Балетная афиша февраля: Париж, Лондон, Санкт-Петербург

Опера Бастилии

3, 6, 10, 18, 22, 23, 25, 27, 28 февраля Опера Бастилии (Opera Bastille) приготовила для нас встречу с Георгием Мелитоновичем Баланчивадзе, который с легкой руки Сергея Дягилева сегодня известен всему миру под именем Джорджа Баланчина. Спектакль объединяет три произведения чистого танца из первого американского периода великого хореографа: «Кончерто барокко», «Четыре темперамента» и «Серенаду». Три ансамблевых балета в которых тела танцовщиков вибрируют на одной частоте с инструментами оркестра.

Балет «Кончерто барокко» московские зрители уже могли оценить в театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в 2018 году. Балет поставлен на музыку Иоганна Себастьяна Баха (Концерт ре минор для двух скрипок с оркестром) – в плотную контрапунктическую вязь баховской музыки словно вплетены движения танцовщиков. Изящные, невесомые тела артистов полностью сливаются с мелодиями двух скрипок, которые поют друг другу о своих нежных чувствах. Происходит абсолютное единение музыки и танца, которое наиболее точно отражает кредо Баланчина: «видеть музыку, слышать танец».

«Четыре темперамента» созданы на музыку немецкого классика уже ХХ века Пауля Хиндемита («Четыре темперамента. Тема с четырьмя вариациями»). По мысли авторов это произведение – хореографическое и музыкальное выражение представления древних о том, что в каждом человеке заключены четыре психологических типа – меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик, которые в греческих трактатах ассоциировались с четырьмя стихиями – землей, водой огнем и воздухом.

В балете четыре эпизода – медленный и печальный «Меланхолик», экспансивный яркий «Сангвиник» в темпе вальса, одинокий «Флегматик» и темпераментный «Холерик». С помощью сложно алгебры движений, поз и ансамблей танцовщики выражают изменчивые стихии, попеременно владеющие человеческой душой.

«Серенада» (музыка П.И. Чайковского «Серенада для струнного оркестра») – первый балет, созданный Баланчиным после приезда в Америку по приглашению наследника бостонских миллионеров Линкольна Керстайна в 1934 году. В то время балет для Америки был неизведанной территорией: им занимались от скуки наследницы богатых семей, а в театрах выступали гастролеры из Европы. Баланчин и Керстайн, надеясь создать в Соединенных Штатах профессиональный балет, основали балетную школу. Однако студентки посещали занятия не регулярно, имели плохую физическую подготовку и танцевать толком не умели. Именно для них и была создана первая версия «Серенады».

Джордж Баланчин: «Мне казалось, что наилучший способ объяснить ученикам суть сценического мастерства – позволить им станцевать нечто новое, чего они никогда прежде не видели. Для работы я выбрал «Серенаду» Чайковского. В первый вечер в классе собралось семнадцать девушек и ни одного юноши. Задача состояла в том, как расположить нечетное число девушек так, чтобы их построение выглядело интересно. Я расставил их по диагонали и решил начать танец с движений рук, чтобы ученицы имели возможность поупражняться. Именно так начался балет «Серенада». Следующий класс состоял из девяти девушек, третий — из шести. Я ставил танцы с теми, кто присутствовал в классе. Вскоре класс начали посещать и юноши, их я тоже включил в работу. Однажды, когда все девушки убежали с середины, одна из них упала и заплакала. Я попросил пианиста не прекращать игру и вставил этот эпизод в балет. На следующий день одна девушка опоздала к началу урока, и этот эпизод тоже вошел в балет».

Профессиональная труппа под названием Нью-Йорк Сити Балет (New York City Ballet) появилась в 1948, для нее Баланчин создал новую версию «Серенады», рассчитанную на исполнителей с серьезной подготовкой. Так из балета для учеников, «в котором было бы не очень заметно, как они плохо танцуют» (именно так скромно определял свою задачу хореограф) получился один из самых поэтичных балетов ХХ века, в котором сохранились и спонтанность, и пробежки кордебалета, и нерегулярное число участниц, и знаменитое падение.

Спектакль исполнят этуали, премьеры и кордебалет Парижской оперы, при участии оркестра и хора Парижской оперы.

Ковент-Гарден

8 и 12 февраля в Ковент-Гарден (Royal Opera House/ Covent Garden) мы сможем увидеть звездный дуэт – Наталью Осипову и Вадима Мунтагирова в балете Джона Крэнко «Онегин» на музыку Петра Ильича Чайковского. Несмотря на название, в партитуре нет ни одной ноты из оперы «Евгений Онегин». Друг и соратник Крэнко, композитор Карл Хайнц Штольце, приглашенный составить партитуру, использовал фрагменты других произведений. Ольга танцует с Ленским под «Баркаролу» из «Времен года». Музыка для дуэта Татьяны и Онегина в спальне (когда герой снится девушке) взята из увертюры «Ромео и Джульетта» и оперы «Черевички». В Петербурге Онегин в отчаянии объясняется с Татьяной под звуки симфонической поэмы «Франческа да Римини». Штольце умело и без «швов» соединил около сорока произведений Чайковского.

Джон Крэнко, английский балетмейстер неоклассического направления, мастер сюжетного спектакля, умеющий облечь драму в хореографическую форму, часто обращался к классическим произведениям. «Онегин», «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта» прославили не только хореографа, но и саму балетную труппу (критики именовали ее «штутгартское чудо») для которой они были поставлены.

«Онегин» стал мировым хитом сразу после своего рождения в 1965 году, с тех пор его постоянно покупают главные театры мира, а танцовщики, особенно исполнительницы роли Татьяны, стремятся в нем танцевать. Это не удивительно, ведь и артисты и публика любят сюжеты и роли с драматическим содержанием.

Наталья Осипова: «… когда я танцевала Татьяну в балете «Онегин», поняла, что все о ней уже знаю. Эта партия давалась мне настолько легко и естественно, что ничего не надо было придумывать и играть – все выходило само собой. То же самое было, когда танцевала в Лондоне «Месяц в деревне» по Тургеневу. К сожалению, у меня не так много подобных спектаклей, но я все-таки надеюсь, что будут и Настасья Филипповна, и Анна Каренина».

Пусть сбудутся мечты Натальи, а пока будем наслаждаться образом Татьяны, уже созданным талантливой балериной.

В спектакле примут участие: Татьяна – Наталья Осипова, Евгений Онегин – Вадим Мунтагиров, Ольга – Франческа Хейворд, Ленский – Мэттью Болл, князь Гремин – Гарри Эвис.

За дирижерским пультом – Валерий Овсяников.

17, 18, 25, 28 февраля Королевский балет (Royal Opera House) представляет мировую премьеру – балет Кэти Марстон «Виолончелистка» на музыку Филипа Фини. Во второй части программы – постановка оскароносного американского хореографа Джерома Роббинса «Танцы на вечеринке» на музыку Фредерика Шопена.

Кэти Марстон была приглашенным хореографом Королевского оперного театра в течение 6 лет, а также руководителем Бернского балета. «Виолончелистка» – ее первая работа для Королевского балета на главной сцене в Ковент-Гарден. Вдохновением для этой работы по служила жизнь и карьера выдающейся виолончелистки Жаклин дю Пре, о которой Мстислав Ростропович сказал, что она – единственный виолончелист молодого поколения, который мог бы превзойти его собственные достижения.

17, 18, 25 февраля в спектакле примут участие Лорен Катбертсон, Мэттью Болл, Марселино Самбе, а 28 февраля – Беатрис Стикс-Брюнелл, Сезар Корралес, Кэлвин Ричардсон.

Мариинский театр

6 февраля в Мариинском театре нас ждет вечер английской хореографии: «Инфра» (концепция и хореография Уэйна МакГрегора, музыка Макса Рихтера) и «Маргарита и Арман» (хореография Фредерика Аштона, музыка Ференца Листа).

Уэйн МакГрегор, новатор-авангардист, создатель балетов в стиле hi-tech – в его постановках точность и высокая скорость движений, акцент на работу корпуса танцовщиков, изощренность и детализация. В спектакли МакГрегора включены последние достижения компьютерных технологий, видео дизайн, 3D архитектура, анимация, а также одновременное использование живой и электронной музыки.

Балеты МакГрегора украшают подмостки ведущих театров мира и неизменно удивляют зрителей. В 2006 году он стал постоянным приглашенным хореографом Королевского балета. Это первый случай в истории Ковент-Гарден, когда штатный хореограф специализируется не в области классики, а в танце модерн. Круг его интересов очень широк от постановки барочных опер до работы над пластикой и движением в фильме «Гарри Поттер и клубок огня», плюс инсталляции, показы мод и клипы.

Балет «Инфра» был создан в память о трагических событиях – терактах в лондонском метро, в музыкальном сопровождении можно услышать гудки поездов, прерывистые телефонные сигналы. Ощущение того, что действие балета происходит в метрополитене, усиливается при помощи видеопроекции (сценография – Джулиан Опи) – безликие рисованные человечки движутся высоко над уровнем сцены, не замечая друг друга. Под ними, будто бы под землей, двенадцать танцовщиков пронзительно рассказывают друг другу свои истории в дуэтах.

В спектакле примут участие: Екатерина Кондаурова, Оксана Скорик, Андрей Ермаков, Александр Сергеев, Филипп Степин.

Имя Фредерик Аштон вызывает у британских балетоманов примерно такой же восторг и трепет, как имя Мариус Петипа у русских театралов. Он создал более ста спектаклей для труппы Королевского балета, тридцать из которых востребованы до сих пор. Балет «Маргарита и Арман» на музыку Ференца Листа по мотивам пьесы Дюма-сына «Дама с камелиями» – один из таких долгожителей.

«Маргарита и Арман» – глубокое личное посвящение Фредерика Аштона его любимице и музе, великой Марго Фонтейн. Постановка этого одноактного спектакля должна была стать подведением итогов творчества английской балерины, но оказалась волшебным эликсиром, который продлил сценическую жизнь Фонтейн еще на пятнадцать лет. В этом балете родился незабываемый творческий союз «Нуреев – Фонтейн», а успех спектакля был столь грандиозен, что Аштон запретил другим танцовщикам исполнять партии Армана и Маргариты. Но прошло время, ушли из жизни танцовщики и создатель постановки, а балет продолжил свою жизнь на сценах ведущих театров мира.

На сцене Мариинского театра в главных партиях выступят: Маргарита – Олеся Новикова, Арман – Ксандер Париш.

15 февраля в Концертном зале Мариинского театра можно будет увидеть премьеру сезона 2019-20 – балет Владимира Варнавы «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев, который нечасто дирижирует балетными спектаклями.

В главных партиях: Виктория Брилева, Екатерина Петрова, Альбина Сатыналиева, Вероника Селиванова, Анна Смирнова, Эрвин Загидуллин, Максим Зенин, Алексей Недвига, Василий Ткаченко, Вахтанг Херхеулидзе.

Мировая премьера этого балета могла бы состоятся в Мариинском театре в начале прошлого века, когда молодой постановщик Михаил Фокин направил либретто в Дирекцию императорских театров с пояснительной запиской о том, какие новшества он планирует ввести в искусство балета. Мариинский театр не обратил внимание на молодого никому тогда еще неизвестного артиста. Зато дальновидный Сергей Дягилев заказал музыку к либретто уже известному и востребованному Морису Равелю, в итоге премьера состоялась в Париже с Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной в главных партиях.

Музыка к балету, которую сам композитор называл «хореографической симфонией», привлекала многих хореографов. Лауреат «Золотой маски» 31-летний Владимир Варнава поставил на музыку Равеля современный балет, трансформировав античный сюжет в историю о побеге человека из офисного мира назад к первозданной природе. «Это спектакль про раскрепощение, освобождение своих инстинктов, про взаимодействие c собой, с людьми и окружающим миром» – говорит Варнава.

Соавтором хореографа выступил художник, сценограф и режиссер Павел Семченко, один из создателей театра «Ахе». Известный зрителю экспериментальными постановками и перформансами на многих театральных сценах. Спектакль будет идти в Концертном зале, где зрительские места расположены вокруг сцены и можно близко видеть танцовщиков, как в греческом театре, в Элладе времен Дафниса и Хлои.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона