Концертные программы августа в Зальцбурге и Люцерне
За хорошими концертами в августе едут в Австрию и Швейцарию. Тем более, что в этом году в Зальцбурге концертные программы едва ли не интереснее оперных. Поэтому начну анонс с обзора самых интересных концертов Зальцбургского летнего фестиваля.
Эстафету лидерабендов (вечеров вокальной музыки) у Элины Гаранчи перехватывает героиня «Милосердия Тита» Марианн Кребасса. 8 августа (19.30) в Большом зале Моцартеума певица выступит в паре с турецким пианистом Фазилем Саем. Сай будет не просто концертмейстером француженки, но и автором сочинений, которые она будет петь вместе с опусами Равеля, Дюпарка, Дебюсси и Форе. Прозвучат редко исполняемый вокальный цикл Равеля «Шехеразада», состоящий из трех поэмы для голоса с оркестром (версия для голоса и фортепиано), песни из Первой книги «Прелюдов» и Три мелодии на слова Верлена Дебюсси, песни из цикла «Миражи» Форе. Академичная Кребасса придумала такую изысканную французскую программу в паре с экспрессивным пианистом революционного толка, так как не хочет, чтобы за ней закрепилось какое-то конкретное амплуа. Только что она выпустила диск, на котором поет целую серию арий, так называемых «брючных партий», получила за него награды, и вот уже снова заявляет о себе, как воплощенная женственность. И на нынешнем Зальцбургском фестивале будет не мало таких экстраординарных концертов.
Следующий вечер вокальной музыки состоится в Большом зале Моцартеума 13 августа в 19.30. Болгарская дива Соня Йончева тоже предстанет в новом амплуа исполнительницы старинных оперных арий. Она будет петь хиты из опер Генделя, Рамо и Пёрселла. На самом деле она вспомнит время, когда начинала карьеру и работала с дирижерами и коллективами, исполняющими сочинения композиторов барокко. Другое дело, что мир уже узнал и оценил певицу в оперном репертуаре XIX века. Она прекрасная Джульетта, Манон, Мими, Иоланта. Соня Йончева будет петь вместе с ансамблем Академия Монтис Регалис, руководимым Алессандро де Марки.
Последний вечер вокальной музыки принадлежит другой болгарской диве старшего поколения, опытной и харизматичной Красимире Стояновой. Она выступит вместе с пианистом Йендриком Шпрингером в Большом зале Моцартеума 18 августа в 19.30. В программе песни Рихарда Штрауса (не из циклов), Семь ранних песен Албана Берга, а также романсы Чайковского и Рахманинова.
Серию сольных фортепианных концертов продолжает Евгений Кисин, который 4 августа (19.30) представляет в Гроссес Фестшпильхаусе ту же программу, что и на фестивале в швейцарском Вербье. Пианист играет Сонату № 29 «Хаммерклавир» Бетховена и три прелюдии Рахманинова. Фестшпильхаус вмещает больше зрителей, чем шатровый зал в Вербье. И опыт слушателя подсказывает, что для Кисина, который играет не тихо, обширный Гроссес Фестшпильхаус подходит лучше других зальцбургских залов.
15 августа (19.30) в Хаус фюр Моцарт выступает японская пианистка Мицуко Учида. Тоже абсолютное попадание в выборе места для концерта. Прозрачная акустика этого зала идеально сочетается с нежной и деликатной манерой игры Учиды. В центре программы стоят ключевые опусы любимого композитора Учиды – Роберта Шумана. Прозвучат «Крейслериана» и «Фантазия до мажор», обрамленные «Легкой сонатой» Моцарта и «Легкой сонатиной» Йорга Видмана.
17 августа (20.00) в Гроссес Фестшпильхаусе выступает итальянский пианист старшего поколения Маурицио Поллини. Он покажет Третью сонату Шопена и Прелюдии Дебюсси из Второй книги.
23 августа в 21.00 в Гроссес Фестшпильхаусе с концертом выступят Даниэль Баренбойм и Марта Аргерих, которые продолжают отмечать золотой юбилей своего творческого союза. Они будут играть произведения Моцарта и Дебюсси в четыре руки. На этих концертах всегда царит очень домашняя неакадемическая атмосфера. Баренбойм и Аргерих не просто погодки, пианисты, люди одной эпохи и музыканты одной школы, в их жилах течет одинаковая кровь. Их предки когда-то уехали из России, детство прошло в Аргентине, юность – в Израиле, зрелость – в Европе. И самое приятное ощущение от их совместных концертов – ощущение искренности, полного отсутствия соревновательности. За последние два года музыканты дали несколько совместных концертов. Кто еще не посетил их, надо поторопиться и сходить на зальцбургский концерт.
Последнее, что буду рекомендовать в данной серии – это концерт, выбивающийся из чисто фортепианной линии. 26 августа (21.00) вместе с американским пианистом Ламбертом Оркисом в Гроссес Фестшпильхаусе выступит Анне-Софи Муттер. Программа насыщенная и целиком состоит из произведений либо написанных для скрипки и фортепиано, либо транскрибированных для этих двух инструментов. Прозвучат опусы Моцарта, Равеля, Пуленка, Сен-Санса (Интродукция и Рондо Каприччиозо в редакции Бизе) и Курье.
В августе в Зальцбурге продолжатся концерты Венского филармонического оркестра. Напомню, что они все проходят в Гроссес Фестшпильхаусе по два-три раза с каждым маэстро. 6 августа (11.00) и 7 августа (21.00) Венскими филармониками руководит Андрис Нелсонс. Он представит русскую программу. Прозвучат «Ленинградская симфония» (Седьмая) Шостаковича и Концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева. Партия фортепиано – Даниил Трифонов. Концерт входит в серию «Шостакович в Зальцбурге». Если вы будете в эти дни в городе Моцарта, то постарайтесь его не пропустить. Это редкая возможность послушать Трифонова, находящегося на пике карьеры, и Нелсонса, который интерпретирует Шостаковича очень ярко.
Следующими тремя концертами дирижирует Риккардо Мути, который весь август находится в Зальцбурге, представляя «Аиду». У него более стандартная программа – Второй фортепианный концерт Брамса и Четвертая симфония Чайковского. Партия фортепиано – Ефим Бронфман. Первый концерт пройдет 13 августа в 19.30, следующие – 14 и 15 августа в 11.00.
Утренники 19 и 20 августа (11.00) у Герберта Бломстеда, продолжающего свое юбилейное турне. Напомню, что прославленному шведскому маэстро 11 июля исполнится 90 лет. Он предлагает сложную программу. В первом отделении он дирижирует «Метаморфозами для 23 струнных» Рихарда Штрауса, во втором покажет Седьмую симфонию Брукнера. В случае с Бломстедом возраст имеет значение только в том смысле, что у этого дирижера очень заметна старая школа, представителей которой уже и в живых почти не осталось. Очень стоящий концерт.
Последние утренники с венцами у Даниэля Баренбойма. 26 и 27 августа (11.00) маэстро продирижирует Седьмой симфонией Малера. Баренбойм не часто исполняет Малера, тем более не со своим берлинским оркестром. Чтобы узнать, как он интерпретирует культовую симфонию, во вторую часть которой встроен знаменитый ноктюрн, стоит попасть на один из утренних концертов. Предложить меломанам «Ночную музыку» утром – дополнительная интрига от интенданта Зальцбургского фестиваля Маркуса Хинтерхойзера.
Далее заслуживают отдельного внимания несколько Моцартматине в Большом зале Моцартеума. Напомню, что особенностью этих утренников является обязательное участие Оркестра Моцартеума и обязательное включение в программу нескольких произведений Моцарта. 5 и 6 августа (11.00) за пульт резидентного оркестра Моцартеума встанет ведущий интерпретатор оперной и симфонической музыки Моцарта Джованни Антонини. Прозвучит Симфония Моцарта № 29 (ля мажор) и Трагическая (Четвертая) симфония Шуберта, а также Фортепианный концерт № 4 (до минор). Солист – известный южноафриканский клавесинист (в данном случае он будет играть на фортепиано) Кристиан Безуиденхуд.
12 и 13 августа (11.00) в Моцартеуме выступает чешский дирижер, валторнист и клавесинист Вацлав Лукс. Программа его концерта скомпонована целиком из опусов Моцарта разных жанров. Он покажет так называемую «балетную музыку» из оперы «Идоменей», Дивертисмент для струнного оркестра и симфонию «Юпитер».
Последний «моцартовский утренник» проведет 19 и 20 августа (11.00) Константинос Каридис. Во втором отделении прозвучит Сороковая симфония Моцарта. В первом вместе с Оркестром Моцартеума выступит российская пианистка, победительница Конкурса имени Шопена в Варшаве в 2010 году Юлианна Авдеева. Она сыграет Концерт для фортепиано с оркестром № 27 Моцарта (си бемоль) и Фантазию для фортепиано с оркестром (ре минор). Также прозвучат 10 пьес Дивертисмента № 5 для духовых (до мажор) Моцарта.
Из Зальцбурга довольно удобно добираться в Люцерн. Прямой поезд идет до Цюриха, а оттуда 50 минут до Люцерна. Поездка займет чуть больше шести часов. Люцернский летний фестиваль в этом году будет проходить под грифом «Идентификация». Внимания заслуживают концерты открытия 11 и 12 августа (18.30). За пульт Фестивального оркестра встанет его шеф Риккардо Шайи. Поскольку я расскажу только о самых важных концертах феста, не буду каждый раз указывать площадку. Речь всегда идет об основном Концертном зале, расположенном в KKL – многофункциональном здании возле центрального вокзала (в нем есть другие концертные залы, художественный музей и комфортабельные пространства для конференций и симпозиумов). В программу открытия вошли произведения Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», «Смерть и просветление» и «Тиль Уленшпигель». Программа оба дня одинаковая, но для зрителей 11 августа будет бонус в виде представления «этуалей» фестиваля. Что-то сыграют скрипачка Патриция Копачинская и виолончелист Джей Кэмпбелл.
13 августа (18.30) один из старейшин дирижерского цеха Бернард Хайтинк дирижирует Камерным оркестром Европы. В программе Линцская симфония (№ 36) Моцарта и избранные песни из «Волшебного рога мальчика» Малера. Солисты – немецкие баритон Кристиан Герхахер и сопрано Анна Люсия Рихтер. 15 августа (19.30) эта же команда музыкантов, но без сопрано, представляют другую программу, составленную из произведений Моцарта и Малера. Прозвучат Симфонии «Хафнер» (№ 35) и Пражская (№ 38) Моцарта и «Песни Рюкерта» Малера в исполнении Кристиана Герхахера.
18 (19.30) и 19 августа (18.30) пройдут еще два концерта Люцернского фестивального оркестра под руководством Риккардо Шайи. 18 в программе заявлены Увертюра и музыка Мендельсона к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» и Симфония «Манфред» Чайковского. А 19 весь вечер играют произведения Стравинского. В концерте принимает участие французское меццо-сопрано Софи Кох. Прозвучат «Фавн и Пастушка» (это три песни для меццо-сопрано и оркестра), «Фантастическое скерцо», «Фейерверк», «Похоронная песнь» и «Весна священная». Здесь стоит отметить, что с тех пор как Шайи перестал быть шефом Оркестра Лейпцигского Гевандхауса и возглавил оркестр Ла Скала, все его старания как симфонического дирижера направлены на Люцернский фестивальный оркестр. До этого с коллективом работал Клаудио Аббадо и оставил оркестр в великолепном состоянии. Шайи сейчас активно занят расширением репертуара оркестра, обогащая афишу произведениями Рихаржа Штрауса и Стравинского. При Аббадо визитной карточкой люцернцев были опусы Моцарта. Поэтому эти концерты Люцернского фестиваля желательно посещать. Они выезжают и на гастроли, но поймать их в Европе сложнее, чем в Америке.
И последнее, что я рекомендую в моем обзоре – это концерт Камерного оркестра имени Малера, в котором принимает участие «звезда» нынешнего фестиваля Патриция Копачинская. Она исполнит одно из любимых произведений, которое играет абсолютно гениально – Второй скрипичный концерт Бартока. Кроме того в афишу концерта 23 августа (19.30) войдут Симфонии Гайдна «Философ» и «Чудо», а также Танцевальная сюита Бартока. За пультом французский дирижер Франсуа-Ксавье Рот.
О событиях Люцернского фестиваля в сентябре читайте в следующем анонсе, который будет опубликован в начале августа.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»