9, 10, 13, 15, 16, 19, 21, 22 и 24 мая в Парижской опере (Palais Garnier) пройдут показы «Щелкунчика» (2016). Стоит уточнить: это спектакль не для балетоманов, а для эстетов с широким взглядом на искусство. Режиссерская концепция постановки принадлежит Дмитрию Чернякову. Законодатель парижской театральной моды, он представил историю взрослеющей девочки как продолжение истории Иоланты. Именно поэтому два шедевра Чайковского — «Иоланта» и «Щелкунчик» — идут в один вечер, без перерыва. Опера выступает здесь как своего рода пролог, а балет — как основное театральное действо.
В том, что два разножанровых спектакля идут в один вечер, нет особой новизны. Как известно, на премьере в Мариинке в 1892 году «Щелкунчик» и шел в одной программе с «Иолантой». Но вот в том, что в Париже был заключен «брак между оперой и балетом» (как образно выразились авторы сопроводительных материалов), повинен уже лично Дмитрий Черняков.
Все началось с попытки режиссера найти сочетающиеся друг с другом партитуры, воплощающие тему детства-взросления. А затем возникла потребность найти достойные сценические формы для всего того, что мы слышим в музыке «Щелкунчика»: боль, потеря, страх, безудержный восторг, хрупкость, разбитое сердце, сострадание.
Итак, дочь короля Рене, вступая в юность, обретает зрение и любовь. Она превращается в Мари. Предмет ее нежных чувств – по-прежнему Водемон. Ожидающих увидеть в этой версии снег – разочаруем: он заменен грязновато-пыльными фракциями. Но милые сердцу детали, атрибуты, ассоциирующиеся с детством, все же будут. Но будет ли светлым финал?..
Хореография балета разработана Артуром Пита, Эдуардом Локом и Сиди Ларби Шеркауи. За дирижерским пультом – Томас Ханус.
8, 9, 15, 16, 18, 21 мая в «Ковент-Гарден» будет представлена программа из трех одноактных балетов, созданных лидерами современной хореографии. Это Кристофер Уилдон и его мини-спектакль «В золотой час» (2008), «New Sidi Larbi Cherkaoui» от самого Сиди Ларби Шеркауи (2019) и Кристал Пайт со своим представлением о полете (Flight Pattern, 2017).
Руководство Royal Ballet всерьез озабочено тем, чтобы представляемый труппой репертуар был действительно современным – рожденным временем, которое мы проживаем, чувствуем, которым мы недовольны. Соотношение между классикой и новейшими балетными опусами в афише театра – пожалуй, в пользу новейшего.
Постановка Сиди Ларби Шеркауи – это эксклюзив (причем дебютный), созданный хореографом для Королевского балета. Чем именно вдохновлялся маэстро, с определенностью сказать нельзя. Вряд ли он откажется от своей страсти к полистилистике, к сочетанию разных хореографических дискурсов. Напомним, что Шеркауи — один из немногих постановщиков, любящих танец на пуантах. В «New Sidi Larbi Cherkaoui» звучит музыка Генри Перселла и актуального польского автора Ольги Войцеховской. В главной партии мы увидим Наталью Осипову, большую любительницу экспериментов (8, 9, 15, 16 мая и вечерний спектакль 21 мая). За дирижерским пультом – Эндрю Гриффитс.
Постановка Уилдона создавалась к 75-летию San Francisco Ballet. Это бессюжетный, но очень стильный балет, поставленный на 7 пар. В нем есть красивые, вполне понятные отношения мужчины и женщины – без психоаналитических слоев и гендерных скрытых смыслов. Как это характерно для Уилдона, в спектакле есть очень симпатичные элементы, напоминающие о старинных танцевальных фигурах. Балет окрашен в зеленовато-охристые тона, что гармонирует с музыкой двух итальянцев – нашего современника Эцио Боссо и нашего барочного кумира Антонио Вивальди.
Дирижирует спектаклем Джонатан Ло. Среди исполнителей главных партий – Лорен Катбертсон, Сара Лэмб, Вадим Мунтагиров.
Постановка Кристал Пайт называется довольно сухо – «Flight Pattern». Это обычно переводят как «Схема полета». Но вот как раз схематичности и схемы в спектакле нет. Это воплощенное в очень человечном тоне размышление о проблемах миграции, скитающихся по планете людей. И хотя Кристал очень любит сосредоточиться на работе кордебалета (или большого ансамбля), в этой истории много внимания уделено отношениям двоих. Общая нежно-печальная тональность «Flight Pattern» подсказана музыкой Хенрика Гурецкого. Главные партии готовят Кристен Макнелли и Марселино Самбэ. За дирижерским пультом – Джонатан Ло.
Интересно, что работы Кристал Пайт известны в России. К примеру, одна из недавних и очень успешных ее постановок «The Seasons’ Canon» идет в Новосибирском театре оперы и балета.
28, 29, 30, 31 мая и 1 июня в лондонском театре «Палладиум» — The London Palladium – новую программу представит Сергей Полунин. Ее готовит и реализует международная команда, в которой, судя по всему, Сергей выполняет функцию и художественного лидера, и главной звезды, и продюсера. В последнее время молодой артист, разочаровавшийся в балетной жизни, сосредоточился на альтернативных арт-проектах. Является ли разочарование подлинным чувством или перформансом, не вполне ясно. Но последствия его весьма продуктивны: Сергей снимается в хороших фильмах, в клипах, его приглашают на фотосессии, в рекламные кампании. А появление на Первом канале – очередное доказательство его огромной популярности в самой широкой среде.
Мало кто из артистов балета на протяжении короткого промежутка времени переходил от музыки Чайковского к композициям Хозиера (Hozier). И вряд ли кому-то довелось сняться и в истории, подсказанной жизнью Рудольфа Нуреева, и в экранизации бестселлера Агаты Кристи. Словом, Сергей – личность незаурядная, стихийная. Его программа (пока безымянная), вне сомнения, привлечет большое внимание лондонской публики.
22 мая в Пермском академическом театре оперы и балета будет показана премьера сезона – одноактный балет «Шахерезада», вдохновленный почти одноименной (разница – в паре букв) симфонической сюитой Римского-Корсакова. Спектакль поставил Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер театра, обладатель «Золотой маски» — 2016’. Майская «Шахерезада» станет одним из значимых событий Дягилевского фестиваля — молодого и харизматичного пермского проекта.
Мирошниченко не любитель удивлять публику мотоциклами и коньками в балете. Ему интереснее сама история, которую предстоит станцевать. Героиней нового балета стала не сказочная томноокая дева, а абсолютно реальная и невероятно интересная женщина – вдовствующая императрица Ирана Фарах Пехлеви. При желании можно найти в истории ее жизни сходство со сказкой о Золушке. Только у Золушки сразу после свадьбы началось бесконечное счастье, которое оно, безусловно, заслужила. А у Фарах началась серьезная, политически, социально, культурно значимая работа на посту супруги шаха. Прекрасное образование, природный ум помогли ей значительно улучшить жизнь детей и женщин в Иране. После революции 1979 года семья покинула страну. Уже после смерти супруга Фарах обосновалась в США. Для театральной постановки вполне достаточно и этой канвы, но у иранской леди есть еще и книга воспоминаний – «Моя жизнь с шахом»…
Для Алексея Мирошниченко это будет первый опыт, в котором он отказывается от танца на пуантах. Возможно, он будет развиваться именно в этом направлении?..
Музыкальный руководитель постановки — Артем Абашев. Майским спектаклем дирижирует Петр Белякин.
Балетными событиями богат фестиваль «Звезды белых ночей». Мариинский театр включил в фестивальную афишу знаковые постановки и самые яркие имена. Так, 28 и 30 мая в «Легенде о любви» Арифа Меликова, поставленном в 1961 году Юрием Григоровичем, выступят Виктория Терешкина (Мехменэ Бану) и Кимин Ким (Ферхад).
Для Виктории «Легенда» — один из самых дорогих спектаклей. В интервью для La Personne балерина назвала его настоящей женской историей. «Главная героиня царственна, серьезна, умна и добра, но принеся в жертву свою красоту, она теряет возможность женского счастья, и в ее жизни пропадает смысл. Мне сейчас очень интересны спектакли с трагедией», — делится Виктория своим ощущением роли.
Наверное, поклонникам артистки трудно представить, что после поступления в Мариинку она два сезона танцевала в кордебалете. Вдобавок к кордебалетным репетициям тогдашний руководитель балетной труппы Махар Вазиев назначал девушке репетиции небольших сольных партий. Это была настоящая проверка на прочность – физическую, эмоциональную, моральную. Интуитивно по суровым «разносам», которые устраивал Вазиев, Виктория поняла, что ее готовят к серьезным ролям, к еще более серьезной работе. Так и получилось: кордебалет, познакомивший с театром «изнутри», открыл Виктории победную дорогу с главным партиям.
Кимин Ким, которому предстоит исполнить непростую и в танцевальном, и в драматическом планах партию Ферхада, с Викторией Терешкиной танцует уже несколько сезонов. Это сложившийся дуэт, участники которого подходят друг другу не только по росту, но и по темпераменту. За дирижерским пультом – маэстро Валерий Гергиев.
29 мая в фестивальной программе – классическое «Лебединое озеро» в редакции Константина Сергеева. Партию Одетты-Одиллии исполнит Оксана Скорик, ее принцем станет Ксандер Париш.
Для Оксаны жизнь в Мариинке, как и для Виктории, началась с кордебалета. Это время вспоминается балериной как весьма непростое. Но благодаря огромному сценическому опыту Оксане в один прекрасный день — вернее, вечер — удалось станцевать Одетту-Одиллию без оркестровых репетиций, без репетиций с кордебалетом. О том дебюте артистка до сих пор вспоминает с трепетом: «Нас просто тогда с партнером вбросили в новый спектакль.<…> И поскольку еще в кордебалете я знала < «Лебединое»> от корки до корки, досконально знала музыку, каждую ноту, на премьерном спектакле мне это очень помогло». С «Лебединым озером» у Оксаны связан еще один непростой эпизод. Перед спектаклем, который был посвящен ее педагогу Елене Евтеевой, балерина травмировала пальцы левой руки. Партнеру Оксаны, Ксандеру Паришу, пришлось тогда быть особенно деликатным. Артисты в шутку назвали это «Лебединое» «спектаклем вокруг левой руки».
Для Оксаны отказ от выхода на сцену – как маленькое самоубийство. В недавнем интервью для Beatrice Magazine она призналась: «Для меня спектакль – это маленькая жизнь от самого начала – первого выхода – и до конца, когда проживаешь сцену за сценой. И порой эта новая жизнь на сцене даже реальнее настоящей – той, что за кулисами».
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»