Балетная афиша мая: Москва, Париж, Санкт-Петербург

Большой театр

21, 22, 23 и 24 мая зрителей ждет главный эксклюзив 244-го сезона Большого театра премьера нового полномасштабного сюжетного балета по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Хореограф-постановщик – Эдвард Клюг. Музыка – Дмитрий Шостакович и Альфред Шнитке.

Несколько десятилетий хореографы и композиторы вели споры о возможности балетной интерпретации этого разнопланового литературного произведения. К созданию балета приступал сам гениальный Юрий Григорович, видя в роли Маргариты свою жену и главную музу  Наталью Бессмертнову. Однако дальше первого акта дело не пошло – такова уж мистическая судьба этого романа – а вскоре великому хореографу пришлось и вовсе уйти из театра.

Для постановки нового спектакля приглашен румынский хореограф и художественный руководитель Словенского национального театра в Мариборе Эдвард Клюг. У него уже есть опыт работы с труппой – в прошлом сезоне на сцене Большого успешно прошла его постановка одноактного балета «Петрушка».

Эдвард Клюг объясняет свой выбор музыки для балета «Мастер и Маргарита» так: «Два года назад я начал изучать русских композиторов, которые жили в то советское время и у них был опыт борьбы с этой системой, как и у Булгакова. Так были определены Шостакович и Шнитке».

Эдвард Клюг считает, что с одной стороны ставить в России балет «Мастер и Маргарита» сложно, но с другой стороны легко. «Я прекрасно понимаю, насколько это серьезный вызов. И я бы никогда на него не замахнулся, если бы не верил, что это возможно… Да, наверное, это самое сложное – ставить в России, в Большом театре «Мастера и Маргариту» – роман, который здесь у всех в крови. Но в то же время и легко, потому что именно здесь я ничего не должен объяснять и рассказывать о романе, а могу предложить что-то новое. Мне хочется верить, что мои надежды и ожидания оправдаются», – говорит хореограф.

Главные партии репетируют: Маргарита – Ольга Смирнова, Екатерина Крысанова. Мастер – Денис Савин и Артем Овчаренко. Воланд – Владислав Лантратов.

 

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

27, 28 мая 2020 Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко представит вечер одноактных балетов. В программе: «Тюль» Александра Экмана, «Минус 16» Охада Нахарина и мировая премьера балета Гойо Монтеро «AUREA» («Золотое сечение»).

Гойо Монтеро сегодня – один из самых востребованных балетмейстеров в Европе, география его работ не замыкается на Нюрнбергской труппе, который он руководит с сезона 2008/09, его балетмейстерские фантазии живут на пространстве от Латинской Америки до Китая, включая такие престижные балетные компании, как Королевский балет Лондона, Балет Монте-Карло, Deutsche Oper Berlin.

Монтеро славится своим авторским подходом к постановкам – его интерпретации часто кардинально отличаются от оригинального сюжета, но именно его авторское видение создает особую магию в постановках. Монтеро неутомим в сочинении, ему интересно ставить и небольшие «бессюжетные» балеты, и классику. Его «Золушка», показанная в рамках Чеховского фестиваля в 2015 году нюрнбергской труппой, буквально взорвала московскую балетную публику, заставив пристальнее изучить тогда мало известного хореографа. А уже в 2017 году фестиваль Context. Diana Vishneva пригласил Гойо Монтеро к сотрудничеству с Пермским балетом.

Монтеро – хореограф-философ, для которого обязательна как пластическая точность, так и выражение сложных внутренних переживаний и ощущений человека, синтез души и тела. Недаром среди любимых писателей хореографа – Федор Михайлович Достоевский.

Мировая премьера в России – событие уникальное. Жители и гости столицы смогут первыми оценить новую работу знаменитого и любимого в России хореографа.

Для постановки балета «Золотое сечение» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко Гойо Монтеро выбрал музыку И.С. Баха и своего постоянного соавтора Оуэна Бэлтона.

Действующие лица и исполнители

«Тюль». Пара I – Наталия Клейменова, Эрика Микиртичева, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски. Пара II – Оксана Кардаш, Анна Окунева, Денис Дмитриев, Дмитрий Соболевский. Пара III – Екатерина Иванова, Ксения Шевцова, Евгений Жуков, Иван Михалев. Цирк – Оксана Кардаш, Сергей Мануйлов, Дмитрий Соболевский, Елена Соломянко. Женщина в черном – Мария Бек, Анастасия Першенкова.

«Минус 16». Солистка – Мария Бек, Полина Заярная, Дина Левин, Анастасия Лименько, Валерия Муханова, Анна Окунева, Маргарита Ружицкая, Наталья Сазанова, Елена Соломянко, Анастасия Першина. Солист – Максим Гемри, Жан Дерягин, Евгений Жуков, Андрей Кириченко, Леонид Леонтьев, Сергей Мануйлов, Роман Миллер, Иван Михалев, Максим Севагин, Константин Семенов, Дмитрий Соболевский, Джошуа Трия, Иннокентий Юлдашев.

Состав балета «AUREA» будет объявлен позднее.

 

Опера Гарнье

18 мая в Опера Гарнье состоится «Прощание со Звездой» – балетную труппу Национальной парижской оперы покидает Этуаль Элеонора Аббаньято. Есть такая традиция в Гранд-Опера: по достижению 42-летнего возраста Этуали покидают сцену – выходят на пенсию. Их торжественно провожает вся труппа театра, а Звезде предоставляется право самой выбрать прощальный спектакль.

Для своего прощания со знаменитой сценой Элеонора Аббаньято выбрала три одноактных спектакля: «В ночи» (музыка – Фредерик Шопен, хореография Джером Роббинс), «Гибель розы» (музыка – Густав Малер, хореография – Ролан Пети) и «Херман Шмерман» (музыка – Том Виллемс, хореография – Уильям Форсайт).

В программу вечера также включены сцены из спектаклей: «Дама с камелиями» (музыка – Фредерик Шопен, хореография – Джон Ноймаер), «Дафнис и Хлоя» (музыка – Морис Равель, хореография – Джордж Скибин) и конечно же «Парк» (музыка – Вольфганг Амадей Моцарт, хореография – Анжелен Прельжокаж) со знаменитым волнующим балетным поцелуем во вращении.

На вопрос «Каким будет ваше прощание со сценой Оперы?» Элеонора Аббаньято ответила: «Я приехала в Париж в 15, и прожила там почти до 42, поэтому, к прощанию со сценой я готовлюсь примерно, как к свадьбе: там будут все друзья, вся моя семья, репетиторы, их ассистенты, Этуали и мой партнер. С нетерпением жду возможности вспомнить вместе с ними лучшие моменты за эти 28 лет».

Впрочем, прощание со сценой для Элеоноры Аббаньято – акт чисто символический. В 2015 году единственная итальянская танцовщица, обладающая титулом «Этуаль», возглавила балетную труппу Римской оперы, где и собирается продолжить свою карьеру.

В спектакле также примут участие: Этуали – Стефан Буйон, Леонора Болак, Жермен Луве, Амандин Албиссон, Уго Маршан. Первые танцовщики (солисты) – Се Ён Пак, Поль Марк, Одрик Безар,

 

12 – 30 мая в Опера Гарнье премьера балета британского хореографа Кеннета Макмиллана «Майерлинг» на музыку Ференца Листа.

Сюжет балета основан на реальных событиях из жизни императорского двора Австро-Венгрии. История таинственной смерти кронпринца Рудольфа, послужившая основой балета, – одна из самых трагических страниц правления династии Габсбургов и одновременно один из популярных сюжетов в литературе, кино и театре. Судьба Рудольфа стала объектом исследования Макмиллана, когда в 1974 году он прочел книгу Джорджа Марека «Орлы умирают». Премьера балета, состоявшаяся в 1978 году в Лондонской королевской опере Ковент-Гарден, прошла с огромным успехом.

Такой спектакль может позволить себе далеко не каждый театр. На сцене разворачивается полноценная трехактная драма с огромным количеством персонажей, а роскошная сценография и костюмы тщательно воспроизводят антураж эпохи. Художник-постановщик Николас Георгиадис воссоздал торжественные залы венского императорского дворца Хофбург, пышный бал по случаю бракосочетания кронпринца, покои императрицы Елизаветы и место трагической развязки – охотничий домик в Майерлинге, где Рудольф и его юная любовница, баронесса Мария Вечера, были найдены мертвыми.

Однако все это великолепие является лишь фоном для хореографии Макмиллана, который сочинил семь головокружительных по сложности и экспрессии дуэтов, несколько характерных соло, а большой состав участников дает возможность для развернутых ансамблей и массовых танцев в таверне.

Музыка для балета выбрана не случайно. Макмиллан использовал фрагменты произведений венгерского композитора Ференца Листа, который был современником героев драмы и писал фортепианные пьесы для императрицы Елизаветы.

В спектакле примут участие этуали, солисты и кордебалет Парижской национальной оперы.

 

Мариинский театр

5, 6, 7 и 8 мая Мариинский театр приглашает зрителей на современную классику – балет Джорджа Баланчина «Сон в летнюю ночь» на музыку Феликса Мендельсона-Бартольди.

Балет по мотивам одноименной пьесы Уильяма Шекспира Джордж Баланчин создал в 1962 году, и критики сразу же единодушно окрестили его «Сном Баланчина о русском балете». Так оно и есть. Баланчин в молодости танцевал на сцене Мариинского театра, и участвовал именно в спектакле по комедии Шекспира, перевоплощаясь в эльфа под музыку Мендельсона. Вдохновленный этим сюжетом и музыкой, он создал спектакль, как воспоминание о стране, оставшейся для него прекрасным и навсегда ушедшим сном.

Сам Баланчин об этом балете говорил так: «Действие балета разворачивается вокруг приключений и злоключений нескольких смертных и бессмертных персонажей, пытающихся найти выход из любовных затруднений. Он назван «сном» из-за немыслимых и вместе с тем реальных событий, происходящих с героями: бессмысленные ссоры, погони в лесу, влияние чар печально известного Пака. По-моему, вполне можно наслаждаться балетом, даже не зная содержания пьесы. По крайней мере, на это я надеялся, создавая спектакль».

Однако сюжетная линия, завязки и пересказ Шекспира присутствуют лишь в первом акте, второй акт – это дивертисмент чистых танцев, излюбленная стихия Баланчина.

В главных партиях: Виктория Терёшкина, Тимур Аскеров, Оксана Скорик, Константин Зверев, Анастасия Колегова, Евгений Коновалов, Надежда Батоева, Алина Сомова, Мария Ширинкина, Виктор Кайшета.

При участии Детского хора Мариинского театра и Хора мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки.

 

1, 30, 31 мая Мариинский театр покажет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Лебединое озеро больше века возглавляет репертуары театров и собирает полные залы России и Европы. Без этого балета невозможно представить себе современный академический и современный психологический театр. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в теме фатума и рока.

За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была Агриппина Яковлевна Ваганова. Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). От Вагановой в нынешнем спектакле сохранился «лебединый» поворот рук и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида. Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку. Его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. Эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой.

В роли Одетты-Одиллии выступит Оксана Скорик, в роли принца Зигфрида – Никита Корнеев.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

При использовании материала ссылка на источник обязательна

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: 107031, Москва, Большая Дмитровка 32, стр 1, офис 45 (в здании Российской национальной театральной премии "Золотая маска")
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона