Балетная афиша июля: Санкт-Петербург, Вена, Лондон, Милан

5 июля Мариинский театр приглашает на вечер одноактных балетов. Программа вечера объединила три абсолютно разных хореографических стиля: это «Кармен-сюита» Альберто Алонсо на музыку Бизе — Щедрина, «Инфра» Уэйна Макгрегора на музыку Макса Рихтера и «Симфония До мажор» Джорджа Баланчина на музыку Бизе.

Балетоманам будет особенно радостно увидеть в роли Кармен Диану Вишневу: после перерыва, вызванного счастливыми семейными обстоятельствами, балерина постепенно возобновляет активную работу и на сцене родного театра, и за его пределами.

Интересно, что Кармен в творческой жизни Дианы появилась, когда будущей приме было только 17. Хореограф Игорь Бельский поставил для юной балерины концертный номер «Монолог Кармен» для конкурса в Лозанне. Номер принес Диане не только золотую медаль, но и обещание на новую встречу с роковой красавицей. Стало ясно, что хрупкой балерине доступны краски, которые нужны для образа Карменситы.

Создавая Кармен в спектакле Алонсо, Диана обращалась за советами к великой Майе – вдохновительнице «Кармен-сюиты» и первой исполнительнице заглавной партии. Очень выразителен один из ее советов: у героини «не должно быть бессмысленных ног». Бессмысленные ноги этой Кармен — то же, что и невыразительные, бессмысленные глаза у драматической актрисы, бессмысленная фразировка у певицы. Конечно, конкурировать с Майей – Кармен невозможно, но Диане удалось создать свою интерпретацию образа. Ее Кармен – менее бунтарская, но более капризная. В героине Дианы появляется даже своеобразная изысканность.

Спектакль Уэйна Макгрегора «Инфра» создан в 2008 году для лондонского Королевского балета. Как это почти всегда бывает в постановках хореографа, танец, пластика дополняется в нем цифровыми визуальными технологиями. «Инфра» буквально означает «под». В балете над сценой размещен экран, на нем движутся типизированные фигуры-человечки (сценография Джулиана Опи), а под экраном – настоящие люди (танцовщики) «рассказывают» о встречах и расставании, об одиночестве и взаимной страсти. Музыка к спектаклю сочинена давним творческим партнером Уэйна Максом Рихтером. Она кажется холодноватой, но где-то в глубине партитуры прячется живое, пульсирующее чувство.

Почему для первой встречи с балетной труппой Мариинки хореограф выбрал именно «Инфра»? «Мне хотелось найти что-то подходящее именно для этой труппы, сочетающее высокую техничность и эмоциональность. <…> Я попытался проникнуть в потаенные уголки человеческой души, показать изнанку людей – таких прозаичных, несовершенных и уязвимых», — поясняет Уэйн Макгрегор.

«Симфония До мажор» в постановке Джорджа Баланчина вошла в репертуар Мариинского театра в 1996 году. «Симфония» — как раз тот случай, когда хореографический спектакль дает новую жизнь симфонической партитуре. Симфония, сочиненная семнадцатилетним Бизе в пору учебы в Парижской консерватории, 80 (!) лет пылилась в библиотечном архиве. Ее обнаружили только в 1935 году, то есть спустя 60 лет после кончины композитора. Вот тут стоит напомнить, что, по сути, причиной безвременной смерти Бизе стала «Кармен» — вернее, ее провал на премьере. В симфонии при всей непосредственности, некоторой подражательности есть отдельные моменты, предвосхищающие темы зрелых шедевров мастера, в том числе и истории цыганки Кармен.

6 июля в Михайловском театре пройдет «Дон Кихот» в постановке Петипа и Горского (под общей хореографической редакцией Михаила Месерера). Партию Базиля исполнит Иван Васильев, а его партнершей — очаровательной Китри — станет Анжелина Воронцова. Дирижирует спектаклем Валентин Богданов.

Тем, кто еще ни разу ни видел «Дон Кихота», следует смириться с парадоксом названия. Хотя балет носит имя гордого и благородного идальго, сам Дон Кихот ключевой роли в спектакле не играет: он создает атмосферу, придает колорит, но все дела проворачивает парочка молодых влюбленных – Китри и Базиль. И самые эффектные хореографические номера тоже созданы в расчете на юный темперамент, помноженный на искрометную технику.

А 17 июля Иван примет участие в «Корсаре». Его партнерами станут Иван Зайцев (Конрад, предводитель корсаров), Анжелина Воронцова (Медора, возлюбленная Конрада), Андрей Касьяненко (Бирбанто, друг Конрада, оказавшийся предателем), Леонид Сарафанов (Исаак Ланкедем, хитрый работорговец), Анастасия Соболева (Гюльнара, подруга Медоры). Сам Иван исполнит партию Али – верного друга Конрада, прошедшего с ним плечо к плечу через опасности пиратской профессии и коварные ловушки врагов. За дирижерским пультом — Валентин Богданов.

«Корсар» вернулся на сцену Михайловского в феврале этого года и получил очень хорошую прессу. Один из рецензентов назвал обновленный спектакль театра «романтическим триллером», и это не просто жанровая характеристика, но и комплимент постановщикам и артистам. Спектакль был подготовлен к возвращению на сцену Фарухом Рузиматовым. В основе его редакции — хореография Жюля Перро, Мариуса Петипа, Петра Гусева.

Заглядывая в августовскую балетную афишу, заметим, что последний месяц лета будет у Ивана Васильева довольно насыщенным. И это не удивительно, поскольку Ивану, по его признанию, мало 24 часов в сутки, 7 дней в неделю…

2, 3, 4 июля в Венской опере покажут один из самых известных спектаклей Мориса Бежара — «Кабуки». Он будет исполнен Токийским балетом. Гастроли японской труппы в Вене посвящены 150-летию установления дипломатических отношений между Японией и Австрией.

«Кабуки» был поставлен 1986 году в Париже для «Балета ХХ века» — коллектива, созданного Бежаром для реализации своих дерзких художественных проектов – именно художественных, а не только хореографических, поскольку Бежар всегда стремился к синтетической сложной форме. «Кабуки», несмотря на свою аутентичность и экзотичность, сразу был принят с восторгом – и экспертами, и любителями.

Спектакль вдохновлен традициями японского театра, суровой самурайской культурой, однако с хореографической точки зрения «Кабуки» является вольной современной интерпретацией элементов старинного японского танца. Постановка Бежара – немного миф, немного ритуал, немного драма и фэнтези. Он начинается с вечеринки в стиле 1980-х (с телевизорами!), а затем переносит нас и героев во времена самураев и их подвигов (с мечами, рыдающими вдовами, никнущими от слез сакурами).

Основная идея «Кабуки» — скорее философская, чем эмоционально-психологическая: «Все мы — ронины, сироты того времени», — так утверждал Бежар. А быть ронином – весьма незавидная участь. Это воин, лишившийся покровительства своего господина либо не сумевший защитить его от меча врага.

Невероятно удачный театрально-«астрологический» прогноз опубликован на сайте «Ковент-Гарден»: 29, 30, 31-го звезды Большого театра (The Bolshoi Ballet) примут участие в показах балета «Спартак» на величественной лондонской сцене. Начинаются гастроли балетной труппы, и, как утверждают знатоки, выступление артистов Большого обречено на большой успех – вне зависимости от переменчивой политической погоды в конкретный момент. Для российских зрителей, оказавшихся в июле-августе в столице Великобритании, гастрольный сезон Большого в «Ковент-Гарден» – прекрасная возможность, во-первых, увидеть тех, кого не удалось увидеть на родной сцене, в Москве, во-вторых, оценить волшебную силу искусства в действии.

Впервые на лондонской сцене «Спартак», поставленный Юрием Григоровичем, был показан в 1969 году. И до сих пор у англичан самыми главными определениями для него остаются вот эти два — «energy and power» (энергия и мощь).

29 июля главные партии исполнят: Денис Родькин (Спартак), Анастасия Денисова (Фригия), Артем Овчаренко (Красс) и Светлана Захарова (Эгина). 30 июля состав обновится: в заглавной партии выступит Игорь Цвирко, в партии его возлюбленной, Фригии — Анна Никулина. Крассом станет Артемий Беляков, а обольстительной Эгиной — Ольга Смирнова. 31 июля в главных партиях выступят: Михаил Лобухин (Спартак), Мария Виноградова (Фригия), Руслан Скворцов (Красс) и Екатерина Шипулина (Эгина).

В августе лондонцев и гостей британской столицы ожидает еще четыре показа «Спартака».

2, 5, 9 июля в «Ла Скала» будет представлена «Спящая красавица» Чайковского в версии Рудольфа Нуреева. Это спектакль 1966 года. Как известно, Нуреев бережно отнесся к хореографии Мариуса Петипа. Объектом обновления стала, прежде всего, психологическая составляющая. Очевидно также стремление постановщика сделать более явной, активной драматическую линию спектакля.

На премьерных показах в 1966 году принца Дезире исполнял сам Нуреев, Аврору — только начинавшая тогда свою карьеру Карла Фраччи и недосягаемая Марго Фонтейн.

Кто станет принцем в июльских показах «Спящей», пока не сообщается. Но известно главное: 5 и 9 июля партию Авроры исполнит Светлана Захарова, этуаль Teatro alla Scala и эталонная Аврора нашего времени (так считают и критики, и зрители).

Художественным оформлением спектакля занималась Франка Скуарчапино, сотрудничавшая с Нуреевым в нескольких проектах в Париже и Милане.

За дирижерским пультом – Феликс Коробов, главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

 

Специально для ТБП «Бинокль» Алевтина Бояринцева

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона