Звезды российского балета выступают в феврале-марте преимущественно в своих штатных театрах. Светлана Захарова готовит с постоянным педагогом Людмилой Семенякой роль Анастасии в балете Юрия Григоровича «Иван Грозный». Дебют прима-балерины намечен на 24 (19.00) и 26 (14.00) февраля и пройдет на Исторической сцене Большого театра. Ее партнерами станут Денис Родькин (Курбский) и Михаил Лобухин (Иван Грозный). Спектакль 26 февраля завершает двухмесячный фестиваль балетов Григоровича, который театр проводит к 90-летию мэтра.
Роль Анастасии сложена из узорчатых многословных монологов и томных адажио. Захарова с ее идеальными линиями, музыкальной точностью, гибкими руками и царственной заостренностью профиля должна идеально вписаться в роль. Поклонникам таланта балерины лучше успеть посмотреть балет сейчас, так как фестиваль заканчивается и до конца сезона «Ивана Грозного» больше не покажут.
Сразу после дебюта в «Грозном» Светлана Захарова приступает к репетициям балетов из прошлогоднего проекта «Amore», его показы состоятся 14 и 15 марта также на Исторической сцене Большого театра. В отличие от других известных танцовщиков, которые делают собственные проекты в режиме антрепризы, Захаровой удалось осуществить свой при поддержке Большого театра, то есть с участием артистов труппы театра, и ввести его в репертуар. Самая привлекательная часть вечера – новый балет Юрия Посохова «Франческа да Римини» на музыку Чайковского. Интрига заключается в том, что любовный треугольник из «Ивана Грозного», где законного мужа Анастасии царя Ивана IV танцует стремительный лихач Михаил Лобухин, а сердечного друга Курбского романтичный Денис Родькин, через две недели почти «повторяется» в истории «Франчески». Там похожая коллизия – жестокий супруг Джанчотто (Лобухин), страстная Франческа-Захарова, выданная замуж против воли, и ее друг и защитник Паоло. В «Грозном» — винтажные декорации Симона Вирсаладзе, сотворенные из сетки и медно-серебряной ткани, во «Франческе» — экспериментальные костюмы Игоря Чепурина.
Хореография балета Посохова скорее традиционная, характерная для позднего драмбалета, то есть артисты танцуют сюжет.
Во втором акте Захарова показывает свои возможности в современном танце, изображает мудрую женщину, которая пишет или переписывает свою автобиографию, критически рассматривая самых важных мужчин своей жизни. Балет «Пока не пошел дождь» на музыку Баха и Респиги для Светланы Захаровой поставил хореограф из Гамбурга Патрик де Бана, который и станцует одного из партнеров. Третий участник – Денис Савин.
Последний акт вечера – веселая завитушка на музыку Моцарта «Штрихи через хвосты» от Маргарет Донлон. Прима играет в строгую воспитательницу, у которой то юбка упадет, то носок завернется не в ту сторону. Балет сделан как комедия положений, предназначен не для размышления, а для релакса в обществе артистов Большого театра.
В том же блоке показов «Ивана Грозного» выступит Иван Васильев в Большом театре в рамках фестиваля Григоровича. Его спектакль – 25 февраля (19.00). Партнеры – Артем Овчаренко (Курбский) и Мария Виноградова (Анастасия). Иван Васильев подготовил партию Ивана Грозного задолго до возобновления спектакля в Большом театре со своим педагогом Юрием Владимировым, первым исполнителем роли, но участвовать в премьере не смог, так как перешел работать в Михайловский театр. Затем «беглый» премьер вернулся в Большой в качестве гостевой звезды и с тех пор периодически выступает в Москве и на гастролях с Большим театром в коронной роли своего знаменитого педагога. Считается, что Владимиров передал Васильеву особенную кульбитную технику, благодаря которой юный виртуоз спорит с законами гравитации, взлетает над сценой на невероятную высоту и зависает там. Кроме него никто в мире такие прыжки не совершает. Кульбиты вплетены в драматическую канву роли, и хоть и выглядят немного по цирковому, всегда очень театрально обставлены, в результате все равно запоминается образ, созданный артистом, а не набор трюков.
Следующий выход Ивана Васильева на сцену состоится 10 марта. Он танцует в Михайловском театре Филиппа в «Пламени Парижа» Бориса Асафьева. Иван Васильев начал осваивать этот старый советский балет еще до 2011 года, когда Алексей Ратманский представил в Большом театре свою версию. Будучи учеником балетной школы, он виртуозно исполнял в концертах полетную вариацию в культовом па де де из «Пламени» (то самое па де де с французскими лентами-триколорами, закрепленными на белоснежных костюмах артистов), укрощая сцену гигантскими супер-прыжками. Он же стал лучшим Филиппом в постановке Ратманского в 2011 в Большом театре в паре с Наталией Осиповой, и позже в спектакле Михаила Мессерера (в афише Михайловского театра с 2013), в большей степени приближенном к советскому оригиналу 1932 года, но более динамичному, подогнанному под современные стандарты продолжительности актов и соотношения пантомимы и танца. Балет сделан очень мастерски, в нем есть элементы реконструкции характерных танцев, развернутые классические композиции, и самое главное – открыточные и марочные позы, которые Михаил Мессерер, как знаток советского балета 30-х-50-х, смог оживить. Спектакль трудный, поэтому даже без силача Васильева в нем занимают только самых умелых, артистичных и техничных танцовщиков труппы. Если быть честным – то это едва ли не лучший балетный спектакль Петербурга при любом выборе и раскладе. На этот раз запланированы еще два показа 11 марта – днем (13.00) и вечером (19.00).
Следующая возможность увидеть Васильева представится 1 апреля (19.00) в Михайловском театре. Он танцует еще одну свою любимую роль – Конрада в балете «Корсар». Спектакль идет в классической версии в редакции Михаила Мессерера, которую балетмейстер выпустил осенью 2015. Блок «Корсаров» стоит в афише в конце марта – спектакли с другими исполнителями пройдут 29 и 30 марта, а также 1 апреля в 13.00.
Экс-прима Большого и Михайловского театров Наталия Осипова тоже работает в данный момент прежде всего в театре, который является ее основным местом службы, то есть в Королевском балете Ковент Гардена. В конце февраля (25) и начале марта (1 и 4 ) она танцует Аврору в «Спящей красавице», как раз ту самую роль, не получив которую в Большом театре в премьерных спектаклях в 2012 года, чудо-балерина уволилась из главного театра страны и начала свою головокружительную карьеру на Западе с кратковременной остановкой в Михайловском театре. Редакцию, которая идет в Королевском балете с 2006, можно назвать типичной английской архаикой. Тогдашняя директор балета Моника Мэйсон решилась восстановить историческую для Англии постановку 1946, которой открывался театр после войны с участием прославленных звезд английской сцены Марго Фонтейн и Роберта Хэлпмана. А вместе со «Спящей красавицей» вернулся и сказочный дизайн Оливера Месселя – легендарного лондонского художника и декоратора. Он оформлял самые изысканные отели Лондона, такие как «Дорчестер» в районе Мейфэр — любимую гостиницу Элизабет Тейлор. В отеле сохраняют комнату под названием «Пентхауз» с золочеными орнаментами в форме дубовых листьев и желудей из того самого сказочного леса, где спала красавица Аврора. Мессель выпустил спектакль в Королевском балете, но полет фантазии не остановился – его хватило, чтобы оформить целую комнату в отеле, которую сразу облюбовали и до сих пор жалуют звезды театра и кино. И сегодня такое изысканное и вычурное оформление классического балета как ковер-самолет переносит зрителя в раскрашенный красками черно-белый кинематограф 50-х, в миры картины «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и другие.
Спектакли с Осиповой обещают стать лучшими в серии, так как Наталия острее многих других артистов чувствует антураж сцены и легко в него встраивается, не говоря уже о ее искрометной мелкой технике и точных музыкальных акцентах. И не надо думать, что хореография устаревшая – в спектакле 2006 года кроме Петипа, есть вставки Аштона, Доуэлла и Уилдона – ключевых деятелей английского балета XX и XXI веков. Осипова танцует в паре с симпатичным и стильным японцем Риёчи Хирано.
Для тех, кто сомневается, оставаться ли еще после выступлений Осиповой в Лондоне и ходить ли на спектакли Королевского балета, есть хорошие новости. 16 марта стартует интереснейшая программа «Человеческие времена года», составленная их трех балетов современных действующих хореографов, которую не будут транслировать live в кинотеатрах Москвы – ее надо смотреть на месте в Лондоне. В ней заняты лучшие силы компании во главе с Лорен Катберсон, Сарой Лэмб, Марианеллой Нюньес, Эдвардом Уотсоном, Эриком Андервудом, Вадимом Мунтагировым. Речь про семь вечерних показов 16, 17, 18, 20, 21, 23 и 24 марта. Первый балет поставил Дэвид Доусон, один из ведущих учеников и последователей великого Форсайта. Название его балета 2013 года, вдохновленного поэзией английского поэта Джона Китса, дало имя всему вечеру. Главная жемчужина в «Человеческих временах года » — американка Сара Лэмб, воспитанница прославленного русского педагога Татьяны Легат (спектакли с участием Лэмб в первой части вечера 16, 18, 21 и 24 марта). И как всегда у Доусона – балет идет в сопровождении оригинальной музыки стильного минималиста Грега Хайнса. Далее показывают «После дождя» Кристофера Уилдона на музыку Пярта. В нем танцует любимая балерина Уилдона, красивая и статная испанка с польскими корнями Зенаида Яновски (17, 18 и 21 марта). Третий балет еще не сочинен, над ним работает канадка Кристал Пайт. Балет на музыку «Симфонии печальных песен» Гурецкого станет ее дебютом в этом театре.
И еще один обязательный «тур а ля рюс» в хорошем смысле слова стоит совершить в марте или апреле. В прошлом году наш знаменитый соотечественник Алексей Ратманский, который, к сожалению, теперь редко появляется в России, поставил в Оперном театре Цюриха свою версию «Лебединого озера». Ратманский сейчас также переосмысляет классику Петипа, как когда-то наследие советского балета. Напомню, что результатом его первого «исторического» похода стали такие замечательные постановки в Большом театре как «Светлый ручей», «Болт», «Пламя Парижа» и «Утраченные иллюзии». Затем он обратился в «Корсару» (с аншлагами идет на исторической сцене Большого театра), «Пахите», «Спящей красавице».
Балет «Лебединое озеро» в редакции, основанной на хореографии Петипа и Иванова, стало более динамичным, скоростным, более насыщенным собственно танцем. Растянутые привычно места знаменитой музыки Чайковского утратили русско-народную кантиленность, стали более резкими и отрывистыми в духе Стравинского. Трудно объяснить, как Ратманский этого добивается, не искажая ни музыкального ряда, ни сюжетного рисунка. Балет «Лебединое озеро» смотрится очень современно, но его царское прошлое не скрыто, а наоборот, обнажено. Эффект наложения хай-тека на историческую архаику обеспечивает туманный и вместе с тем графичный дизайн (еще одно таинственное слагаемое успеха) Жерома Каплана, постоянного художника Ратманского. Обращать внимание на составы исполнителей не стоит, подойдут все имеющиеся, так как главное в этом спектакле – построения кордебалета, ансамбли лебедей, характерные танцы на балу. Спектаклей много и в марте (25, 26, 30) и в апреле (1, 4, 6, 9 и 13, 28), они отлично сочетаются в операми в этом же театре, о чем расскажем в другом обзоре.
Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»