Обзор на январь 2018 года

Музыкальный январь в Вене, Милане, Петербурге, Москве, Лондоне, Цюрихе

Концерты

          Старт музыкальному январю дает оркестр Венской филармонии – «на том же месте, в тот же час»: 1 января в 11.15 в Musikverein начинается традиционный новогодний концерт, который транслируется по всему миру. В 2018 году праздничная программа оркестра пройдет под управлением Риккардо Мути. Это будет его пятый «новогодний» выход к Венскому филармоническому оркестру.  А вообще маэстро и прославленный коллектив знакомы с 1971 года: они впервые встретились на Зальцбургском фестивале. Программа концерта ожидаемо элегантна. Марш из «Цыганского барона», «Сказки венского леса», «Розы юга» и задорные польки Иоганна Штрауса-сына по-семейному соединяются с  вальсами Иоганна Штрауса-отца, дополняются увертюрой Франца фон Зуппе к оперетте «Боккаччо» и приправляются гавотом «Стефания» Альфонса Цибульки.

          По традиции главным событием января в Московском международном Доме музыки станет Рождественский фестиваль духовной музыки. В 2018 году он пройдет уже в восьмой раз. Это один из немногих российских культурных проектов, посвященных хоровому искусству. Фестиваль откроется 11 января выступлением Московского Синодального хора под управлением Алексея Пузакова при участии Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. В программу вошли сочинения русских композиторов XVIIIXX веков, написанные на тексты псалмов: это музыка Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Рахманинова, Стравинского. Век XXI представлен «Песнью восхождения» митрополита Илариона (Алфеева), созданной в 2008 году.

В фестивальной афише органично сосуществуют православная и католическая музыка, русские народные песни и экстравагантно-изысканные  «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна. Последний фестивальный день — 24 января – посвящен именно ему, мэтру американской музыки ХХ века.

          Лондон справедливо называют одной из мировых музыкальных столиц. После «типично русского» Старого Нового года стоит оказаться именно там. 17 января Лондонский филармонический оркестр представит программу «Russian epics», в которую вошли Адажио из «Спартака» Арама Хачатуряна, Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Четвертая симфония Петра Чайковского. Концерт состоится в лондонском Royal Festival Hall.

          Не стоит ожидать от программы эпического спокойствия: «epics» в данном случае — это поэмы. Хотя объявленные произведения — скорее драмы, чем поэмы.

          Очень личную историю «рассказывает» Адажио Хачатуряна. Это последняя встреча влюбленных, Спартака и Фригии, короткий всплеск счастья перед трагическим исходом. История сценических версий балета «Спартак» (1954) была непростой. Однако музыка Хачатуряна увлекла слушателей сразу. Проникновенное Адажио входит в концертный репертуар многих оркестров мира наряду с лирическими номерами из балетов Чайковского.

          Четвертая симфония Чайковского (1877) в анонсе организаторов представлена «как своего рода тайная автобиография». Почему-то к музыке именно этого композитора часто относятся как к личному дневнику. Гораздо полезнее почитать письма того периода: из них мы узнаем, что сочинялась симфония одновременно с оперой «Евгений Онегин», а сам Чайковский, находясь в Италии, страшно тосковал по России. Для тех, кто боится ничего не понять, интересным будет письмо композитора к Надежде фон Мекк, любительнице музыки и меценату, в котором есть хотя и приблизительная, но очень ясная программа симфонии.

          Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова (1909) – своего рода «аттестат зрелости» для пианистов. Это сочинение требует не только виртуозного размаха, но и артистической состоятельности. Неслучайно в оскароносном фильме «Блеск» (1996) концерт становится переломным этапом в судьбе героя, пианиста Дэвида Хэлфготта.

          Абсолютно достоин рахманиновского концерта молодой российский пианист Андрей Гугнин. Выпускник Московской консерватории, лауреат солидных конкурсов, он сотрудничает со многими музыкальными коллективами и дирижерами. Буквально за пару недель до лондонской программы Андрей выступит с маэстро Гергиевым в концертном зале Мариинки на закрытии XII Международного фестиваля «Лики современного пианизма». На сайте Лондонского филармонического оркестра дирижер Михаил Агрест назван «идеальным партнером для Андрея Гугнина в Третьем концерте Рахманинова — Эвересте русского романтического фортепианного концерта». Но дирижеру покоряются и другие музыкальные эвересты: об этом говорят, к примеру, его работы в Мариинском театре.

          Лондонский филармонический оркестр, уже 10 лет возглавляемый Владимиром Юровским, вполне постиг глубины русской классики. Программа «Russian epics» — прекрасный повод услышать что-то новое (с легким британским акцентом) о загадочной русской душе.

Опера

          Тем, кто проводит каникулы в Милане, «Ла Скала» делает необычное предложение: согласиться на кроваво-революционный сюжет «Андре Шенье» Умберто Джордано, но при этом насладиться пением Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Если вы готовы потерпеть страсти вокруг 1789 года ради Импровизации Шенье «Un di allazzurro spazio!» и трагического монолога Мадлен «La mamma morta», — это предложение для вас. Спектакли пройдут 2 и 5 января. Премьерой «Андре Шенье» в постановке Марио Мартоне открывался нынешний сезон в «Ла Скала». За дирижерским пультом, как и на премьерных показах, – Риккардо Шайи, знакомый российским меломанам по гастролям миланцев в Москве осенью 2016 года.

          Прекрасный вариант для семейного выхода в театр – опера-феерия «Рождественская сказка» Родиона Щедрина в Мариинском-2. Спектакли состоятся 2 и 7 января, причем 2 числа дадут два представления. Стоит напомнить, что 16 декабря композитору исполнилось 85 лет, и он по-прежнему чаще сам делает подарки, чем получает. «Сказка», впервые представленная в Мариинке в 2015 году, — дань восхищения «Щелкунчиком» Чайковского. В основе оперы Щедрина лежит всем с детства знакомая история о двенадцати месяцах, милой, работящей девушке и ее злобных родственницах. Правда, композитор опирался не на версию Маршака, а на сказку Божены Немцовой в переводе Николая Лескова. Может быть, поэтому вместо привычных подснежников в опере появляются фиалки.

Валерий Гергиев – дирижер-постановщик — назвал оперу пиршеством для исполнителей. Певцы, которых не испугали виражи щедринской партитуры, получают большое удовольствие от терпкой, как настоящий шоколад, музыки. В партии доброй Замарашки выступят молодые солистки Наталья Андреева, Анна Денисова, Пелагея Куренная. Элегантную обертку для рождественско-шоколадного подарка создал режиссер Алексей Степанюк: в ней есть и романтика, и умеренная эксцентрика, и правда жизни. Дирижирует январскими «Сказками» Владислав Карклин, главный приглашенный дирижер Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке.

Оперный театр Цюриха в качестве новогоднего фейерверка подготовил комическую оперу Джоаккино Россини «Граф Ори» в постановке Моше Ляйзера и Патриса Корье. Спектакли состоятся 2, 4, 6 и 9 января. Главный «залп» фейерверка – искрометная Чечилия Бартоли в партии графини Адели. Сюжет оперы, редко звучащей в России, прост и пикантен. Дамы дают клятву жить аскетично, пока их мужья воюют. Однако граф Ори намерен помешать им в осуществлении столь благочестивых планов. Особое внимание ловеласа привлекает графиня Адель. Неудивительно, что все заканчивается плохо – для графа Ори. Но исполнителю партии графа тенору Лоуренсу Браунли пострадать от такой Адели, как Чечилия Бартоли,  – за счастье. Фейерверком с дирижерского пульта управляет Диего Фазолис.

 

          21 января Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко приглашает на «Лючию ди Ламмермур» Доницетти. В партии несчастной Лючии – Хибла Герзмава, получившая за эту работу несколько наград и премий. Свои партии примадонна трогательно называет «девочками». Несомненно, Лючия – одна из самых блистательных ее «девочек». Сохранив всю трепетность несчастной девы, ставшей жертвой амбициозных игр брата Энрико, Герзмава делает ее живой, эмоциональной, яркой. Эта Лючия – не нарисованная идеальная принцесса, а героиня, которой мы верим (по Станиславскому). В партии бездушного Энрико – Дмитрий Зуев, в партии влюбленного Эдгардо — Чингис Аюшеев. Спектакль в очень спокойном стиле, приближенном к историческому, поставлен Адольфом Шапиро. За дирижерским пультом – Феликс Коробов.

Балет

После серии новогодне-рождественского «Щелкунчика» Большой театр предлагает любителям балета продолжить праздник «по-взрослому». Так, 10-12 января можно побаловать себя «Дон Кихотом» на Исторической сцене: это классическая постановка Мариуса Петипа и Александра Горского в редакции Алексея Фадеечева. А 16 и 17 января театр приглашает на гурманский спектакль «Укрощение строптивой». Балет по Шекспиру и Шостаковичу специально для Большого поставил Жан-Кристоф Майо в 2014 году. Почему для спектакля была выбрана музыка Дмитрия Шостаковича (это и «Москва-Черемушки», и фрагменты симфоний, и киномузыка)? Хореограф признается, что услышал в ней «сумасшедшую раскрепощенность» — то, что сродни самой Катарине.

          В спектакле много игры с правилами. С кокетливой игры история и начинается. Главная героиня неторопливо прогуливается перед занавесом, меняет шпильки на балетные туфельки. А дирижер (харизматичный Игорь Дронов) терпеливо ждет. Танцевальный язык балета особенно порадует тех, кто строгую классику любит, но немного от нее устал и не отказался бы от игристого модерна. Очень  симпатична идея Майо – показать, что капризная Катарина с первого взгляда полюбила неистового Петруччо. Пока Большой театр не уточняет, кто будет исполнять главные партии. Катариной может быть Мария Александрова, Кристина Кретова, Екатерина Крысанова, а Петруччо – Владислав Лантратов, Артем Овчаренко, Денис Савин и Игорь Цвирко. Но в том, что спектакль будет стильным, остроумным, красивым, сомнений нет.

          19, 20, 21 января в Большом «Ромео и Джульетта» Прокофьева в редакции хореографа Алексея Ратманского. Спектакль был поставлен для Национального балета Канады в 2011 году. Премьера в Большом состоялась 22 ноября 2017 года. И коллеги, и критики дружно называют Ратманского очень музыкальным хореографом: он слышит музыку. Его хореографические решения – это отклик на то, что  происходит в партитуре. Наверное, поэтому в «Ромео и Джульетте» Ратманский обходится без абстрактных акробатических трюков. Красивая, легко читаемая пластика хореографа — почти классика, но живее, моложе. Сам хореограф называет главных героев истории «гениальными любовниками», наделенными невероятной силой чувства. Как отмечено в одной рецензии, в спектакле «секса нет»: есть опьяненная любовью молодость. Ратманский не позволил ни себе, ни исполнителям вольных фантазий на тему Шекспира – вслух читал на репетициях  гениальную трагедию.  В январских спектаклях в партии Джульетты блещут Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, Анастасия Сташкевич, в партии Ромео — Артемий Беляков, Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин. За дирижерским пультом – Павел Клиничев, обладатель нескольких «Золотых масок» в номинации «Балет: работа дирижера».

          Важно, что Большой театр сохранил в репертуаре «Ромео и Джульетту» Юрия Григоровича: он идет на Исторической сцене. Новой версии Ратманского предоставлена Новая сцена.

          Милан – место силы не только для поклонников оперы, но и для ценителей балета. Это особенно актуально, когда на сцене этуаль: настоящая звезда – Светлана Захарова. 10 и 13 января на сцене «Ла Скала» в балете «Дама с камелиями» в паре с Роберто Болле она расскажет о судьбе Маргариты Готье. Светлана танцевала разные версии этой истории. В постановке Джона Ноймайера, которая и будет показана в Милане, ее привлекает нежность и естественность. Светлана признается: «Чувствуешь себя на Champs-Élysées, на балете “Манон” – там, где была Маргарита».

Автор:  Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона