4 и 7 сентября Немецкая опера в Берлине — Deutsche Oper Berlin – приглашает на концертное исполнение оперы Чилеа «Адриана Лекуврер». Исполнительский состав настолько интересен, что отсутствие сценической (драматической) составляющей в строгом смысле слова уж точно не будет воспринято как «отсутствие», «минус»: скорее, это станет поводом для артистов свободно проявить себя в предлагаемых обстоятельствах.
Итак, Адриана – Анна Нетребко, с огромным вдохновением и страстью исполняющая эту партию в различных постановках. Но концертное исполнение — особая стихия, в которой ее героиня может раскрыться как-то иначе. В партии Мориса Саксонского, в которого горячо влюблена актриса Адриана, — Юсиф Эйвазов. Супружескую пару де Буйон, не отличающуюся верностью, представят Патрик Гетти (Il Principe di Bouillon) и Олеся Петрова (La Principessa di Bouillon). Партию аббата де Шазей исполнит Буркхард Ульрих, а Мишонне – Алессандро Корбелли. За дирижерским пультом – Микеланджело Мацца.
10, 12, 14, 21, 25 и 27 сентября в «Ла Скала» — «Любовный напиток» Доницетти. Спектакль поставил Гриша Асагарофф (Grischa Asagaroff). В его списке работ – огромное количество оперных постановок по всему миру. Он работал в Вене, Зальцбурге, Дрездене, Мадриде, Монте-Карло, Хьюстоне. В течение многих лет домом для Асагароффа была Опера Цюриха, где он погружался в итальянский репертуар. Среди его цюрихских спектаклей – «Мария Стюарт» и «Любовный напиток» Доницетти. У режиссера нет репутации борца за актуальность любыми средствами. Рецензенты отмечают рельефность характеров, выразительность мизансцен.
В главных партиях в миланском «L’elisir d’amore» выступят: Роза Феола (Адина), Рене Барбера (Неморино), Амброджо Маэстри (Дулькамара), Массимо Каваллетти (Белькоре), Франческа Пиа Витале (Джаннетта). Стоит напомнить, что и для Розы, и для Рене стартом блестящей международной карьеры стал конкурс Пласидо Доминго «Опералия». А вот для Массимо Каваллетти карьера началась с яркого дебюта в Театре Доницетти в Бергамо (2004). Надо ли говорить, что среди сотни партий доницеттиевский репертуар — его коронный.
За дирижерским пультом – Микеле Гамба, молодой дирижер, начинавший профессиональный путь как ассистент Антонио Паппано и Даниэля Баренбойма.
17, 20, 24, 27 сентября в «Ковент-Гарден» будет показан «Вертер» Массне. Это трогательный и глубокий спектакль Бенуа Жако, поставленный в 2004 году. Он уже возобновлялся в театре дважды: в 2011-м и 2016-м. Этот «Вертер» с триумфом доказал свою жизненную силу.
Хотя сама история о несчастной любви Вертера к Шарлотте (и о нелюбви Шарлотты к Альберту) переполнена страданиями, спектакль очень увлекательный, энергетически яркий. Декорации и костюмы приближены к историческим, то есть воссоздают атмосферу Германии конца XVIII века. Особое значение в сценографии придается синему цвету в его разных градациях – и это (вероятно, по законам синестезии) прекрасно сочетается с музыкой Массне, волнующей, трепетной.
Заглавную партию исполнит Хуан Диего Флорес. Пожалуй, его фееричное владение верхним регистром здесь не особо пригодится, зато очень кстати будет фантастическое владение легато. В партии Шарлотты выступит Изабель Леонард. Ее нелюбимым сценическим мужем Альбертом станет Жак Имбрело, а любимой сестрой Софи — Хезер Энгебретсон. За дирижерским пультом – Эдвард Гарднер.
29 сентября в Венской государственной опере можно увидеть «Богему» Пуччини в постановке Франко Дзеффирелли. Этот спектакль Wiener Staatsoper бережно сохраняет в своем репертуаре. Любопытно видеть, как меняются артистический стиль, амплуа певцов, участвующих в «Богеме» на протяжении нескольких сезонов. К примеру, Аида Гарифуллина еще в 2017 году блистала в партии Мюзетты, а сейчас исполняет партию главной героини – Мими. Певица так обаятельна и изящна, что мысль о тяжелом труде, упорстве как-то не укладывается в голове. А на самом деле за королевскую осанку Аида благодарит непростой период учебы в хореографической школе. Ей не привыкать преодолевать трудности с улыбкой на лице: мы знаем, например, что финальный тур «Опералии» она пела с травмой ноги (не отказавшись при этом от высоченных каблуков). Так что прятать слезы и улыбаться, как Мими, Аида умеет.
Вместе с ней в классической «Богеме» поют: Цзинсю Сяхоу (Рудольф), Адриан Эрёд (Марсель), Брайни Дуайер/Bryony Dwyer (Мюзетта). Дирижер – Луи Лангре.
25 и 28 сентября в «Метрополитен-опера» — шекспировские страсти: театр представляет вердиевского «Макбета» в постановке Эдриана Ноубла (2007). Английский режиссер справедливо считается экспертом в области шекспировского наследия. Он много ставит Шекспира, проводит мастер-классы по Шекспиру. Вероятно, поэтому в «Макбете», поставленном в Metropolitan Opera, Ноубл служит великому драматургу, а не наоборот. Спектакль — не документальная хроника: он содержит временные смещения. Но они очень корректны в силу того, что самоцелью не являются, а работают на драматургию, на раскрытие человеческих и нечеловеческих страстей. Российские меломаны могли познакомиться со стилем Эдриана Ноубла «вживую» на примере «Дон Карлоса», поставленного им в Большом театре (2013). В интервью работавшие с режиссером певцы в один голос благодарили его за подробность анализа текста, за возможность диалога, за комфортность сценических решений.
С певцами английскому режиссеру, надо признать, везет. Так, в сентябрьских показах «Макбета» в «Мете» участвуют только звезды: Пласидо Доминго (Макбет), Анна Нетребко (леди Макбет), Мэтью Поленцани (Макдуф), Ильдар Абдразаков (Банко). За дирижерским пультом — Марко Армильято.
20, 24 и 28 сентября в Баварской государственной опере будет показан «Отелло» Верди. Премьера спектакля в постановке Амели Нирмайер состоялась в ноябре 2018 года. Она показала, что даже весьма смелое переосмысление атмосферы действия может быть ближе к сути произведения, чем стерильная академическая постановка. Кстати об академичности. Баварская опера – театр, широко распахивающий двери перед прогрессивно мыслящими режиссерами. Далеко не всегда прогрессивность — без конца и без края — нравится публике, но зато, когда она сочетается с такой тонкостью психологического анализа, какую предлагает Амели Нирмайер, это становится событием.
Сама режиссер, среди множества вопросов, поставленных Шекспиром и Верди, замечает те, которые не интересовали других постановщиков. Например: почему так настойчива Дездемона в своих просьбах за Кассио? Ведь видит она, как болезненно реагирует на них супруг…
Критик Алексей Курмачев в своей рецензии уделяет немало внимания «образу жены слабого мужчины с психическими проблемами». Драматическим зерном этой постановки он считает то, что «Отелло мстит Дездемоне за ее здоровье, ее смелость, ее любовь, — за то, чего у него нет!» В оправдание Отелло надо сказать, что он в спектакле Нирмайер показан как жертва войны – человек, чья психика не справляется с военными впечатлениями. Он — в центре «сюжета о разрушительном воздействии войны, сюжета о том, что в войне победителей не бывает» (Алексей Курмачев). И в целом развертыванием сюжета движет не любовь и ревность, а сильное, с трудом подавляемое желание убить жену, то бишь устранить причину собственных страданий. То, что Отелло в этой истории не мавр, делает вовсе не безосновательными ассоциации с текстами Достоевского.
Главные партии в сентябрьских спектаклях исполнят: Йонас Кауфман (Отелло), Людовик Тезье (Яго), Аня Хартерос (Дездемона). За дирижерским пультом – Адам Фишер.
27 сентября Мариинский театр приглашает на «Отелло» Верди. Спектакль был поставлен Василием Бархатовым в 2007 году, а в 2013-м он был отредактирован в связи с переносом на новую сцену Мариинки. Эксперты, видевшие исходную версию и новую редакцию, утверждают, что — почти по Грибоедову — перенос «способствовал ей много к украшенью». Спектакль стал в целом эффектнее, драматургические линии – проработаннее.
Действие приближено к нам во времени, но благодаря тому, что постановщик сохранил и усилил тему военно-морской среды, перенос вообще не воспринимается как изменение контекста. Оперный обозреватель Нора Потапова лаконично формулирует концепцию режиссера: «Бархатов расставил акценты так, что выстроилась история о достоверном психологическом уничтожении очень мужественного человека, талантливого кадрового военного, и читается эта история о реальностях века отнюдь не шестнадцатого». Архитектурный «лейтмотив» постановки – маяк, возвышающийся над сценической площадкой. Почти сразу он осознается как часть образно-смысловой картины: маяк освещает путь морякам во время бури, символизирует одиночество героини, провожает героев в последний путь, в морскую бездну.
Главные партии исполняют: Юсиф Эйвазов (Отелло), Владислав Сулимский (Яго), Ирина Чурилова (Дездемона), Александр Михайлов (Кассио), Михаил Петренко (Лодовико). За дирижерским пультом – Валерий Гергиев, музыкальный руководитель постановки.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»