделать реверанс Баланчину, поэту балетного экзерсиса».

14 сентября в Мариинском театре будет представлен необычный проект – «Сны Спящей красавицы». В жанровом отношении это хореографический спектакль с мощным вовлечением современных визуальных технологий. Диана Вишнева – не просто исполнительница главной партии, но и настоящий соавтор шоу, концепция которого разрабатывалась четыре года. Визуальная сторона создана дизайнером Тобиасом Греммлером. Кстати, сама балерина является источником спецэффектов. Свита Дианы в этом проекте – не нимфы, не придворные дамы, а аватары. В ее костюм вмонтированы сенсоры, с помощью которых она управляет «поведением» аватаров.

Какую функцию выполняют передовые технологии в «Снах»? По мнению создателей проекта, они исследуют «наши мечты, страхи, соблазны и судьбоносные решения». Консервативно настроенных зрителей порадует то обстоятельство, что принц в этих «Снах» абсолютно реальный: его партию исполнит Марайн Радемакер.

13, 14, 18 и 20 сентября Венская государственная опера приглашает на «Сильвию» Делиба. Этот спектакль создан Манюэлем Легри на основе хореографии Луи Меранта, Лео Стаатса, Сержа Лифаря, Альбера Авелина и Лисет Дарсонваль. Для Легри главным было обеспечить всех солистов – и женщин, и мужчин – интересной, сложной работой, показать разнообразие (и равноправие) женского и мужского танца. Благо сюжет балета позволяет это сделать.

Сильвия, одна из нимф богини Дианы, посмеялась над чувствами пастуха Аминты и невзначай убила его. В Сильвию влюблен и охотник Орион. Смерть соперника ему на руку: он похищает нимфу и пытается добиться от нее ответных чувств на безлюдном острове. В эту историю решил вмешаться Эрос: он оживляет Аминту и помогает ему заполучить расположение Сильвии. Ему также удается усмирить разгневанную Диану, недовольную участием своей нимфы в любовной драме. Но Эрос напоминает богине о том, что ее сердце тоже когда-то пылало любовью к простому смертному.

13 сентября героями любовного треугольника станут: Никиша Фого (Сильвия), Денис Черевичко (Аминта), Давиде Дато (Орион). 14 и 18 сентября – Ольга Есина (Сильвия), Якоб Фейферлик (Аминта), Роберт Габдуллин (Орион). 20 сентября, в последнем сентябрьском показе Сильвией станет Кийока Хашимото, Аминтой – Наврин Тернбулл, Орионом – Димитру Таран.

6 сентября Михайловский театр открывает балетный сезон «Дон Кихотом» Минкуса. Спектакль идет в классической хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского. В 2012 году Михаил Мессерер осуществил общую хореографическую редакцию. «Красочный, звонкий, непосредственный, стихийный» – так характеризуется спектакль в анонсе театра. Мы добавим к этим эпитетам еще и восклицательный знак, поскольку партию Китри на открытии сезона исполнит Анжелина Воронцова, а партию Базиля – Иван Васильев. За дирижерским пультом – Павел Сорокин.

24 сентября театр приглашает на «Спартака» Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна. Поскольку постановщик переработал известное нам по легендарному спектаклю Григоровича либретто, в нем появились новые имена: вместо Фригии – Валерия (это возлюбленная главного героя), вместо Эгины – Сабина (а это куртизанка, подруга Красса).

Балет был поставлен в 2008 году, но в 2018-м, готовя его к возвращению на сцену, Ковтун внес ряд значительных изменений: «Будет много пересмотренных картин, новые бои, новые цирковые трюки. Я серьезно усложняю технику», – рассказывал хореограф перед премьерой. Он имеет большой опыт постановок каскадерских боев в кино, и здесь, на сцене Михайловского ему захотелось поставить нечто подобное – с той разницей, что в театре возможен только один план и невозможен монтаж.

Постановщику было важно сохранить то, что открыл в этом балете Григорович – мощный, яркий мужской танец. «Очень хотелось бы, чтобы отечественная школа мужского танца не умирала, продолжала свой жизненный путь», – поясняет Георгий Ковтун. По физическим затратам этот «Спартак», конечно, становится для артистов серьезным испытанием на прочность.

На сцене в некоторых эпизодах одновременно находится триста человек, но зрительское внимание будет приковано к Спартаку (Иван Зайцев), Валерии (Анжелина Воронцова), Крассу (Иван Васильев), Сабине (Ирина Перрен), Помпею (Фарух Рузиматов), Криксу (Сергей Стрелков). Есть еще одна героиня, чье имя почему-то не попало на афишу. И она, героиня, по данному поводу имеет полное право зарычать – это тигрица Шакира. Кстати, Шакира не всегда находится в клетке: у нее есть превосходное дефиле по авансцене, что добавляет спектаклю адреналина.

За дирижерским пультом – Карен Дургарян.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона