Обзор оперных постановок в мае 2017

Оперный май в обществе блистательных примадонн и их партнеров

В мае можно немного отдохнуть от громоздких фестивальных марафонов и послушать оперу в более спокойном режиме. Большинство театров заблаговременно позаботилось о том, чтобы не только в премьерных, но и в обычных репертуарных спектаклях у них пели любимые меломанами звезды. 

В мае из Нью-Йорка в Европу возвращается Анна Нетребко. 16,  19, 22, 25, 28 и 31 мая примадонна выступит в парижской Опера Бастий в «Евгении Онегине» Вилли Деккера, того самого немецкого режиссера, который много лет назад поставил для Анны Нетребко  «Травиату» с гигантским часовым циферблатом. Этот «Онегин» существует в Париже с 2010 года, сейчас его решили возобновить для Анны Нетребко и шведского баритона Петера Маттеи. Дуэт певцов сложился в Метрополитен Опере, где они вместе в апреле этого года участвовали в «Евгении Онегине» Деборы Уорнер. Парижская постановка Вилли Деккера сделана эклектично – режиссер осмысляет роман Пушкина, делая его главным представителем русской литературы в мировой оперной истории, поэтому в спектакле есть чеховские и толстовские слои, намеки на Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Крепкие дизайнерские декорации желтого цвета, которые изготовил постоянный художник Деккера Вольфганг Гуссман, символизируют русские бескрайние поля. Здесь же в поле стоит стильный диванчик, на котором герои устраивают свои свидания. Смешные гоголевские помещицы и помещики отплясывают на приеме у Лариных. Свобода в отношениях мужчин и женщин в этой версии «Онегина» равна вольностям чеховского времени. Дирижирует спектаклем английский маэстро Эдвард Гарднер, пунктуальный  и сдержанный руководитель оркестра среднего поколения, за плечами которого уже с десяток лет управления Английской национальной оперой. В спектакле есть и другие важные участники из России, например, Елена Заремба, которая споет Ларину. Бас из Украины Александр Цымбалюк заявлен в роли Гремина. С Ленским сложилась интригующая ситуация, потому что в блоке с Нетребко выступит молодой чешский тенор Павел Чернох, которого многие любители оперы могли слышать в других театрах и на фестивалях, и он хорошо там себя зарекомендовал. В июньской серии «Онегина» с австралийкой Николь Кар в роли Татьяны  (3, 6, 11 и 14 июня) состоится выступление перспективного московского тенора Арсения Яковлева, чей дебют в роли и в оперном доме приедут слушать многочисленные международные импресарио. В роли Ольги выступит Вардуи Абрамян – лучшая молодая Кармен Большого театра.

В начале мая о себе заявит румынская дива Анджела Георгиу. Примадонна будет петь Флорию Тоску в Венской Опере  (5, 8 и 11 мая) в партнерстве с лучшим Каварадосси в мире – Йонасом Кауфманом. Старинная постановка Маргарете Вальман обращена к зрителям, которые не доверяют современным режиссерам. Фрау Вальман родилась в Вене в 1904 и умерла в 1992 в Монте-Карло! Первую половину жизни она танцевала модерн и преподавала по системе известной революционерки танца Мари Вигман, а вторую – ставила оперы и балеты в помпезном классическом стиле, в том числе и на самых престижных площадках Австрии. Одетая в роскошный бархат, шелка и батист «Тоска» – настоящий винтаж от Маргарете Вальман и Николая Бенуа (автор декораций и костюмов, представитель семьи известных русских художников). Артисты подписывают контракты с Венской Оперой, чтобы отдохнуть в «Тоске» от режиссерской суеты прочей Европы и самовыразиться, так как спектакль Вальман сегодня – лишь форма, оболочка, которую артисты смогут заполнять на свой вкус.

Венские приключения всегда многослойны. Походы на старомодную костюмную «Тоску» с королевским составом певцов можно совместить с минималистским «Евгением Онегиным» в постановке Фалька Рихтера. В отличие от Деккера, который исследует русскую литературу и совмещает в своей постановке разные ее аспекты, Рихтер поступает более радикально. В его венском «Онегине» нет никаких примет времени, смысл имеет лишь сама история, рассказанная режиссером как детектив. Колорит этой истории придают псевдорусские артефакты, инкрустированные в дизайн спектакля. Главным героем едва не становится лед. Татьяна ждет ответа Онегина, сидя на красивой лавке, сделанной изо льда, позади нее базируется мощная ледовая рамка, а в сцене бала у Лариных появляется длинный ледяной стол, с которого герои в порыве чувств берут графины с водкой и пьют, и позже Ленский и Онегин в этом ледяном павильоне стреляются. Финальное объяснение Татьяны и Онегина проходит на какой-то мраморной лестнице, по которой Татьяна в итоге убегает в снегопад. Были времена, когда в постановке Фалька блистали Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский. В мае пройдут три спектакля (6, 9 и 13) с участием английского баритона Кристофера Молтмана, украинской сопрано Ольги Бессмертной, словацкого тенора Павола Бреслика в роли Ленского, меццо-сопрано Маргариты Грицковой (Ольга), уже завоевавшей себе хорошую репутацию на Зальцбургском фестивале. И завершает достаточно сильный состав исполнителей Мика Карес в роли Гремина.

Из Вены переносимся в Лондон. Сразу двух выдающихся примадонн можно услышать в постановке «Дон Карлоса» Верди. 12, 15, 19, 26 мая (18.00) и 29 мая (в 15.00) в Королевском оперном театре Ковент-Гарден Красимира Стоянова и Екатерина Семенчук поют знаменитейших соперниц оперного мира королеву Испании Елизавету Валуа и владетельную принцессу Эболи. Солисты тоже будут самого высокого класса – Брайан Химел поет инфанта, Людовик Тезье маркиза де Позу, короля Филиппа Ильдар Абдразаков и Паата Бурчуладзе Инквизитора. За пульт встанет Бертран де Бийи. Это достаточно «древняя» для Ковент-Гардена продукция известного английского драматического режиссера Николаса Хайтнера, которую много критиковали, но в итоге она стала визитной карточкой театра, умиляя зрителей своими наивным, будто игрушечным оформлением. Яркие декорации, ютящиеся на заднем плане, не отвлекают от накала страстей на авансцене. Кроме того именно в данной продукции – в этих самых декорациях и костюмах – выступали в разные годы Йонас Кауфман с Аней Хартерос, Марина Поплавская с Ферруччо Фурланетто, Роландо Вильясон, Мариуш Квечень, Саймон Кинлисайд и другие звезды. И театр не собирается останавливаться в поиске новых плеяд артистов, которые вдохнут интересную жизнь в эту культовую постановку.

Из Лондона перемещаемся в Цюрих. Петербурженка Татьяна Сержан выступает в апреле и мае в Швейцарии. 23 апреля (14.00), 5 и 9 мая (19.00), 13 мая (20.00), 24 и 26 мая (19.30) примадонна исполнит роль Леди Макбет в вердиевском «Макбете» в Цюрихском оперном театре. Это возобновление нашумевшей прошлогодней постановки австралийского режиссера и шефа берлинской Комише Опер Барри Коски. Премьерой дирижировал Теодор Курентзис, и оба – дирижер и режиссер – получили от журнала «Opern Welt» звание режиссера и дирижера года. Коски построил свою концепцию трагедии Шекспира, базируясь на образах фильма Хичкока «Птицы». Не забыл также коснуться мировой политики. В возобновленной постановке «Макбета» за дирижерский пульт встанет итальянский маэстро Джанандреа Нозеда.

Не получится совсем обойтись без фестивалей, так как в мае многие едут в Италию. Встречи с примадоннами неизбежны и там. Еще одна звездная россиянка поет в мае свою коронную партию. Екатерина Губанова выступит на фестивале «Флорентийский музыкальный май» в «Дон Карлосе». Спектакль пройдет 4 раза в Пистое (живописный город в Тоскане, добраться до него можно за 40 минут по железной дороге из Флоренции) в Театро Манцони 5, 8, 11 мая в 20.00 и 14 мая в 15.30. Дирижирует маэстро Зубин Мета, получивший в свое время пожизненный статус почетного руководителя фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Постановка Джанкарло дель Монако, славная своими бутафорскими артефактами католичества – лежащим на сцене распятием, вокруг которого строится энергичное действие. В роли Филиппа великолепный российский бас Дмитрий Белосельский, получивший за исполнение этой партии в спектакле Большого театра «Золотую маску».

Другая оперная постановка «Флорентийского музыкального мая» — «Идоменей» — также заслуживает внимания. В ней не поют примадонны вышеназванного класса, зато запланированы многообещающие фестивальные дебюты молодых перспективных певиц. Ирландка Рэйчел Келли, уже успевшая проявить себя в разных продукциях Королевского Оперного театра Ковент-Гардена в небольших ролях, во Флоренции выйдет в серьезной «брючной» партии Идаманта. Илию споет наша соотечественница, выпускница Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Садовникова, которая сейчас активно работает в Милане (Ла Скала), Турине, Венеции и Падуе. В роли Электры выйдет молодая, но опытная итальянка Кармела Ремиджо. Главного героя оперы споет знаменитый моцартовский тенор и интеллектуал Михаэль Шаде. Интерпретирует драму Моцарта в пистойском Тетро Манцони модный венецианский постановщик Дамиано Микелетто со своей постоянной командой, состоящей из сценографа Паоло Фантина и художницы по костюмам Карлы Тэти, 26 апреля, 3 и 6 мая в 20.00 и 30 апреля в 15.30.

Из полумифологического сюжета постановщики полностью исключили божественное предопределение, чудеса и фантастику, и все, что случается здесь с героями – результат какого-то природного катаклизма, раскидавшего семью по свету. Каждый выживает в сложившейся ситуации, как может, проявляя разные человеческие качества. Опера наполнена мрачными эпизодами, но, как в конце любого туннеля виднеется свет, так и в спектакле случится happy end, восстановится порядок вещей, жизнь победит смерть. Микелетто придумал пикантную подробность про Илию и Идаманта, ждущих ребенка, который в конце появляется на свет к всеобщей радости. За пультом миланский маэстро Джанлука Капуано, заслуженно считающийся  специалистом по музыке и вокалу эпохи барокко.

И второе фестивальное путешествие мая – Глайндборн. 20 мая (17.10) знаменитый британский фестиваль с пикниками в антрактах открывается премьерой оперы Франческо Кавалли «Гипермнестра» в постановке Грэма Вика. Кавалли сегодня является самым исполняемым композитором итальянского барокко, затмив старшего коллегу по цеху Клаудио Монтеверди. Играет Оркестр эпохи Просвещения под управлением пионера аутентичного движения сэра Уильяма Кристи. В заглавной роли венгерская примадонна Эмёке Барат. Следующие спектакли в мае 24 и 27, начало также в 17.10.   

21 и 28 (в 16.30), 25 и 31 мая (в 16.45) в Глайндборн возвращается гламурная «Травиата» в постановке Тома Кэрнса. На премьере в 2014 в роли Виолетты блистала Венера Гимадиева, в этом году выступит другая примадонна из России – молодая и очень перспективная солистка Большого театра Кристина Мхитарян.

И чтобы красиво закончить обзор оперного мая с примадоннами, расскажу о самой важной немецкой премьере этого сезона. В Баварской опере в Мюнхене состоится премьера «Тангейзера» в постановке Ромео Кастеллуччи. В заглавной партии выступит немецкий тенор Клаус-Флориан Фогт, а в роли Элизабет выйдет Аня Хартерос. Дирижером-постановщиком станет музыкальный руководитель театра и ведущий вагнерианец мира Кирилл Петренко. Спектакли пройдут 21, 25, 28 мая, 4 и 8 июня в 16.00. Кроме Ани Хартерос и Клаус-Флориана Фогт поют Георг Цеппенфельд, Кристиан Герхахер, Елена Панкратова, Дин Пауэр.

Автор: Екатерина Беляева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона