Обзор концертов в мае 2017

Майские концерты в Саксонии, Берлине, Париже, Риме и всей Европе

В мае в Дрездене стартует сороковой по счету Музыкальный фестиваль. Это один из старейших среди сравнительно молодых музыкальных смотров фестиваль в Германии, начало которому было положено в стране, ныне не существующей, а именно в ГДР. Дрездену, как одному из форпостов немецкой музыкальной культуры, красивейшему когда-то, но сильно разбомбленному городу, нужен был мощный повод, чтобы встряхнуться самому и заставить весь мир обратить на себя внимание. Сегодняшний руководитель фестиваля, известный виолончелист Ян Фоглер сумел поднять форум до небывалых высот, сделать его одним из самых интеллектуальных музыкальных смотров Европы, непохожим на другие. Он проходит в удивительное время – в мае и июне, когда к традиционным теплоходным прогулкам по Эльбе, в том числе и как поездки к местам, где проводится концерт, добавляются гастрономические удовольствия – поспевают местные саксонские спаржа и клубника. И все это по восточно-европейским ценам. Фестиваль проходит в разных местах Дрездена и окрестностей, включая Дрезденскую оперу, Культурный дворец, Дворец в Большом саду, Фрауэнкирхе, парк и дворец Пильниц, замок Вакербарт и др. Нынешний фестиваль заявлен как юбилейный, длится 32 дня и его мотто очень жизнеутверждающее — «Свет».

Открывается форум 18 мая (20.00) в Дрезденской опере концертом оркестра Цюрихской филармонии под руководством Фабио Луизи. В программе Четвертая симфония Брамса. Вместе с гостевым коллективом выступает Анне-Софи Муттер. Знаменитая скрипачка исполнит концерт Бруха и «Ностальгию» Такэмицу. Второй концерт фестиваля состоится 19 мая (20.00) в  отреставрированном и акустически переоснащенном Культурном дворце. Оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев играют музыку Шостаковича (Пятая симфония) и Вагнера (фрагменты из опер, симфонические и с сопрано). 20 мая (20.00) итальянский пианист Франческо Пьмонтези представляет сольную программу (Моцарт, Лист, Шуберт) в барочном замке Вакербарт, давшем название первоклассному саксонскому игристому вину (на самом деле это настоящее шампанское, но первоклассное вино не имеет права так называться из-за французских конкурентов, узурпаторов всемирно известного имени).

21 мая (20.00) в Дрезденской опере в сопровождении оркестра Пражской филармонии поет Диана Дамрау. Примадонна покажет весь диапазон возможностей своего голоса, она исполнит арии из опер Верди, Мейербера, Массне, Беллини. Концерт называется «драматическое бельканто». В программе будут и дуэты с парижским бас-баритоном Николя Тесте.

22 и 23 мая (20.00) на фестивале дебютирует в обновленном Культурном дворце Лондонский филармонический оркестр во главе с Владимиром Юровским. В первом концерте принимает участие юный канадский пианист с польскими корнями Ян Лисецкий – он играет с оркестром Первый фортепианный концерт Шопена. Также в программе Четвертая симфония Малера (солистка Софья Фомина) и Вальс-фантазия Глинки. Во второй день с оркестром выступит английский виолончелист Стивен Иссерлис, он сыграет Концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Еще в программе Пятнадцатая симфония Шостаковича и Испанская увертюра «Ночь в Мадриде» Глинки.

31 мая (20.00) в Культурном дворце пройдет первый после реконструкции лидерабенд – вечер вокальной музыки. Британский (правильнее сказать валлийский) баритон Брин Терфель в сопровождении американского пианиста Юджина Асти исполнит песни Шуберта, Шумана, Фредерика Кила, Брайана Дэйвиса и др. Фестиваль продлится до 18 июня, анонс следующих событий читайте в очередном обзоре.

Интересное происходит и в соседнем Лейпциге с самого начала месяца. 4 и 5 мая (20.00) оркестр Гевандхауза под руководством Семена Бычкова исполняет Пятую симфонию Малера, а в первом отделении прозвучит фортепианный концерт Хачатуряна. Будет любопытно послушать как российский дирижер, немецкий оркестр и французский пианист Жан Ив Тибоде интерпретируют культовое произведение советского композитора, сочиненное в 1936 году. До нас дошел анекдотически случай, который связан с высказыванием Сергея Прокофьева по поводу второй части концерта, где пианисту почти нечего делать. Великий Прокофьев спросил в шутку Хачатуряна, который не был пианистом: «Во второй части солист будет мух ловить?»

12 мая (20.00) Оркестр Гевандхаза отправится в романтическое путешествие под руководством одного из ведущих дирижеров-романтиков нашего времени Андриса Нелсонса. Латвийский маэстро покажет свою интерпретацию Четвертой («Романтической») симфонии Брукнера и Седьмой («Неоконченной») симфонии Шуберта, предварив концерт Прелюдией к первому акту «Лоэнгрина». Для посетителей этого концерта оркестр придумал на следующий день приятный сюрприз. 13 мая (15.00) оркестр выступает в Церкви Фомы вместе с «томанерами» (знаменитым хором мальчиков). Будет исполнена кантата И. С. Баха «Gott, der Herr, ist Sonn und Schild». А 19, 20 мая (в 20.00) и 21 (11.00) к Андрису Нелсонсу в Лейпциг подъедет его супруга, латвийское сопрано Кристина Ополайс, чтобы принять участие в других концертах. В первом отделении прозвучат увертюры, симфонические фрагменты и арии из опер Дворжака и Сметаны, а во втором – Девятая симфония Дворжака «Из нового света». Устроители концертов не случайно попросили маэстро исполнить именно это, едва ли не самое знаменитое и растиражированное в концертах произведение чешского композитора. Андрис Нелсонс уже четыре года руководит Бостонским симфоническим оркестром, освоился на просторах Америки и внутри американской музыки, пришло время дать отчет в Европе, показав, как он теперь чувствует заокеанское послание Дворжака.

Лейпцигский коллектив гордится сотрудничеством с Андрисом Нелсонсом, достойным учеником и продолжателем традиций великого латвийца Мариса Янсонса, поэтому именно его программы были выбраны для гастролей оркестра в Вене. Оба концерта в той же последовательности можно будет послушать в венском Музикферайне 25 и 26 мая (19.30).

В первые две недели мая по Европе будет гастролировать прославленный итальянский оркестр Национальной академии св. Чечилии вместе со своим руководителем сэром Антонио Паппано и китайской пианисткой-виртуозкой Юйцзя Ван, которую критики называют «летающие пальцы».  С программой, состоящей из Первого фортепианного концерта Чайковского, увертюры к опере Россини «Осада Коринфа» и симфонических поэм Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» римская команда проедет по Швейцарии, Голландии, Франции, Англии и Германии. Антонио Паппано чаще встретишь в Лондоне с его оперным оркестром Королевского оперного театра Ковент-Гарден, а здесь целых две недели возможностей послушать маэстро и его римский оркестр с первоклассной программой в ближайшем к тебе концертном зале. Тем более, что проедут Паппано и Юйцзя только по самым лучшим залам Европы. 2 мая они выступают в цюрихском концертном зале «Тонхалле» (19.30), 3 мая (19.30) в Cultur Casino в Берне, 4 мая в Зале Виктория в Женеве (20.00), 5 мая выпадает самый роскошный вариант в Швейцарии – музыканты выступят в Концертном зале люцернского KKL с его волшебной акустикой. 7 мая будет последняя остановка в Швейцарии – в Лугано в зале Аудиториум (19.00). Затем переезд в Амстердам и выступление в Консертгебау 9 мая (20.15). На следующий день римляне играют в Большом зале Парижской филармонии (20.30), 11 мая в Королевском фестивальном зале лондонского Саутбэнк-центра (19.30). И закончится турне в Филармонии немецкого Эссена (19.30).

С 14 мая возобновится активность залов самой Академии «Санта-Чечилия» в Риме. 14 мая (18.00) в зале Святой Чечилии выступает Национальный симфонический оркестр RAI под руководством Джеймса Конлона. Миша Майский играет с ними виолончельный концерт Дворжака. Во втором отделении прозвучит Восьмая симфония Дворжака. Будет отличный тематический концерт. 15 мая (20.30) в этом же зале солирует японская пианистка Мицуко Учида с произведениями Шумана и Моцарта. А 19 (20.30), 20 и 21 (18.00) мая вернувшийся домой резидентный коллектив представит программу из произведений Шумана (фортепианный концерт), Мендельсона (Шотландская симфония) и Коррадо. За пульт встанет Антонио Паппано, партия фортепиано – Мицуко Учида. Дуэт Паппано и Учиды – уникальное сочетание личностей, которое можно назвать «лед и пламень». Громкий, склонный с красивым обобщениям Паппано, и хрупкая японка, которая заставляет услышать самые тонкие слои звука и понять самые скрытые смыслы, заложенные в ноты композитором. Имеет смысл сходить и на ее сольный концерт и на симфонический, чтобы навсегда полюбить интеллектуальную артистку или остаться равнодушным к ее изысканному искусству. Мицуко Учида сыграет в двух концертах только любимые опусы самых любимых композиторов, это точно стоит услышать.

И в финале небольшой променад по отдельным концертам, ради которых стоит сняться с места и поехать в другой город через всю Европу.

12 и 14 мая (20.00) и 13 мая (19.00) за пульт Берлинского филармонического оркестра в его берлинской резиденции (Большой зал Филармонии) встанет Семен Бычков. Солист – один из лучших виолончелистов мира Готье Капюсон. Французский виртуоз исполнит Первый концерт Шостаковича для виолончели с оркестром. Во втором отделении прозвучит «Жизнь героя» Рихарда Штрауса.

В том же потрясающем зале 24, 25 и 26 мая (20.00) с берлинцами выступает Риккардо Мути. В программе две Четвертые симфонии: Шуберта и Чайковского. Есть и четвертый концерт в серии – 27 мая (19.00), но в нем предусмотрено изменение программы. Вместо «Трагической» Шуберта прозвучит Скрипичный концерт Петра Ильича Чайковского в исполнении Анне-Софи Муттер.

И несколько обязательных для умного меломана остановок в Мюнхене. 4 и 5 мая (20.00) в Филармонии Гастайг оркестром Баварского радио дирижирует Бернард Хайтинк, лучший из ныне здравствующих маэстро интерпретатор музыки Брукнера. В программе заявлена его Шестая симфония, а также Второй фортепианный концерт Бетховена (солист Пол Льюис).

11 и 12 мая (20.00) в уютном Геркулес-зале Мюнхена прозвучит семиминутная кантата «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга и «Реквием» Моцарта. Исполняет хор и оркестр Баварского радио. Солисты Томас Квастхофф (рассказчик), Геня Кюмайер, Элизабет Кульман, Марк Падмор и Адам Плачетка. Руководит всем шеф этих коллективов Марис Янсонс, которого по праву можно назвать специалистом по реквиемам Верди и Моцарта. Привлекательность его трактовок – в подлинном чувстве трагического. Маэстро никогда не стремится к аутентичному звуку, который всегда предполагает допущения, лишь приблизительную точность. Янсонс идет не в глубину веков, а в глубину самой музыки. И соседство двух венских гениев в одном концерте – это тоже нетривиальный ход. Не пропустите эти концерты!

Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

 

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона