1, 8, 13 ноября в «Ковент-Гарден» — Royal Opera House, Covent Garden — приглашает на «Баядерку» Минкуса. Эта постановка подготовлена Натальей Макаровой на основе хореографии Мариуса Петипа. Впервые к работе над балетной партитурой «Баядерки» она обратилась в 1980 году. Все началось с кропотливого труда в архивах Гарварда. К архивным изысканиям добавились детские воспоминания: девочкой Наталья много раз видела этот балет Кировском (Мариинском) театре. И, конечно, помогли интуиция и фантазия талантливой танцовщицы. Позднее, поставив «Баядерку» в разных странах мира, Макарова рассказывала о своей работе: «Знаете, как трепетно реставрируют иконы или стирают пыль с рукотворных ликов? Приблизительно так я прикасаюсь к Петипа. Резкий подход к классике может превратить ее в архаику и даже убить. А балеты наследия – живые».
Интересно, что в ноябрьских спектаклях в «Ковент-Гарден» намечается русский акцент: в партии Солора – Вадим Мунтагиров, в партии Гамзатти – Наталья Осипова. Акцент, казалось бы, должна сгладить Никия — Марианела Нуньес. Но за дирижерским пультом будет еще один русский — Борис Грузин. По этому поводу можно вспомнить о неудачной попытке Макаровой стать английской балериной. В 1970 году она осталась в Лондоне, отказавшись возвращаться с гастролей с Кировским театром. Дирекция «Ковент-Гарден», желавшая предложить контракт Макаровой, оказалась бессильной перед мощным натиском женского коллектива: солистки театра пригрозили скандалом, если в труппе появится «эта русская». Такие оригинальные комплименты получают только самые яркие артисты.
3 ноября в Римини, в Театре Аминторе Галли — Teatro Amintore Galli – Роберт Болле представит программу ARTEDANZA, созданную в рамках проекта «Роберто Болле и друзья». Этот проект, в котором классические танцевальные номера соединяются с самыми разными формами современной хореографии, успешен уже на протяжении 15 лет. В компании с Болле выступают как состоявшиеся артисты, так и совсем молодые танцовщики. Он сам приглашает тех, кто заинтересовал его своими поисками.
Роберто часто спрашивают о том, что общего между ним и великим Рудольфом Нуреевым. Этот вопрос не случаен: Нуреев одним из первых обратил внимание на исключительные способности ученика хореографической школы при «Ла Скала. Общее артист видит в открытости к новому: «Он участвовал в телешоу, снимался в кино, работал в театре. И я следую ему, чтобы открыть фигуру классического танцовщика, которая достаточно закрыта и ограничена в своей деятельности». В жизни Болле есть место рекламе, модным показам, телешоу. Проект «Roberto Bolle and Friends» — успешное воплощение идеи выхода звезды за пределы классической галактики.
6 ноября в Баварской государственной опере — Bayerische Staatsoper — покажут спектакль Кристиана Шпука «Анна Каренина». Премьера «Анны» состоялась в Цюрихе в 2014 году. Bayerische Staatsoper – первый театр Германии, включивший в свой репертуар этот драматичный спектакль. Шпук отказался от мысли раскрыть в спектакле загадочную русскую душу, поэтому навязчивых атрибутов русской жизни как таковых здесь почти нет. Это прежде всего драма людей, потерявшихся в жизни. Пространство сцены выглядит большим и пустым: по замыслу постановщика, на ней персонажи как будто теряются — как теряются люди в реальной жизни.
Но, конечно, важнее и ярче всего – история Анны. Именно для того чтобы в спектакле без слов выявить ее «голос» рельефно, живо, Кристиан Шпук выбрал музыку для фортепиано и фортепиано с оркестром. Фортепиано – это звучащая душа Анны. Выбор музыкальных партитур определен именно желанием дать героине «голос»: это преимущественно сочинения Рахманинова и, как полагает постановщик, близкие ему сочинения Лютославского. Причем музыка последнего словно показывает в разрушающейся, деструктивной форме то, что звучало у Рахманинова.
Шпук, исходя из классической лексики, создает чуть более конкретный – но при этом очень красивый — хореографический язык. «Мне было интересно следить за психологией героев и делать так, чтобы зрители в зале понимали, почему каждый из них принимает то или иное решение»,– так постановщик обосновывает свою концепцию.
Состав пока исполнителей уточняется. За дирижерским пультом – Робертас Сервеникас.
22 и 23 ноября Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на возобновление «Чайки» Джона Ноймайера. Появлению этого спектакля в Москве мы обязаны настойчивости тогдашнего директора МАМТ Владимиру Урину и его помощнице (и супруге) Ирине Черномуровой. Побывав в 2002 году на премьере «Чайки» в Гамбурге и оценив ее оригинальность, они сразу обратились к мастеру с предложением поставить балет в Москве. Наконец, в 2007 году переговоры и уговоры дали свой результат: московская публика получила замечательный подарок – ноймайеровское видение печальной пьесы Чехова.
«Чайка» родилась после того, как Ноймайер побывал на показе чеховской пьесы в берлинском театре. Впечатлила его не игра актеров, не режиссерское прочтение, а сама тема поиска в творчестве. «Мой балет — реакция хореографа, который находится под впечатлением пьесы», — пояснял постановщик перед московской премьерой. Его балет – о балете. Герои ищут свой путь в хореографии: «Костя Треплев — революционный хореограф, дерзкий новатор-авангардист, он воплощает бескомпромиссную чистоту эксперимента. Тригорин — преуспевающий традиционный балетмейстер, гораздо более успешный, чем Костя, которому знакомы свобода творчества и экспрессия» (из интервью для газеты «Культура», 2007). Но какими бы интересными ни были Треплев и Тригорин, Ноймайеру дороже Нина с ее метаниями, драматичными и настойчивыми поисками.
Музыку в этом спектакле определило сознание героев. Для Нины – прежде всего Шостакович. Аркадиной подошла фортепианная музыка Чайковского (вопрос в том, заслуживает ли она эту музыку). «Депрессивные настроения Маши, ее вселенская грусть» (по Ноймайеру) облачились в скрябинские пьесы. Поскольку Треплев энергичен и авангарден, ему достались ритмические партитуры Эвелин Гленни.
Конечно, зрителя, привыкшему к тому, что на самые болезненные темы Чехов говорит с иронично-холодноватой интонацией, «Чайка» Ноймайера может удивить прорывами гротеска, пародии. Но, в любом случае, на этот спектакль стоит идти с открытым сердцем: хореограф действительно любит Чехова, Станиславского и его систему, артистов, с которыми работает, и героев, в которых он их превращает.
Кстати, об артистах. Пока составы еще не опубликованы, но интересно вспомнить, что после премьеры в 2007 году просвещенная публика вынесла такое решение: у балетной труппы МАМТ «Чайка» получилась живее, чем у гамбургской труппы. Но это, что называется, строго между нами.
26, 27, 29 и 30 ноября Парижская Опера — Opéra de Paris — приглашает на «Золушку» Сергея Прокофьева в постановке Рудольфа Нуреева. Несмотря на большой интерес современных постановщиков к прокофьевскому балету, версия Нуреева остается одной из самых интересных, а главное жизнеспособных. Постановщик раскрывает сказочный французский сюжет в декорациях голливудской сказки: мир кино становится той мечтой, в котором Золушка находит спасение. Функции крестной феи успешно выполняет прозорливый продюсер, разглядевший в «замарашке» большой актерский талант, а Принцу нашлась удачная замена в виде актера-премьера. Очень украшают постановку красивые (или остроумные – в зависимости от ситуации) киноаллюзии. Трогателен эпизод, в котором артистичная Золушка копирует фирменную кинопоходку Чарли. На поверхности автобиографичность постановки: Золушка, бежавшая от окружающей его серости в солнечный мир кино и нашедшая там свое счастье, — это немного Руди, бежавший из серой жизни в прекрасный и жестокий Балет.
В спектакле участвуют этуали и премьеры Opéra de Paris. За дирижерским пультом – эстонский дирижер Велло Пяхн. И это очень символично: в конце 1980-х совсем молодой тогда маэстро начал дирижировать в Париже спектаклями с участием Нуреева, и их совместная работа продолжалась вплоть до последних спектаклей танцовщика.
Алевтина Бояринцева