Балетная афиша декабря: Санкт-Петербург, Москва, Милан, Лондон, Турин

          8 декабря Михайловский театр приглашает на «Пламя Парижа» Бориса Асафьева. Балет был поставлен Василием Вайноненом в 1932 году. После трех десятилетий вполне счастливой жизни «Пламя Парижа» перестало полыхать в репертуаре советских театров. В 2008 году Алексей Ратманский на сцене Большого театра предложил свою версию истории о революционном Париже и взятии Тюильри. Он использовал доступные материалы, запечатлевшие хореографию Вайнонена, но, создавая спектакль, решал авторские, а не реставрационные задачи. Михаил Мессерер, возвращая в 2013 году «Пламя» в репертуар Михайловского театра, стремился быть реконструктором, деликатным редактором балета Вайнонена, и, по общему мнению, это ему удалось сделать великолепно. Мессерер подтвердил свой статус «защитника богатого хореографического наследия СССР» (Financial Times). Ему многое удалось найти в архивах, часть хореографического текста была мастерски стилизована, а наиболее идеологически острые, одиозные эпизоды были исключены (протестов от революционно настроенных балетоманов не последовало).

В партии Филиппа – главного борца с обитателями дворцов – выступит Иван Васильев. Это яркий, темпераментный, готовый сгореть в борьбе с маркизами персонаж, и партия его такая же: динамичная, мощная, брутальная.

10 декабря в миланском Teatro Arcimboldi Сергей Полунин выступит в спектакле «Sacré», поставленном специально для него японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши. Музыкальной основой «Sacré» стали сочинения Игоря Стравинского. Драматургическая основа спектакля – судьба Вацлава Нижинского.  Именно ему и посвящается балет. Постановка строится вокруг идеи о том, что стремление жить чувствами, ощущениями, освобождаясь от диктата разума, — не безумие, а человечность.

Сергей Полунин, по убеждению постановщицы, находит точные собственные слова для того, чтобы рассказать эту сложную, трагическую историю. Возможно, не только особые артистические данные, но и время от времени проявляющаяся эпатажность Сергея, его независимость побудили Юку Оиши сделать спектакль о Нижинском именно с ним.

12 декабря в Большом театре будет дана «Кармен-сюита» со Светланой Захаровой в титульной партии. В 2005 году возобновлял легендарный балет на сцене Большого сам Альберто Алонсо – и специально для Светланы. Казалось бы, для звездной классической балерины Карменсита должна стать легкой победой. Но, как признается Светлана, работа шла трудно. Советами помогали выдающиеся красавицы Элина Быстрицкая и Майя Плисецкая. В результате  балерина перевела Кармен из ранга роковых женщин в ранг хулиганок. «Она просто любит жизнь и живет одним днем», – говорила балерина о своей Кармен перед премьерой. Внес некоторые изменения в возобновляемую «Кармен» и сам Алонсо. В 2005 году у него появилась возможность, не оглядываясь на бдительных людей в штатском, ставить так, как хотелось, – откровенно, страстно.

Светлана признается, что любимая ею современная хореография помогает открывать новое в классике. Может быть, поэтому и в классическом репертуаре артистки нашлось место для «немножко хулиганских» красок: это Китри в «Дон Кихоте». В балете Минкуса балерина выступит в Большом театре 19 декабря. Это спектакль 2016 года. В его основе — классическая хореография Мариуса Петипа и Александра Горского в редакции Алексея Фадеечева.

А 30 декабря Светлана Захарова совершит вояж в Северную столицу, чтобы исполнить партию Никии в «Баядерке» на сцене Мариинского театра. Здесь начинался артистический путь балерины – как полагается, с маленьких ролей, с волнующейся в зале мамы. Теперь партии стали взрослее, серьезнее, а в зале наверняка будет волноваться подрастающая дочка Анечка.

19 и 20 декабря в «Ковент-Гарден» пройдут вечера одноактных балетов с участием Сары Лэмб. В балетную «сюиту» вошли очаровательные «Конькобежцы» Фредерика Эштона на музыку Мейербера (1937), печально-русские «Зимние грезы» Кеннета Макмиллана на музыку Чайковского (1991) и фантазийно-уморительный «Концерт» Джерома Роббинса на музыку Шопена (1956).

«Конькобежцы» (Les Patineurs) вдохновлены простыми зимними радостями – катанием на замершем озере в солнечный денек, в хорошей компании. Музыкальной основой спектакля стали фрагменты из оперы Джакомо Мейербера «Пророк» в аранжировке Константа Ламберта. Сюжет балета весьма условен: свое владение коньком демонстрируют и ассы, и робкие дилетанты. Не обойтись в балете, пусть и в «ледовом», без романтической пары, поэтому и здесь есть нежное па-де-де. Среди первых танцовщиков, исполнявших  партии влюбленных, были Марго Фонтейн и Роберт Хелпманн. Порадуют балетоманов также и «ледовые» соло, и па-де-труа.

Состав исполнителей уточняется. Пока известен исполнитель партии весьма озорного Юноши в голубом, любителя пируэтов: это Сезар Корралес (вечерние спектакли). За дирижерским пультом  — Барри Уордсворт.

Невозможно не вспомнить по этому поводу знаменитую постановку Игоря Моисеева «На катке» с почти классическим па-де-де (для него нередко приглашали артистов из труппы Большого), с шумной толпой любителей льда в спортивных шапочках. Будет интересно сравнить впечатления от двух балетно-«ледовых» историй.

Вторая часть балетного вечера в «Ковент-Гарден» —  «Зимние грезы» Макмиллана. В них он вновь обращается к своей любимой русской теме. Образно-сюжетная основа подсказана чеховской пьесой о трех сестрах, всегда печальных, рефлексирующих и трогательных. Как сказано в анонсе, «балет исследует внутреннюю жизнь трех сестер в российской провинции».         В партии Маши в вечерних спектаклях выступит Сара Лэмб, ее Вершининым станет Вадим Мунтагиров. Этой паре хореограф посвятил самые лирические па-де-де. В целом, хореография, как и пьеса Чехова, разноэлементна: Микмиллан не обошел стороной  народные танцы под «balalaikas». Но и им не под силу вывести историю из-под гипнотического действия русской меланхолии.

Балетный вечер с печальной русской нотой, конечно, должен окончиться несколько светлее, чем у Чехова. В этом отношении «Концерт» Роббинса – идеальный вариант. Место действия маленького балета – концертный зал, герои – Пианист, Слушатели и их Вольные фантазии на темы услышанного, принявшие вполне отчетливый облик.

Пока Пианист исполняет программу из девяти сочинений Шопена (по пьесе – на каждого солиста), Слушатели отпускают свое сознание на волю.  И вот мы уже имеем возможность любоваться результатами этого процесса. К счастью, дальше милых бабочек и балерин-недоучек сознание Слушателей не идет. И все получается слегка сюрреалистично, очень смешно и исключительно стильно, как это всегда бывает, когда за дело берется  Джером Роббинс. Выходит, что этот маленький спектакль-фантазия – двойное удовольствие: во-первых, от игры хорошего пианиста (дивная музыка Шопена – это высшее наслаждение!), во-вторых – от собственно балетного действа.

«Концерт» был поставлен для New York City Ballet в 1956 году и вскоре покорил почти все – кроме советских – ведущие сцены мира. Репертуар Королевского балета «The Concert» украшает  с 1975 года.

Среди солистов в декабрьских показах «Концерта» — изящная и игривая Мелисса Гамильтон. За дирижерским пультом – Коэн Кесселс.

29, 30, 31 декабря в туринском Королевском театре — Teatro Regio di Torino — будет представлена программа «Artedanza s.r.l.», подготовленная компанией «Роберто Болле и друзья». Роберто, как и многие его звездные коллеги, находит особое удовольствие в совмещении классики и современной хореографии. Приглашая артистов, близких ему по восприятию творчества, танцовщик создает программы, которые интересны и взыскательным балетоманам, и неискушенной публике. Как заявляет PR-служба Teatro Regio di Torino, программа, представляемая Роберто Болле, — это «исследование красоты танца, которое нельзя пропустить».

 

Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона