1 и 2 марта Парижская опера представит программу «Гёкке/Лидберг/Шаркауи». Opéra de Paris анонсирует ее как воплощение «трех уникальных взглядов на танец и театр». Объективно вопрос уникальности решится со временем, но индивидуальность каждого из хореографов вполне очевидна и сейчас.
Марко Гёкке, знакомый российской публике по постановкам «Нижинский», «Одинокий Джордж», сравнивает каждую новую работу с путешествием в новые миры, которые и пугают, и вызывают любопытство. В своих проектах Гёкке не обходится без завораживающей ирреальности, мистичности. При этом пластика его героев рождает вполне реалистичные ассоциации – с движениями птиц, насекомых и прочих представителей фауны. К каким открытиям приведет его новый проект-путешествие «Dogs Sleep», включенный в программу балетного вечера в Opéra de Paris, узнаем в марте. Стоит иметь в виду, что Марко Гёкке не склонен к ретро-аллюзиям, рефлексиям на тему классического искусства: его стихия – создание, изобретение, сочинение нового.
Любой информационный материал, посвященный шведскому хореографу Понтусу Лидбергу, в первом же абзаце обязательно напомнит о его фильме «Дождь» («The Rain», 2007) – не единственном, но самом известном киноопыте режиссера-хореографа. В нем воплощены основные черты хореографического стиля мастера: тонкость, прозрачность, акварельность чувств. В одной из рецензий The New York Times отмечается: «Есть ощущение, что Лидберг подходит к танцу так, как если бы он стоял за камерой и наблюдал со стороны за некой уединенностью своих танцоров».
Отношения между людьми – это то, что больше всего привлекает постановщика в творчестве. «Танцевать вместе и делиться опытом, вот что мне очень нравится делать», – признается Понтус Лидберг. В программу вечера включена его версия «Свадебки» («Les Noces») Стравинского.
«Фавн» («Faun»), созданный Сиди Ларби Шеркауи в 2009 году по заказу лондонского Sadler’s Wells Theatre, — это своеобразное приношение Вацлаву Нижинскому, поставившему знаменитый (и весьма скандальный) «Послеполуденный отдых фавна». В основе постановки-рефлексии — все та же история о фавне и его чувственной фантазии, вдохновленная музыкой Дебюсси. В спектакле-дуэте влечение фавна к нимфе окутано магической дымкой. Она не рассеивается даже тогда, когда фавн, получив желаемое, мгновенно теряет интерес к героине.
Музыкальная палитра «Фавна» дополнена эпизодами Нитина Соуни, сочиненными для «монологов» нимфы.
В балетном вечере участвуют этуали, примы и премьеры Opéra de Paris. За дирижерским пультом – эстонский маэстро Велло Пяхн.
1, 2, 9, 18 марта Баварская опера приглашает на «Онегина» Джона Крэнко. Спектакль, созданный в 1965 году, входит в репертуар ведущих театров миров. Некоторые критики полагают, что у «Онегина» есть шанс стать таким же бессмертным, как классическое «Лебединое озеро». Подобно литературному оригиналу и опере Чайковского, балет заставляет задуматься о том, почему он — именно «Онегин», если главная в нем – Татьяна Ларина. «Едва ли какой-либо другой нарративный балет дает такие безграничные возможности для развития женского образа, как Татьяна в “Онегине”», — отмечается в анонсе. И с этим не поспоришь.
В репертуар Bayerische Staatsballett «Онегин» вернулся после трехлетнего перерыва. А вообще этот спектакль живет в театре уже 30 лет. В разные годы Татьяну танцевали Ева Евдокимова, Констанц Вернон, Эвелин Харт, среди лучших Татьян нового поколения — Люсия Лакарра, Полина Семионова.
Идея создания трехактного балета появилась у хореографа, вероятно, тогда, когда он, на заре своей карьеры ставил танцы для оперы «Евгений Онегин» в Англии. Позднее он рассмотрел в опере яркие контрастные сцены, которые прекрасно укладывались в драматургию возможного балетного спектакля. Но больше всего Крэнко увлекла история гадкого утенка: ее можно понимать и как миф, и в то же время нельзя усомниться в ее правдоподобности.
В своем «Онегине» хореограф вначале планировал использовать оперную партитуру, но потом (неохотно) отказался от этой мысли. В балетном «Онегине» мы слышим пьесы из «Времен года», фрагменты оперы «Черевички», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини». Может быть, отказ от оперного «Евгения Онегина» был к лучшему: Крэнко рассказал свою историю о любви, иллюзиях и разочаровании.
В первый день мартовских показов, 1 марта, заглавную партию исполнит Владимир Шкляров: его хорошо знает публика Мариинского театра, а с недавних пор и Bayerische Staatsoper. Кстати, Онегин – одна из тех партий, о которых артист долго мечтал.
За дирижерским пультом – Мирон Романул.
25 марта в Баварской опере можно будет увидеть «Спартака» — легендарный спектакль Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна. В заглавной партии выступит Сергей Полунин – артист со свободолюбивым характером, бунтарским жизненным кредо и сокрушительным обаянием. Одна из очень известных балерин, узнав, что ей предстоит работать в паре с Сергеем, была готова отказаться, но после первой же репетиции сказала в интервью: «Я почувствовала, что он настоящий, что он тот человек, которому я могу доверять». Журналист, рассчитывавший на заявление о «сложном» характере артиста, был разочарован.
Впервые Сергей Полунин исполнил партию Спартака в декабре 2014 года в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Сейчас, спустя более 4 лет его герой, несомненно, приобретет новые черты. В Германии роман Джованьоли, вдохновивший Хачатуряна на создание балета о восстании рабов, не так известен, как в России. (Наверное, только мы знаем, что большие голубые глаза Спартака «светились фосфорическим блеском», а в «минуту яростной борьбы <…> метали молнии»). Может быть, у немецких балетоманов не возникает мгновенно, как у нас, образ летящего через всю сцену Владимира Васильева – первого Спартака в спектакле Григоровича. Но все же этот балет им хорошо знаком: в 2016 году Баварский Staatsballett впервые поставил спектакль в версии Григоровича с декорациями Симона Вирсаладзе. Так что Сергею-Спартаку придется сражаться не только за свободу, но и за сердца мюнхенской публики.
Также спектакль можно будет увидеть 29 марта, однако пока ни исполнитель заглавной партии, ни остальные артисты не объявлены.
25 и 30 марта в «Ковент-Гарден» будет представлен «Дон Кихот» Минкуса в постановке Карлоса Акосты. В основе этого спектакля – классическая хореография Мариуса Петипа. Партии Китри и Базиля исполнят Наталья Осипова и Вадим Мунтагиров (заметим, что 30 марта блистательная пара участвует в вечернем спектакле). За дирижерским пультом – Мартин Йетс.
Эта постановка создавалась специально для Королевского балета. Премьера состоялась в 2013 году. Нередко Карлос находит возможность самому исполнять сложнейшую партию Базиля, хотя это, как он признается сам, — настоящий вызов: трудно быть Базилем и постоянно следить за тем, чтобы ветряные мельницы вовремя начали движение.
Как постановщик Акоста стремился, не разрушив очарования стилизованной старины, приблизить «Дон Кихота» к нашему времени. Еще одна задача – позволить молодым артистам продемонстрировать мастерство и проявить себя в требовательном к каждому нюансу классическом стиле. Словом, обновил Акоста здесь не язык, а энергетику. Любопытная «фишка» спектакля – появление на сцене музыкантов. Это решение должно понравиться и балетоманам, и балетным неофитам.
И безумно понравится всем-всем появление Натальи Осиповой. Чуть более года назад она огорчила поклонников заявлением о том, что берет паузу в своих отношениях с «Дон Кихотом». «Просто дождусь внутреннего импульса, когда, услышав это название, сердце забьется и душа откликнется», — сказала прима в интервью газете «Культура». К счастью, сердце Натальи-Китри забилось, а наши души готовы откликнуться на это событие еще живее, чем обычно.
По традиции весной в Санкт-Петербург слетаются звезды мирового балета и ценители балетного искусства. Повод исключительно серьезный — Международный фестиваль балета «Мариинский». В этом году он пройдет в 18-й раз.
21 марта фестивальная программа откроется вечером американской хореографии. Долгие годы фестиваль открывали премьерой спектакля: так, в 2016-м был показан «Медный всадник», в 2017-м – «Пахита». Но в этом году от традиции решили отступить. Или создать новую традицию? Есть основания полагать, что в программу войдут как образцы, ставшие классикой, так и новейшие хореографические проекты.
23 марта в Мариинском-2 будет представлена «Легенда о любви» Арифа Меликова — поистине легендарная история о пламенной страсти и долге, поставленная почти 60 лет назад Юрием Григоровичем. В этом спектакле примут участие звезды российского балета — Мария Александрова и Владислав Лантратов. В афише не указаны исполняемые ими партии, но, вероятнее всего, Мария станет Мехменэ Бану (эта партия уже давно вошла в ее репертуар), а Владислав – Ферхадом, и только им.
24 марта фестивальную программу продолжит «Жизель» Адана. Возобновление спектакля, над которым в свое время работали Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа, осуществлялось несколько десятилетий назад при участии выдающегося балетоведа Юрия Слонимского (1902-1978) — автора монографии, посвященной истории «Жизели». В заглавной партии выступит Ольга Смирнова, а ее любимым — и таким легкомысленным! — Альбертом станет Кимин Кин. Напомним, что широкая публика узнала об этом артисте благодаря телепроекту «Большой балет»: в 2016 году Кимин стал одним из его победителей.
26 марта в Мариинском–2 будут показаны миниатюры, созданные молодыми хореографами. Этот вечер станет итогом работы творческой мастерской фестиваля.
27 марта фестиваль украсят «Драгоценности» Баланчина. После премьеры этого балета в Мариинском в 1999 году критик Варвара Вязовкина написала: «”Драгоценности”- снайперски точный репертуарный выбор». Еще более образно автор характеризовала финальные поклоны: «показалось, что вот-вот на сцену должен выйти сам Баланчин — настолько далек был результат от простой копии, настолько современным оказалось его послание».
Разрешение на постановку балета было дано Фондом Джорджа Баланчина (The George Balanchine Trust). Ставили спектакль в Петербурге артисты, работавшие с великим мастером: Сара Леланд, Элиз Борн, Шон Лавери, Карин фон Арольдинген (ей, кстати, принадлежат права на петербургские «Драгоценности»). Представители Фонда регулярно проверяют постановку на предмет «соответствия стандартам стиля и техники Баланчина». Так что те, кому посчастливиться быть на спектакле, получат не просто прекрасное, а подтвержденное «сертификатом соответствия» впечатление.
28 марта фестиваль пригласит на «Дон Кихота» с Натальей Осиповой и Владимиром Шкляровым партиях Китри и Базиля. В Мариинском театре спектакль идет в постановке Александра Горского, использующей ключевые идеи «Дон Кихота» Петипа.
Мы получим возможность увидеть Наталью Осипову – прима-балерину лондонского Королевского балета — дома, в России, да и еще и в партии, от которой она чуть было не отказалась. Приятно, что и Владимир Шкляров, много работая в Мюнхене, находит время для выступлений в родной Мариинке.
29 марта на сцене Мариинского-2 будет дан балет-феерия «Спящая красавица» Чайковского. Это и репрезентант большого классического балета в разнообразной фестивальной афише, и дань уважения великому Мариусу Петипа, 300-летию которого был посвящен предыдущий балетный сезон. В партии Авроры выступит звезда Royal Ballet Лорен Катбертсон (кстати, не только коллега, но и подруга нашей Натальи Осиповой), а партию принца Дезире исполнит Ксандер Париш. В театре «Спящая» идет в редакции Константина Сергеева (1952).
Тему Петипа 30 марта продолжит «Лебединое озеро» в Мариинском-2. Спектакль, созданный Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1895 году, в 1950-м был бережно отредактирован Константином Сергеевым. Эта редакция сохраняется в современном репертуаре театра. Именно она включена в фестивальную программу.
31 марта фестиваль закрывается интереснейшей программой из трех одноактных балетов: это «Кармен-сюита», «Маргарита и Арман» и «Дивертисмент».
Самая первая балетная версия истории о цыганке, жаждущей свободы и любви, «Кармен-сюита» Альберто Алонсо и Бизе — Щедрина (1967) вошла в репертуар Мариинки сравнительно недавно, в 2010-м. Удивительно, как театр так долго обходился без дерзкой и притягательной героини – балетной Карменситы.
Если «Кармен-сюита» создавалась Алонсо для Майи Плисецкой, то спектакль «Маргарита и Арман» был поставлен Фредериком Аштоном для Марго Фонтейн (1963). Своим Арманом в этой истории балерина увидела Рудольфа Нуреева. Долгое время они были единственными исполнителями этих партий. И сегодня каждую пару мы сравниваем именно с ними. (Так, собственно, произошло и с Кармен Майи Плисецкой).
«Дивертисмент», строго говоря, не является маленьким балетом. Это прекрасная вереница сцен и pas de deux из классических балетов, дополненная хореографическими миниатюрами. Но именно он своей безукоризненной красотой идеально оттенит страстность и трагизм историй Кармен и Маргариты.
Алевтина Бояринцева