В первые дни августа Мариинский театр принимает своих коллег из Владивостока: свои спектакли покажет балетная труппа Приморской сцены Мариинки.
1 и 2 августа вниманию публики будут предложены вечера одноактных балетов. В одной программе встретятся балеты, написанные в первой трети ХХ века: это «Блудный сын» Сергея Прокофьева в постановке Джорджа Баланчина и «Жар-птица» Игоря Стравинского в постановке Эльдара Алиева.
Премьера «Блудного сына» на Приморской сцене состоялась в 2017 году. Подготовкой спектакля занимались Карин фон Арольдинген, Пол Боуз – представители Фонда Баланчина и знатоки стиля выдающегося хореографа-постановщика. Тем, кто не знаком с трактовой евангельского сюжета, предложенной Баланчиным, следует настроиться на довольно дерзко звучащую хореографическую интонацию. Хореограф сумел соединить в своем спектакле гротеск, азарт — и психологическую глубину, драматизм, акробатику – и экспрессивную пластику.
«Жар-птицу» поставил во Владивостоке главный балетмейстер Приморской сцены Эльдар Алиев (2015). Он оставил в неприкосновенности сказочную природу этого балета, но сделал более рельефной лирическую тему. Как пишет критик Надежда Кулыгина, постановщик сохранил «традиционное противопоставление мира добрых земных персонажей (подруги-царевны, свита царевича) изломанной гротескной пластике темных сил. А перед солисткой поставил двойную творческую задачу: ей необходимо показать преображение из волшебного существа, олицетворяющего собой стихию пламени, в русскую лирическую героиню». В спектакле отчетливой становится ассоциация Жар-птицы с Царевной-Лебедью из сказки Пушкина и оперы Римского-Корсакова.
3 и 4 августа балетная труппа Приморской сцены покажет «Корсара» Адана в постановке Эльдара Алиева (2015). Постановщик использовал в новом спектакле самые яркие фрагменты хореографии Мариуса Петипа. Абсолютно узнаваемыми остались и те сюжетные линии, и тот колорит, за которые публика любит «Корсара». Пираты, восточные базары, морские пейзажи – все это сохранено в спектакле Алиева, созданном в расчете на яркую, сильную, молодую балетную труппу Приморской сцены Мариинского театра.
В августе балет Большого театра продолжает гастроли в Лондоне. Так, 3 августа на сцене «Ковент-Гарден» будет показано «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича. Напомним, что она во многом основывается на классической версии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского. В партии Одетты-Одилии – блистательная Светлана Захарова. Ее принцем Зигфридом станет Артемий Беляков. Эффектная партия Злого Гения, словно играющего судьбами прекрасной Одетты и пылкого Зигфрида, — у Михаила Крючкова.
7 и 8 августа лондонскую публику артисты Большого пригласят на «Светлый ручей» — не совсем классический, но и очень яркий спектакль. Балет написан Дмитрием Шостаковичем в 1935 году. Несмотря на очаровательный сюжет, остроумную музыку, «Светлый ручей» был жестко разгромлен советской прессой и на много лет изгнан из репертуара театров. В 2003 году хореограф Алексей Ратманский вернул балетоманам этот замечательный, яркий спектакль: его премьера в Большом театре стала настоящим событием.
Любовь и ревность, классический танец и народный перепляс, розыгрыши с переодеваниями в духе «Свадьбы Фигаро» и праздник урожая – все смешалось в этой постановке, и смешалось исключительно удачно. Очень точно написала о спектакле Ратманского критик Наталья Шадрина: «В этом балете хореограф, как всегда, играет в свою любимую игру — стилевую. Все счастливо, не противореча одно другому, под знаменем железной логики и изящного чувства юмора, соединилось в «Светлом ручье» — от старинной пантомимы до советской акробатической удали балета и физкультпарада». Словом, лондонцев должна впечатлить советская ретро-экзотика в сочетании с профессионализмом наших артистов. В партии Зины выступит Дарья Хохлова, в партии ее супруга агронома Петра – Игорь Цвирко. Эффектные и чрезвычайно интересные в актерском плане партии классического танцовщика и балерины исполнят Руслан Скворцов и Екатерина Крысанова.
А 9 августа на сцене Королевского театра вновь можно будет увидеть Светлану Захарову. Она исполнит партию обольстительной Эгины в балете Хачатуряна «Спартак». Это знаменитая постановка Юрия Григоровича, в свое время по-новому раскрывшая уникальный артистизм двух премьеров Большого – Владимира Васильева и Мариса Лиепы. В августовском гастрольном спектакле партии героев-антиподов исполнят Денис Родькин (Спартак) и Артемий Беляков (Красс).
В августе Севастополь уже в третий раз проводит фестиваль «Опера в Херсонесе». В этом году, чуть-чуть споря с названием, его центральным событием станут показы «Спартака» Григоровича. Они пройдут 14, 15, 16 и 17 августа. Главные мужские партии исполнят Сергей Полунин и Осиель Гунео (премьер Bayerisches Staatsballett). Сергею знакомы и партия Спартака, и партия Красса. Он интересен как в образе гладиатора-повстанца, так и в образе жестокого римского полководца. Но вот колоритные внешние данные Осиеля — кубинца по происхождению – скорее, в пользу Красса. Хотя, возможно, в Севастополе мы увидим другой расклад.
Хочется отдельно отметить постоянство Сергея в реализации идеи продвижения балета. В одном из интервью, сравнивая спорт и хореографию, он так сказал о последнем: «Его все любят, но поддержки необходимой нет». Участие Полунина в таких открытых, демократичных проектах, как фестиваль в Севастополе, помогает, во-первых, среднестатистическому россиянину увидеть яркий балетный спектакль, во-вторых, позволить человеку, прежде равнодушному к балету, балет по-настоящему полюбить.
9, 10, 11 августа в Копенгагене Королевский Датский театр и Датский театр танца (Danish Dance Theatre) представляет проект open-air, ставший уже традицией, — показ новинок мировой хореографии «Copenhagen Summer Dance». Оригинальные постановки, нередко совмещающие законы хореографии с законами перформанса и других современных арт-форм, будут показаны на площади Офелии (Ofelia Plads). Это одно из самых живописных мест датской столицы. Офелия Пладс проектировалась архитекторами и дизайнерами, во-первых, в расчете на кипучую творческую жизнь, а во-вторых, на удобство для зрителей — отдыхающих, гуляющих. Новая культурно-общественная площадка появилась буквально 4 года назад, но уже стала местом проведения значимых мероприятий, среди которых свою нишу занимает «Copenhagen Summer Dance».
В этом году проект познакомит публику с новой работой художественного руководителя Danish Dance Theatre Понтуса Лидберга. Он говорит о себе: «Я кинорежиссер и хореограф», — подчеркивая равнозначность кино и танца в своих работах. Критики ценят в его хореографических решениях изменчивость, динамичность.
Также публика «Copenhagen Summer Dance» познакомится с постановками Иоанниса Мандафуниса, Роя Ассафа, Пьетро Марулло.
Эти имена не часто звучат в России. Тем интереснее понять, чем три мастера покоряют мир. Так, Иоаннис Мандафунис исследует многообразие связей образа и восприятия. Его хореографию справедливо называют интерактивной, поскольку она словно стремится вовлечь публику в хореографическое действо. Мандафунис создает не совсем хореографические композиции: это, скорее, хореографические перформансы.
Рой Ассаф заявил о себе как об интересном постановщике в дебютном спектакле «Мы пришли из-за крыльев, а остались потому, что не могли летать» (2005). А вот сам Рой летает – из страны в страну, поскольку он востребованный постановщик, и из одной художественной реальности в другую. Его стиль – не тяжеловесный: Рой Ассаф ставит спектакли о человеке, но как будто не испытывает земного тяготения. В России он поставил небольшой спектакль «Гамма» (2017) на музыку и вовсе не земного композитора Олега Каравайчука. Также с артистами Михайловского театра Рой подготовил российскую премьеру спектакля-дуэта Шесть лет спустя», вдохновленного «Лунной» сонатой Бетховена.
Работы Пьетро Марулло находятся на пересечении театра и новейших визуальных технологий. Интересующие его темы – родом из социологии, истории, антропологии. В своих проектах он призывает воспринимать все в широком пространственно-временном и культурном контексте. Марулло — художник «фестивальный». В России его работы, если бы мы их знали, считались бы опусами «не для всех», пожалуй, даже вещами в себе. А вот в Дании (как и во многих других странах) с его творчеством можно запросто познакомиться в формате open-air – весьма и весьма демократичном.
Автор Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»