Балетная афиша марта: Москва, Милан, Вена, Лондон, Санкт-Петербург

Большой театр

3, 4, 5 марта Большой театр покажет балет «Светлый ручей», созданный хореографом Алексеем Ратманским на музыку Дмитрия Шостаковича. Не так часто можно увидеть, как в Большом танцуют наполненный настоящим драйвом комический балет на музыку блестящего советского композитора.

Этот балет – веселый легкий фарс, но история его создания драматична. Оригинальная версия была поставлена в 1935 году хореографом Федором Лопуховым в Ленинградском Малом театре оперы и балета. Советская власть хотела «советских» балетов, которые создавали бы в искусстве образ «нового советского человека», гармонично соединяющего умственный и физический труд. «Светлый ручей» как раз об этом – о слиянии людей искусства (артисты балетной труппы) и людей труда (колхозники).

В колхоз «Светлый ручей» приезжают артисты балета, которые должны поздравить сельчан с окончанием сбора урожая. Чтобы проучить мужа, который засматривается на приезжую балерину, колхозница Зина затевает розыгрыш с переодеваниями, в котором помимо главных героев участвуют молодая каскадная пара, пожилая опереточная пара и собака на велосипеде. Наивный сюжет доведен до уровня настоящей комедии положений в лучших традициях советской комедийной классики.

Спектакль имел шумный успех у зрителей, но бодрый союз серпа и пуанта не устроил партийный истеблишмент, усмотревший в милой комедии пародию на счастливую колхозную жизнь. После выхода статьи в газете «Правда» под названием «Балетная фальшь» спектакль запретили, Федор Лопухов остался без работы в театре, а Дмитрий Шостакович больше не писал музыку к балетам.

Вторую жизнь «Светлому ручью» дал Алексей Ратманский, поставивший собственную двухактную версию балета, в которой он отдал дань советскому оригиналу, но переделал «Светлый ручей» в соответствии со вкусами зрительской аудитории XXI века, насытив действие энергией, блеском и бурлеском.

Роскошные декорации к спектаклю Большого созданы Борисом Мессерером, который словно опрокинул на сцену рог изобилия. Густые оранжево-желтые пшеничные снопы, огромные овощи, карикатурные паровозики и самолетики, скульптуры – достижения народного искусства, будто взятые на прокат с ВДНХ.

Главные партии репетируют: Зина, затейница – Чинара Ализаде, Анастасия Горячева, Нина Капцова, Екатерина Крысанова, Светлана Лунькина, Анастасия Меськова, Анна Никулина, Анастасия Сташкевич, Дартя Хохлова. Петр, агроном – Иван Васильев, Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев, Денис Савин, Игорь Цвирко, Семен Чудин. Классическая танцовщица – Мария Александрова, Ангелина Влашинец, Ксения Жиганшина, Эльвина Ибрагимова, Кристина Кретова, Екатерина Крысанова, Анна Тихомирова, Екатерина Шипулина. Классический танцовщик – Артемий Беляков, Ян Годовский, Владислав Козлов, Владислав Лантратов, Андрей Меркурьев, Руслан Скворцов, Давид Мотта Соарес, Дэвид Холберг, Игорь Цвирко.

 

26, 27, 28 и 29 марта на Новой сцене Большого театра состоится долгожданная премьера – три одноактных балета, созданных по заказу театра «Времена года. Танцемания, Made in Bolshoi (Сделано в Большом)».

Автор балета «Времена года» (на музыку композитора Александра Глазунова) Артемий Беляков – талантливый премьер Большого театра, дебютирует в качестве профессионального балетмейстера. Свои хореографические миниатюры он выносил на суд публики только один раз в рамках Молодежного фестиваля Большого театра (Проект «Лица» 2016 г.).

Художественный руководитель екатеринбургского Урал Балета Вячеслав Самодуров представит постановку «Танцемания» на музыку Юрия Красавина, автора остроумной транскрипции балета «Пахита», представленного Екатеринбургским театром оперы и балета в 2018 г.

В прошлом Самодуров-танцовщик выступал в ранге премьера на лучших сценах мира (в Мариинском театре, в Национальном балете Нидерландов, Королевском балете Великобритании), а ныне о нем говорят как об одном из самых перспективных российских хореографов. Возглавив балетную труппу Урал Оперы в 2011 году, Самодуров в кратчайшие сроки дал екатеринбургскому балету узнаваемое лицо. Теперь в Екатеринбург на каждую премьеру съезжаются ценители балета, а каждый новый сезон приносит уральской труппе как минимум номинацию на «Золотую маску». Самодуров и сам неоднократный лауреат этой престижной премии. В 2014 он получил «Золотую маску» сразу в двух номинациях «Лучший балетный спектакль» и «Работа хореографа» за балет «Вариации Сальери», в 2015 в номинации «Работа хореографа» за балет «Цветоделика». Балеты Самодурова, соединяющие в себе следование традициям и хореографические неологизмы, удивляют и завораживают, открывая новые грани классического танца.

Завершит вечер балет «Made in Bolshoi (Сделано в Большом)» поставленный петербуржцем Антоном Пимоновым, заместителем художественного руководителя балета Урал Оперы. В 2017 Пимонов стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Работа балетмейстера-хореографа» за постановку балета «Скрипичный концерт №2». Пимонов прочно зарекомендовал себя в жанре неоклассики, а «Made in Bolshoi» задумывается им как оммаж московской балетной традиции.

Состав исполнителей будет объявлен позднее.

Ла Скала

22 и 24 марта театр Ла Скала, хореограф Мауро Бигонцетти и дирижер Микеле Гамба приглашают на мировую премьеру балета «Мадина» итальянского композитора Фабио Викки в исполнении артистов балетной труппы театра Ла Скала при участии Роберто Болле.

Мауро Бигонцетти стал самым востребованным итальянским хореографом современного балетного мира благодаря невероятному таланту и активному сотрудничеству с мировыми театрами. Его постановки «Средиземноморье», «Cinque», «Золушка», «Караваджо», «Ромео и Джульетта» идут в сорока четырех театрах и всегда легко узнаваемы. В апреле 2019 года балет Бигонцетти «Алиса» стал хитом международного фестиваля Dance Open в Петербурге.

Его хореографический почерк сложен и всегда балансирует на грани возможностей человеческого тела. «Мне нравится тело. Я хочу чувствовать тело без костюма. Именно от тела я получаю энергию, вдохновение. Мне кажется, цвет тела – это лучший цвет, который может быть. … Предел возможностей человеческого тела? Не думаю, что вообще есть такая проблема. Мы же говорим об искусстве, а оно пределов не имеет. Это как художник, который все равно рисует, или архитектор, который все равно строит. Как человеческая жизнь: она всегда продолжается», – говорит Мауро Бигонцетти.

Балет «Мадина» – новое музыкально-хореографическое творение Мауро Бигонцетти и Фабио Викки по роману Эммануэля де Вильпена «Девушка, которая не хотела умирать». Сюжет о молодой девушке, ставшей камикадзе вопреки свой воле, которая не хочет больше умирать и убивать, впервые используется в балетной постановке. Волнующая история о любви, смерти и страсти обещает быть громкой, успешной и высоко оцененной знатоками балетного искусства.

Венская опера

4, 6, 8, 10, 11 марта в Венской опере состоится премьера – вечер одноактных балетов трех выдающихся хореографов «Лукач / Лидберг / Дуато». Дирижер – Фейсал Каруи, состав исполнителей будет объявлен позднее.

Открывает вечер постановка «Движения к Стравинскому» венгерского балетмейстера Андраша Лукача, мировая премьера которой состоялась в Вене в 2017 году.

Шведского постановщика Понтуса Лидберга критики называют «восходящей звездой мировой хореографии» и прочат ему персональную страницу в учебниках по истории танца в будущем. Мировая известность пришла к нему в 2007 году после выхода танцевального фильма «Дождь», удостоенного многочисленных международных премий. «Я кинорежиссер и хореограф», – говорит о себе Лидберг, подчеркивая равнозначность этих видов деятельности в своей жизни.

Балет «Между собаками и волками» на музыку Макса Рихтера поставлен Понтусом Лидбергом специально по заказу Венской государственной оперы и будет впервые показан в этот вечер.

Спектакль «Белая тьма» (премьера 2001 г.) испанского балетмейстера Начо Дуато хорошо знаком поклонникам балета. Это реквием по безвременно ушедшей сестре постановщика, умершей от передозировки наркотиков. Героиня балета, потерявшая веру в любовь, пытается найти забвение; но путь, который она выбрала, вместо радости приносит лихорадочное возбуждение, а дальше — разочарование, отторжение и самоизоляцию. Балет поставлен на музыку английского композитора Карла Дженкинса, работающего на границе джаза, рока и классической музыки.

В программе объединены три в высшей степени индивидуальных хореографических подхода, а то, что в нее включена мировая премьера балета Понтуса Лидберга, делает посещение Венской оперы еще привлекательнее.

Сэдлерс Уэллс

7 и 8 марта в лондонском театре «Сэдлерс Уэллс» пройдут последние выступления танцевальной компании Ричарда Олстона («Richard Alston Dance Company»). Ричард Олстон создал эту компанию в 1994, и все 25 лет выступления артистов пользовались неизменным успехом у зрителей, а критики не жалели хвалебных слов в адрес художественного руководителя, превознося его за музыкальность и лиризм.

В прощальную программу вошли три балета английского хореографа.

«Голоса и легкие шаги» поставлены на чувственную выразительную музыку барочного гения – Клаудио Монтеверди.

В балете «Продолжай сиять» («Shine on») использована ранняя музыка Бенджамина Бриттена – вокальный цикл «На этом острове» на стихи Уистена Хью Одена. В постановке принимают участие постоянные соратники Ричарда Олстона – пианист Джейсон Риджуэй и певица Кэтрин Макиндое.

Заканчивает программу «Мазурка» на музыку Фредерика Шопена. В интерпретации Олстона – это танец двух друзей, рассказывающих зрителям о том, что они любят и что они потеряли. Для Шопена и его друзей была потеряна Польша, страна, в которую они не могли вернуться, и артисты снова и снова выражают в танце тоску композитора по любимой родине.

В спектакле участвуют артисты компании современного танца «Richard Alston Dance Company».

Мариинский театр

24 и 25 марта Мариинский театр представляет новую версию балета «Пахита» в постановке Юрия Смекалова на музыку Эдуара Дельдевеза, Людвига Минкуса, Риккардо Дриго.

Детективная история цыганки Пахиты в 1846 году с успехом прошла на сцене Парижской оперы в постановке Жозефа Мазилье, а в 1847 году «Пахитой» начался русский балетмейстерский период молодого француза Мариуса Петипа. Спектакль стал его балетмейстерским дебютом на петербуржской сцене, он же танцевал главную партию Люсьена.

«Пахита» Мариинского театра – не реконструкция спектакля ХIХ века, а новый трехактный балет. Хореограф Юрий Смекалов полностью переписал либретто, от чего балет только выиграл, став гораздо ближе к своему первоисточнику – новелле Сервантеса «Цыганочка». От предыдущей «Пахиты» в новую редакцию перешли лишь только несколько самых удачных эпизодов, а для постановки знаменитого Grand pas в третьем акте был специально приглашен исследователь балетных постановок Юрий Бурлака, который восстановил хореографию Петипа на основе сохранившихся записей спектакля начала ХХ века.

Главные партии исполнят: 24 марта – Мария Хорева, Константин Зверев, Надежда Батоева; 25 марта – Виктория Терёшкина, Ксандер Париш.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона