Ла Скала
15, 18, 21, 26, 30 января в театре Ла Скала (La Scala) будет показан спектакль Метрополитен опера – «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. Это вторая по популярности (после «Фауста») опера Гуно и одна из лучших версий шекспировской трагедии на музыкальной сцене. Либреттисты Жюль Барбье и Мишель Карре в основном остались верны оригиналу, но ускорили темп повествования и повысили накал страстей до нужного в опере градуса. Самым значительным изменениям подвергся финал. У Шекспира Джульетта обнаруживает Ромео уже мертвым, а в опере герой еще в сознании – и вполне способен спеть эффектный дуэт.
Режиссер постановки Бартлетт Шер, многократный номинант и обладатель премии Tony Awards, славится своим умением создавать захватывающее зрелище. Он не раз ставил мюзиклы на Бродвее. Его постановки всегда наполнены динамикой и эмоциями. В «Ромео и Джульетте» сцены дуэлей на шпагах поставлены с кинематографической эффектностью, а костюмы вдохновлены фильмом «Казанова» Федерико Феллини. Спектакль дышит красотой и нежностью, и в то же время чувством опасности и риска, которые подогревают пыл юных влюбленных из двух враждующих семейств.
Заглавные партии исполнят Диана Дамрау и Витторио Григоло. Витторио Григоло в партии Ромео – воплощенная юность и страсть, плюс великолепный голос. Диана Дамрау, обладательница потрясающего колоратурного сопрано, может сделать с любой нотой все, что захочет. Многим она запомнилась эталонным исполнением величественной и жестокой Царицы ночи в «Волшебной флейте» Метрополитен оперы. Но диве действительно подвластно все. В этом спектакле она играет противоположного персонажа – невинную и пылкую Джульетту. «Джульетта как неуловимая птичка, порхает туда-сюда. Для нее все волшебно, все ново, все красиво, она свежа, она сияет – как внешне, так и внутри. Благодаря этому, а также костюму и гриму совершенно незаметно, что я уже мама в возрасте», – шутливо рассказывает Диана Дамрау о своей роли.
Дирижировать будет итальянец Лоренцо Виотти – молодой талантливый дирижер (маэстро родился в 1990 году), уже покоривший лучшие сцены мира. Под его управлением от оркестра можно ожидать адреналина, свежести и искренности, как и от всей этой постановки.
Ковент-Гарден
10, 14, 17, 20, 23, 29 и 31 января Ковент-Гарден (Royal Opera House/ Covent Garden) покажет «Богему» Джакомо Пуччини – одну из самых популярных опер в мире. Только в Ковент-Гарден она исполнялась более 500 раз со времен премьеры в 1897 году
Опера написана по мотивам популярнейшего романа Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». С публикацией романа в 1851 словом «богема» стали повсеместно называть представителей творческих профессий, живущих необустроенно, зато насыщенно и свободно. Пуччини создает историю о 4-х молодых артистах-мечтателях (музыкант, поэт, философ, художник), опираясь и на свои собственные воспоминания: в 1880-м году он, 22-летний студент без гроша в кармане, приехал в шумный космополитичный Милан и был очарован магией большого города, его толпы, улиц, кафе.
Энергия юности кипит и бурлит в этой партитуре. «Богема» позволяет зрителям пережить вместе с героями всю гамму эмоций, доступную человеку: бесшабашное веселье, трепет влюбленности, отчаяние, боль утраты (говорят, Пучини сам рыдал, сочиняя сцену смерти Мими) – и все это происходит в Париже в канун Рождества.
Постановка Ричарда Джонса прекрасно передает эту острую смесь трагического и комического, а декорации Стюарта Ланга переносят нас в Париж середины XIX века.
Настоящим рождественским подарком станет роскошный состав солистов. В роли Мими Соня Йончева – примадонна оперной сцены, достойная преемница легендарных сопрано прошлого и одна из самых востребованных певиц современности. Буквально недавно она произвела фурор своим концертом в Московской филармонии и заодно презентовала в Третьяковской галерее свежий документальный фильм «Cоня Йончева. Sempre Libera». Партию поэта Рудольфо исполнит Чарльз Кастроново – темпераментный, страстный тенор, идеально подходящий для этой роли. В роли художника Марселя 25-летний польский баритон Анджей Филончик, победитель международного конкурса им. С. Монюшко в Варшаве (2016), уже успевший завоевать любовь публики на Зальцбургском фестивале (2017) и в Большом театре (Фигаро в «Севильском цирюльнике» в сезоне 2018/19). И наконец, в роли озорной Мюзетты выступит блистательная сопрано Аида Гарифуллина, покорившая мировые подмостки глубоким нежным голосом и яркой индивидуальностью.
В спектакле 31 января роль Мими исполнит Екатерина Сюрина, обладательница светлого и сильного сопрано, и по совместительству супруга Чарльза Кастроново. В роли Мюзетты выступит болгарская сопрано Симона Михай, которую российские зрители могли видеть в пермской постановке «Богемы» Химмельманна-Курентзиса.
Музыкальный руководитель постановки – Эммануэль Вийом.
Опера Бастилия
11, 14, 17, 20, 22, 26, 29 января Опера Бастилия (Opéra La Bastille) покажет «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини в постановке Дамиано Микьелетто. Создавая эту кипучую оперу-буффа Россини перенес в нее искрометный дух комедии Бомарше. Свой шедевр композитор написал в огненном порыве вдохновения всего за 20 дней, либреттист Стербини едва успевал поставлять ему стихи. По признанию автора, «он сочинял музыку всюду: и когда гулял, и когда ел, и когда стоял, лежал, одним словом, постоянно». Над этой праздничной оперой не властно время, а фраза «Фигаро здесь, Фигаро там!» давно стала крылатой.
Режиссер Дамиано Микьелетто – настоящий кудесник сценографии, от его выдумок захватывает дух. В этом спектакле он сотворил до микроскопических мелочей проработанный мир современной Севильи, по которому вихрем носится свободный дух неунывающего Фигаро. Будучи уроженцем Венеции, родины комедии дель арте, Микьелетто остро прочувствовал ту жилку бурлеска, которая пульсирует в музыке Россини, и нашел для нее современную форму – его постановка отсылает к эксцентричным фильмам Педро Альмодовара, с их бьющей через край жизненной силой.
В роли графа Альмавивы выступит Шавьер Андуага, светлый лирический тенор из Испании, который в июле 2019 года выиграл первую премию престижного конкурса «Опералия», учрежденного Пласидо Доминго. «У него настоящий голос с легкими высокими нотами, которые находятся в гармонии. Он с легкостью берет высокие ноты, причем громко и красиво,» – сказал тогда худрук Метрополитен-оперы Джонатан Френд. Партию ворчливого доктора Бартоло исполнит Карло Лепоре, большой эксперт в музыке Россини, сыгравший множество ролей в его операх по всему миру. В роли Розины – Лизетт Оропеза, певица со звонким серебристым сопрано, способная от лирических полетов в горних высях переходить к едкому итальянскому гротеску. Роль Фигаро в спектаклях 11-20 января исполнит энергичный французский баритон и большой специалист по этой партии Флориан Семпи, а с 22 января его сменит Анджей Фиончик.
За дирижерский пульт встанет Карло Монтанаро, досконально знающий, как запускать фейерверки итальянской комической оперы.
21, 25, 28 января Опера Бастилия (Opéra La Bastille) приглашает отправиться в «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Король французской оперетты, автор зажигательных канканов и уморительных куплетов Жак Оффенбах всю жизнь мечтал написать оперу. И под конец жизни осуществил свое желание. «Сказки Гофмана» – единственная опера великого пересмешника, его исповедь, пронизанная нежностью, ностальгией и мягкой иронией. Но, отойдя от комического жанра, Оффенбах все равно остался умопомрачительным мелодистом. Прекрасные арии, куплеты, баркаролы возникают одна за другой, фокусник-композитор достает их непринужденно, как кроликов из шляпы. Либретто оперы составлено из нескольких новелл Гофмана, а в центре оперы – он сам, одновременно рассказчик и главный герой, окруженный персонажами из своих фантазий: оживающая механическая кукла, таинственный злодей-чародей, загадочная оперная певица.
Режиссер Роберт Карсен и сам близок по духу к этой компании – мечтатель и сатирик, клоун и философ в одном флаконе. В этой постановке он соорудил хитроумную матрешку, театр в театре, отправляя зрителя в фантастическое путешествие между разными реальностями.
Роль Гофмана сыграет Майкл Фабиано – сильный, артистичный, экспрессивный тенор из США. С 2005 по 2009 гг. он ежегодно побеждал на крупнейших вокальных конкурсах Америки. В 2014 году получил две самые престижные американские награды для молодых певцов, – Премию имени Беверли Силлс и Премию имени Ричарда Такера – став первым исполнителем, завоевавшим обе премии в течение одного года. Партию куклы Олимпии исполнит бельгийская сопрано Джоди Девос. В январе 2019 года певица выпустила альбом «Offenbach Colorature», в котором показала себя очаровательной и дьявольски виртуозной исполнительницей оффенбаховских вокальных трюков. В роли куртизанки Джульетты – Вероника Жанс, одна из самых известных певиц Франции, широко востребованная в барочном и классическом репертуаре. В роли певицы Антонии – Айлин Перез, яркая лирическая певица с чарующей проникновенной манерой исполнения. Всех злодеев (Линдорф, Коппелиус, Даперутто, доктор Миракль) сыграет обожаемый во Франции и за ее пределами Лоран Наури – обладатель глубокого выразительного баритона и харизматичный актер, сочетающий в себе уморительную комичность и волнующую чертовщинку.
Дирижировать постановкой будет Марк Элдер, энергичный и вдумчивый британский дирижер, почти полтора десятилетия возглавлявший Английскую национальную оперу.
Большой театр
3, 4, 5, 7, 8 января Большой театр порадует зрителей вторым премьерным блоком «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
В основе пушкинского «Салтана» народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», в которую Александр Сергеевич добавил персонажей из других сказок и соединил два фольклорных сюжета. Один – о невинно гонимой жене, другой – о вещей деве, помогающей жениху одержать победу. Пушкинский «Царь Салтан» – сказка вдвойне. Она рассказывает и о том, как царь Салтан потерял, а затем нашел жену и сына, и о том, как юный Гвидон встретил Царевну Лебедь. В результате все герои счастливы и «по горизонтали» и «по вертикали».
Оперу «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков закончил в 1900 году. Композитор описывал «Салтана» как «скерцо, сменяющее драматическое аллегро», то есть «Царскую невесту». После мрачной драмы он захотел создать чистую сказку, сохранив в ней пушкинскую прозрачность и легкость. Римский-Корсаков наотрез отказался от всех предложений либреттиста В. И. Бельского внедрить символический смысл в образ Царевны Лебеди и психологический реализм в поведение Гвидона. Пусть философией занимаются Вагнер и Рихард Штраус, отвечал композитор, а у меня будет сказка так сказка!
Режиссер Алексей Франдетти поставил множество мюзиклов, и точно знает, как развлечь и удивить маленьких и больших зрителей. В спектакле пышные костюмы и сценографические фокусы. Белка-акробатка жонглирует золотыми орешками, шмели танцуют брейк-данс, воздушная битва Лебеди и Чародея-коршуна напоминает спектакли Цирка дю Солей. При этом постановка остается доброй волшебной сказкой, наполненной светом и верой в чудеса.
Состав исполнителей пока не объявлен. Дирижировать будет Туган Сохиев, главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра. А это гарантирует, что музыка Римского-Корсакова прозвучит во всем богатстве и блеске.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»
При использовании материала ссылка на источник обязательна.