Балетная афиша сентября: Пермь, Париж, Лондон, Москва, Санкт-Петербург

1 и 2 сентября Пермский театр оперы и балета приглашает на «Лебединое озеро». Этот спектакль понравится и тем, кто не верит в балет без традиционных пачек с перьями и лирических па-де-де, и тем, у кого «Лебединое» ассоциируется только с ритуальными телевизионными показами. Балет поставлен в 2015 году Алексеем Мирошниченко, главным балетмейстером Пермского театра. Свою работу он определяет как авторскую редакцию (не версию!). «Для меня главная задача заключалась в том, чтобы сохранить все, что осталось от канонической версии, а остальное, примерно 50 процентов хореографического текста, сочинить в стилистике позднего Петипа – и так, чтобы было не видно швов», – поясняет постановщик.

Пусть не пугают потенциального зрителя слова «то, что осталось»: за долгую и не всегда счастливую жизнь что-то в хореографическом тексте «Лебединого», сочиненного Петипа, было утрачено, что-то несколько устарело. Мирошниченко, готовя премьеру, спешил всех успокоить: на сцене никто на коньках кататься не будет.

Он взял за основу либретто Бегичева – Гельцера, расставил новые акценты. В результате ни один лебедь не пострадал: только на первый план вышла драматическая оппозиция «Зигфрид-рыцарь и Ротбарт-искуситель», а прекрасная Одетта при всей своей красоте и возвышенности чуть отошла в сторону. Зато любопытно будет увидеть персонажа, который в канонических постановках не всегда заметен – это Беппо, друг принца Зигфрида. Любой зритель, пусть даже он собирается на давно знакомый спектакль, в глубине души наивно надеется на счастливый финал.  Банального хэппи-энда в «Лебедином озере» не может быть в принципе (хотя этого требовали советские чиновники). Но в спектакле Мирошниченко есть хотя бы надежда: Зигфрид и Одетта, покинув бренный мир, воспарили над ним. Очень похоже на финал романа о Мастере и Маргарите.

Музыкальный руководитель постановки – Теодор Курентзис, а сентябрьскими спектаклями дирижирует Артем Абашев.

С 3 по 8 сентября Opéra National de Paris приглашает на вечера современной хореографии. После тридцатилетнего перерыва на сцену Дворца Гарнье возвращается Martha Graham Dance Company. То, что будет показано труппой, – это классика, золотые (а порой черно-белые) страницы современного танца.

Труппа Марты Грэм, или Грэхем, (1894-1991), была основана в Нью-Йорке еще в 1926 году, но и сегодня она остается одним из лидеров новой хореографии. Важный принцип хореографической концепции Грэм, гранд-дамы современного танца – все тело участвует в рождении сценического движения, чередуя напряжение и расслабление, пластический вдох и выдох. В программу парижских гастролей включено пять знаковых постановок: «Весна в Аппалачах» (на музыку Аарона Копленда, хореограф – Марта Грэм), «Весна священная» (на музыку Игоря Стравинского, хореограф – Марта Грэм), Lamentation Variation (хореограф – Николя Поль), «Пещера сердца» (на музыку Самуэля Барбера, хореограф – Марта Грэм), «Экстаз» (на музыку испанца Рамона Хумета, хореограф – Виржини Месэн).

Музыка к «Весне в Аппалачах» Грэм заказала Копленду в 1943 году. Композитор признавался, что сочинял его в расчете на стиль хореографа. Это история молодой семьи, которой предстоит построить свой дом. Балет будет показан 6-8 сентября.

«Весна священная» – одна из поздних работ Марты (1984). Стиль этой «Весны» критики называют геометричным, изысканным. Хореограф отказалась от географической точности: языческую Русь мы не увидим – языческое племя будет, но скорее «заморское», чем праславянское.  Обе «Весны» Марты – и по Копленду, и по Стравинскому – в Парижской опере пройдут впервые.

Lamentation Variation – это размышление на тему знаменитой композиции Марты Lamentation («Ламентация, или «Плач», 1930). В ней танцовщица выходила на сцену в своеобразном коконе из ткани и «рассказывала» о своей боли. Постановка Николя Поля – Lamentation Variation (2007) – это и плач по жертвам 11 сентября 2001 года.

Еще один монобалет Марты Грэм, вошедший в программу парижских гастролей, – «Пещера сердца». Он вдохновлен образом Медеи, покинутой Ясоном. Можно попробовать сравнить Медею Марты с Медеей из оперы Керубини.

Работа Виржини Месэн Ekstasis так же, как и «Пещера…», вдохновлена образами Древней Греции. А еще и творчеством Марты: это реинкарнация одноименного хореографического соло Марты Грэм, созданного в 1933 году. Ekstasis будет показан только 4 и 5 сентября.

Каждый вечер за дирижерским пультом – Кристофер Раунтри, любитель стилевых экспериментов, один из активных интерпретаторов новейшей музыки. В анонсе Парижской оперы характеристика гастрольной программы завершается лаконичным выводом: «Путешествие во времени, ни меньше». Трудно с этим поспорить, поскольку в представленном репертуаре отражена почти вековая (!) история современного танца.

12, 13, 14, 15 и 16 сентября звезда «Ковент-Гарден» Наталья Осипова представит в лондонском театре «Садлерз-Уэллз» – Sadler’s Wells – новый сольный проект. Это будет вечер в двух отделениях: первое – умеренно современная хореография, второе – хореография самая актуальная. В Натали-гала примет участие Дэвид Холберг, которого прима-балерина называет своим любимым партнером. Все мы любим Осипову в классическом репертуаре – «Жизели», «Лебедином озере», в почти классическом «Ромео и Джульетте». Но сейчас балерина все активнее занимается новой хореографией, что, безусловно, ее как артистку обогащает, а нас, преданных поклонников, радует.

Итак, в первом отделении новой программы Наталья обещает порадовать нас «Сиреневым садом» Энтони Тюдора, «Другими танцами» Джерома Роббинса и большим дуэтом, поставленным специально для нее и Дэвида Алексеем Ратманским. Во втором отделении будут показаны композиция Сиди Ларби Шеркауи, дуэт на музыку Бетховена, поставленный одним из учеников Охада Наарина (его имя в открытых источниках пока не представлено) и, вероятно, номер в постановке испанца Ивана Переса (его имя упоминается не во всех анонсах, поэтому говорим об этом с некоторой неуверенностью).

Вообще, Наталья любит не просто экспериментировать, а открывать в себе новые творческие ресурсы. Вскоре после вечеров в Sadler’s Wells она планирует вплотную заняться моноспектаклем, посвященным непростой судьбе великой русской балерины Ольги Спесивцевой. Спектакль уже имеет название – «Two Feet». В нем Наталья будет не только танцевать, но и много говорить от лица своей героини.  А еще до этой премьеры мы увидим, как благодаря таланту Осиповой «зазвучит» жизнь легендарной Айседоры.

21 и 22 сентября Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на российскую премьеру балета «Айседора» с Натальей Осиповой в заглавной партии. В постановке также заняты Вероника Парт, Эмили Андерсон, Владимир Дорохин, Алексей Любимов и Денис Савин.

Спекталь представляет собой сочетание историй двух Золушек – воображаемой и реальной. Музыка прокофьевского балета «Золушка» станет музыкальной канвой для хореографического повествования о жизни великой и несчастной Золушки ХХ века – Айседоры Дункан. Поставил спектакль Владимир Варнава, он же вместе с Константином Федоровым разработал либретто. Музыкальный руководитель и дирижер – Павел Сорокин. Продюсирует этот оригинальный проект Сергей Данилян.

Исходной точкой для создания нового спектакля стало прокофьевское представление о Золушке: «Мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями». Что ж, и жизнь, и слезы, и любовь есть в судьбе Айседоры.

22 сентября в Михайловском театре Иван Васильев выступит в партии Конрада в балете «Корсар». Это очень эффектный спектакль с восточно-экзотическими сценами, мужественными корсарами (а это почти пираты) и с драматичной, но счастливой любовной историей. В Михайловском идет постановка Мариуса Петипа и Константина Сергеева в редакции Михаила Мессерера.

Классический репертуар Иван очень любит и обещает танцевать его еще долго-долго. Он с вдохновением дополняет партии в балетах Адана, Минкуса новыми сложными элементами. Не нарушить стиль классической постановки ему помогают артистический вкус и чутье хореографа. В последнее время мы имеем возможность увидеть не только Васильева-танцовщика, но и Васильева-хореографа. Для реализации своих постановочных идей Иван даже создал собственную компанию – авторский театр V.I.V.A.T. (Васильев Иван Владимирович: Авторский Театр). Поклонникам Ивана его «двойное амплуа» позволяет чаще встречаться с ним. Пока в репетиционных залах Васильев-постановщик готовит новый спектакль, мы с радостью идем в Михайловский, чтобы поаплодировать Васильеву-премьеру (Конраду, Базилю, Солору).

 

Алевтина Бояринцева

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона