Большой театр
9, 10, 11 апреля в Большом театре пройдут показы премьеры сезона – балета Адольфа Адана «Жизель» (либретто – Теофиль Готье, Жюль-Анри де Сент-Жорж; хореография – Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа) в редакции Алексея Ратманского.
«Жизель» – главный балет эпохи романтизма XIX века. В основе сюжета лежит славянская легенда о виллисах – девушках, преданных своими возлюбленными и недоживших до свадьбы. После смерти они мстят за себя, по ночам вовлекая в свои танцы молодых мужчин и убивая их.
Балет был поставлен в Парижской опере в 1841 году Жаном Коралли и Жюлем Перро с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа в главных ролях. В Большом спектакль появился спустя два года и никогда надолго не покидал подмостков, претерпев 13 редакций. В XX столетии его ставили уважаемые мастера: Александр Горский, Леонид Лавровский, Владимир Васильев и Юрий Григорович, чья версия и сегодня в репертуаре театра.
Автор новой редакции Алексей Ратманский принадлежит к мировой хореографической элите. Он постоянный хореограф Американского театра балета, сотрудничает с самыми знаменитыми балетными труппами мира. В российских театрах его можно увидеть гораздо реже. Покинув в 2009 год пост руководителя балета Большого театра, Ратманский здесь ставил только дважды – «Утраченные иллюзии» (2011) и «Ромео и Джульетта» (2018).
Для чего понадобилась новая редакция спектакля? Ратманский говорит об этом так: «”Жизель” – один из главных балетов нашего репертуара. И он довольно хорошо сохранился. Но когда балет живет около двух веков, он неминуемо видоизменяется, поэтому какие-то вещи, которые были важны его создателям, были утрачены. Даже в части хореографии сегодня уже трудно сказать, что принадлежит Жюлю Перро или Коралли, а что позднее дополнили Сен-Лион и Петипа».
Для восстановления первоначального замысла балета Алексей Ратманский погрузился в изучение архивов и библиотек, тщательно изучил записи Анри Жюстамана, работавшего над парижской постановкой «Жизели» в середине XIX века, и нотации Николая Сергеева, ставившего балет в Мариинском театре в начале 1900-х (зафиксирована версия Петипа 1903 г.).
Что изменилось в спектакле? Прежде всего – трактовка образов. Ратманский обнаруживает в героях живых людей с понятными зрителю чувствами. Жизель уже не робкая болезненная девица, она задорна, лукава, жизнерадостна и больше всего любит танцевать. Граф Альберт – вовсе не циник, вскруживший голову бедной крестьянке, он искренне влюблен и готов биться за нее с соперником. Финал тоже претерпел изменения – Жизель, не погружается обратно в свою холодную могилу, а растворяется в природе, благословив перед этим любимого на брак со своей соперницей.
Алексей Ратманский: «Это старинный спектакль, который мы переставляем современными средствами – современные актеры, тела, техника. Время сегодня идет в 10 раз быстрее, чем тогда. Мы не пытаемся воссоздать музейный экспонат. На репетициях мы ищем органичное существование и мотивацию поступков, понятную современным артистам».
В главных партиях: Жизель – Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Ольга Смирнова. Граф Альберт – Артемий Беляков, Артем Овчаренко, Якопо Тисси. Ганс, лесничий – Дмитрий Дорохов, Денис Савин, Антон Савичев, Эрик Сволкин. Батильда, невеста графа Альберта – Анна Булакова, Нелли Кобахидзе, Анастасия Меськова.
Дирижер – Павел Клиничев.
3 апреля на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска» состоится балет «Эффект Пигмалиона» Санкт-Петербургского театра Бориса Эйфмана на музыку Иоганна Штрауса-сына.
Работа выдвинута на «Золотую маску» сразу в четырех номинациях: балет / спектакль, работа хореографа-постановщика (Борис Эйфман), женская роль (Любовь Андреева), мужская роль (Олег Габышев).
Автор постановки предлагает зрителям балетную интерпретацию античного мифа о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Известную историю Эйфман перенес в наши дни, при этом соединив сюжетную линию пьесы Бернарда Шоу с мифом о Пигмалионе. Пигмалион становится просто Лионом, суперзвездой бальных танцев и представителем высшего общества. Он встречает уличную девчонку по имени Гала – необработанный «алмаз», который ему нужно превратить в бриллиант – новую звезду танцзала.
Название «Эффект Пигмалиона» – термин из психологии (не зря Эйфмана называют балетмейстером-психоаналитиком!). «Эффект Пигмалиона состоит именно в том, что, если внушить человеку, что он гений, что он выдающийся человек, то в конце концов он таким и становится. Человеческая природа бесконечно загадочна. Это сфера неисчерпаемых открытий. В каждом из нас заложена творческая энергия, наделяющая личность способностью к саморазвитию. Впрочем, чтобы изменить себя, человеку нередко нужен тот, кто готов пробудить в нем дремлющий потенциал. И, влияя на других, такие ваятели чужих судеб сами проходят через метаморфозы», – рассказывает Борис Эйфман.
В спектакле заняты: Олег Габышев, Любовь Андреева, Алина Петровская, Дмитрий Фишер, Лилия Лищук, Игорь Субботин.
Венская опера
18, 21, 29 апреля в Венской опере состоится «Балет — Оммаж», вечер одноактных балетов – дань уважения к разным балетным стилям. «Этюды» (1948) Харальда Ландера представляют академическую школу, «Вторая деталь» (1991) Уильяма Форсайта – новую форму классического стиля и «Обратный отсчет» (2013) молодого хореографа Наталии Хоречна – балетную пьесу, полную черного юмора.
Наталия Хоречна, уроженка Словакии, экс-балерина знаменитого Гамбургского балета Джона Ноймаера и NDT (Нидерландский театр танца), с первых самостоятельных опытов заставила говорить о себе как о самобытном и одаренном балетмейстере. Критики назвали ее «изумительной восходящей звездой хореографии», отмечая ее умение ставить спектакль как цельное произведение, искусно переплетая сюжет, сценографию и пластически-экспрессивный рисунок танца. Начав карьеру поставщика, она сразу же была названа немецким журналом «Tanz» «Хореографом года», а в 2014 получила приз «Лучший молодой хореограф» конкурса «Taglioni European Ballet» (награду Европейского балета имени Тальони).
Свой балет «Обратный отсчет» («Contra Clockwise Witness») на музыку Джорджа Крама и Макса Рихтера Хоречна поставила по знаменитому бестселлеру гипнотерапевта Майкла Ньютона «Путешествие души». С иронией, сарказмом и убивающей откровенностью автор рассказывает о «загробных мытарствах» души самоубийцы.
Наталия Хоречна: «Мой балет – о надежде, которая спасает нас в темные дни. Свет в конце тоннеля горит, но многое зависит и от нас самих: какой путь мы выберем, пойдем ли мы к свету или останемся плавать в жалости к себе. Слабость и негатив сопровождают нас всю дорогу, и мы не можем пойти к свету, не осознавая темноты в себе. Это не путь осуждения – это путь любви, и именно об этом мой балет. Что касается хореографии, я использую мощную классическую технику и стиль контемпорари, я называю это “грязный неоклассицизм”».
Состав исполнителей будет объявлен позднее.
Опера Гарнье (Гранд-Опера)
14 апреля в Опера Гарнье состоится премьера спектакля «Алан Люсьен Ойен. Вечер балета». В программе выступление солистов и труппы Балета Парижской оперы, при участии оркестра Парижской оперы.
Алан Люсьен Ойен – многогранная творческая личность из Норвегии, писатель, режиссер, лидер нового поколения скандинавских хореографов. Начало его карьеры танцовщика связано с Норвежской национальной компанией современного танца «Carte Blanche», а к 2006 году он основал собственную многопрофильную компанию «Зимние гости», объединяющую актеров, танцоров, декораторов и техников. Для этой компании он создал более десятка произведений, которые с успехом идут на лучших мировых площадках во время гастролей труппы.
Алан Люсьен Ойен востребован как приглашенный хореограф. В 2018 году он создал полнометражную постановку «Доброго пути, Боб» для знаменитого Вуппертальского театра танца, который после кончины Пины Бауш переживал период застоя.
Ойен впервые работает с Парижской национальной оперой. На сцене Дворца Гарнье он представит свою новую работу, от которой стоит ожидать его фирменного почерка – визуальной эффектности и мастерски созданной театральной иллюзии.
Ковент-гарден
4 и 7 апреля на сцене Королевского оперного театра Ковент-гарден выступят две великие балерины нашего времени – Наталья Осипова и Сара Лэмб на вечере современной хореографии. В программе три одноактных балета: «Боевые учения» (хореография – Уэйн МакГрегор, музыка – Майкл Типпетт), «Блудный сын» (хореография – Джордж Баланчин, музыка – Сергей Прокофьев), «Игры корибантов» (хореография – Кристофер Уилдон, музыка – Леонард Бернстайн).
Сара Лэмб примет участие в постановке Уэйна МакГрегора, который с 2006 года является постоянным хореографом-резидентом Королевского балета Ковент-Гарден. Балет «Боевые учения» поставлен мастером в содружестве с визуальным художником Джоном Джеррардом. В этом балете на сцене установлен огромный экран 7 х 9 метров, на котором разворачивается анимация Джеррарда, созданная на основе фотографий так называемых «учений с живым огнем», проводимых военными США. На фоне замедленных проекций разворачивается хореография МакГрегора, требующая поистине военной дисциплины. Танцоры разыгрывают серию гиперпротяженных ансамблей и соло, в которых возникают образы войны.
Наталья Осипова исполнит партию Сирены в «Блудном сыне», балете – библейской притче, который Баланчин поставил в 1929 году для «Русских балетов Дягилева». «Блудный сын» – самый неожиданный, неакадемический и авангардный балет Баланчина, где сюжет евангельской притчи раскрывается с помощью эксцентрики, акробатики и абсурда.
Создавая образ Сирены, Баланчин смонтировал сразу несколько популярных мифов. Она восточный идол, женщина-вамп, авантюристка, механическая кукла. Она необычайно тонка и длинна. Эффект достигается хореографией и костюмом: маленькими шажками на высоких пуантах, высоким тюрбаном на голове и длинным, как шлейф, плащом, окрашенным в нежный фиолетовый цвет. Балетмейстер поставил для нее два немыслимо смелых для 20-х годов танца: вариацию с фиолетовым плащом и дуэт с Блудным сыном.
Немецкая государственная опера
25 апреля в Немецкой государственной опере премьера балета «Sym-phonie MMXX» хореографа Саши Вальц на музыку Георга Фридриха Хааса в исполнении артистов государственного балета Берлина при участии Берлинской государственной капеллы.
Сашу Вальц называют принцессой «contemporary dance», ее творчество отмечено множеством наград, в том числе французским орденом изящных искусств и литературы (2010) и орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2011). Она родилась немецком городе Карлсруэ, изучала танец и хореографию в Амстердаме и Нью-Йорке. В 1993 году организовала собственную балетную труппу «Саша Вальц и гости», соединяющую танец другими видами искусства. Слово «гости» в названии компании означало, что кроме постоянной труппы туда могут вливаться как другие танцовщики со стороны, так и музыканты, композиторы, драматические артисты и даже архитекторы.
Постановки Вальц всегда удивляют новыми образами, глубокими темами и потрясающей эстетикой. Живая музыка стала важнейшим элементом её творчества, и именно ей принадлежит первенство в создании нового жанра – хореографической оперы.
В 2019 году Саша Вальц возглавила балетную труппу Немецкой государственной оперы в качестве штатного хореографа. И вот долгожданная премьера – плод совместной работы Вальц и Георга Фридриха Хааса – австрийского композитора, работающего в направлении спектральной музыки, создающего полотна впечатлений и звуков. Критики метко прозвали Хааса «Ларс Фон Триер от мира музыки».
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»
При использовании материала ссылка на источник обязательна