Обзор оперных постановок в марте 2018

Оперная афиша марта: Вена,  Лондон,  Нью-Йорк,  Барселона,  Москва, Санкт-Петербург

1-4 марта в Мариинском-2 будет исполнена тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»). Вообще Мариинский сегодня – резидент вагнеровской оперной империи в России. И это более чем справедливо: в театре, начиная с 1868 года, с «Лоэнгрина», велась последовательная, кропотливая работа над шедеврами немецкого композитора. О том, как в начале 1900-ых «Кольцо нибелунга» ставилось в Петербурге и как это воспринималось современниками, можно прочесть в воспоминаниях Римского-Корсакова и Прокофьева. Спустя чуть более 100 лет после первого «Кольца» в Мариинском, в 2003 году театр вновь потряс публику тетралогией. Художественная концепция разрабатывалась Валерием Гергиевым и Георгием Цыпиным.  Режиссерскую работу выполнили Юлия Певзнер («Золото Рейна», «Валькирия») и Владимир Мирзоев («Зигфрид», «Гибель богов»). Общее направление концепции можно определить так: «по направлению к Вагнеру». Минимум отвлеченных изысканий, пугающих сублимаций и максимум  традиционных представлений о грандиозном вагнеровском эпосе. Эта постановка прекрасно чувствует себя и сегодня.

 Пройдет вся тетралогия под руководством маэстро Гергиева. 

(Что называется, «на полях», стоит заметить, что в России Вагнер для широкой публики все еще «монстр», а вот, к примеру, во Франкфуртской Опере им завлекают детей: в феврале в специальной адаптированной версии юным театралам там предложат «Золото Рейна».)

В первый весенний месяц очень востребованными оказались лирические сцены Чайковского «Евгений Онегин». В таком разнообразии прочтений каждый сможет найти своего «Онегина» (или Татьяну?).

3 марта в Венской Опере впервые в сезоне будет представлен «Евгений Онегин» в интерпретации Фалька Рихтера (2009). Самой яркой точкой в биографии постановки остается участие в ней Анны Нетребко и Дмитрия Хворостовского в апреле 2013 года.        Если для русского меломана традиционный «Онегин» — это варенье, Татьянина коса, малиновый берет (и эмоциональное пение, конечно), то для западных поклонников оперы – это снег, снег, снег, не по погоде и не по эпохе одетые герои. В России «Онегина», образно говоря, без косы и берета тоже можно увидеть. Вспомним почти бесспорно великолепный драматический спектакль Римаса Туминаса в Вахтанговском театре (2013). Но в этом неоперном спектакле (хотя и очень музыкальном!) есть настоящая, безумная, трагическая жизнь. Есть ли она у Фалька?..

Тем, у кого не вызвала отторжения нашумевшая постановка Дмитрия Чернякова в Большом и еще более скандальная версия Кшиштофа Варликовского в Баварской опере (обе — 2007), спектакль Рихтера покажется вполне приемлемым, временами элегантным, даже романтичным. Постановщик, к счастью, прошел мимо модной тенденции уродовать главных героинь: было бы обидно не увидеть красоты украинской певицы Ольги Бессмертной – Татьяны. В целом интернациональный состав мартовского спектакля великолепен: Онегин — Мариуш Квечень, Ленский — Роландо Виллазон, Гремин – Ферруччо Фурланетто. За дирижерским пультом — Луи Лангре, сотрудничающий с Венской оперой уже 7 лет.

14 марта в Мариинском театре представят «Евгения Онегина» в постановке Юрия Темирканова. Маэстро Темирканов довольно категорично высказывается о современной ситуации в оперном театре. «Оперу убивают режиссеры. Я думаю, что почти уже убили», — говорит он в интервью, данном под впечатлением от одного из новейших «Онегиных». Какими бы резкими ни были слова выдающегося музыканта, он всегда убедителен. Ему есть что предъявить молодым постановщикам: своего «Онегина» он поставил как дирижер и режиссер в 1982 году, и этот спектакль до сих пор остается в репертуаре театра. Юрий Темирканов уверен, что для постановки оперы не нужно «режиссерское решение»: все уже решено музыкой. Дирижер долго искал режиссера для своего «Онегин». Бессмысленные поиски прервал художник Игорь Иванов. Выслушав рассказ маэстро о том, каким ему видится спектакль, он сказал: «Все, ты его уже поставил». И пригрозил не отдать макеты декораций, если появится другой режиссер. В результате нережиссерский «Онегин» вошел в золотой фонд Мариинки.  

26 марта в МАМТе — Московском академическом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – пройдет «Евгений Онегин», поставленный Александром Тителем в содружестве с Феликсом Коробовым и Давидом Боровским в 2007 году. Как известно, этот театр начинался с лирических сцен в постановке Станиславского в далеком 1922 году. Коллектив относился к спектаклю как к реликвии, талисману, но чтобы легенда жила, а не бронзовела, были приняты меры. Все самое важное сохранено: другим, как поэтично сказано в аннотации к спектаклю, «стал только воздух». Известные всем ситуации в узнаваемых всеми костюмах и декорациях герои проживают по-новому – тоньше, сложнее.

31 марта в Санкт-Петербурге, в Государственном камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» можно будет увидеть еще одну версию «Онегина». Это спектакль Центра Оперного Пения Галины Вишневской в постановке Андриса Лиепы (2007). Она будет особенно интересна тем, кто не жаждет неожиданных решений. После премьеры критики жаловались даже, что постановка чересчур хрестоматийна (но, может быть, это в сравнении со стрессовой концепцией Чернякова?).

Как известно, с Татьяны начинался звездный путь Вишневской в Большом театре в 1953 году, и именно она стала последней оперной партией, исполненной певицей в «Гранд-Опера» в 1982-ом. Постановка создавалась при непосредственном участии примадонны, и сегодня он живет как музыкальное посвящение Галине Вишневской. Мартовский спектакль – приношение еще одному великому артисту: он проходит в рамках IX Международного фестиваля Мстислава Ростроповича

3, 6, 8, 12, 16 марта «Ковент-Гарден»Royal Opera Houseприглашает на «Кармен» в постановке австралийского дирижера Барри Коски. На 6 марта запланирован «живой» показ в кинотеатрах. Данная версия создавалась для Франкфуртской Оперы, и, кстати, заглавную партию в ней исполнила наша Мария Пантюхова. Кстати – потому что в английской версии тоже поют наши солисты. Так, Кармен (в паре с Гаэль Аркез) станет Анна Горячева. Для нее это дебют в «Ковент-Гарден», но Кармен она уже пела в Антверпене в 2012-ом. На прослушивании в Лондоне Анна произвела фурор, и теперь от нее ждут триумфа на спектаклях.  Еще один наш дебютант  — Алексей Марков: поочередно с Костасом Сморигинасом он исполнит партию Эскамильо. В маленькой партии Мерседес выступит совсем юная певица из Уфы Айгуль Ахметшина (в паре с Анжелой Симкин). В стажерскую программу «Ковент-Гарден» она попала после провала на экзаменах в Гнесинку, и вот уже второй сезон доказывает всем, что она молодец. Хозе исполнят в мартовских спектаклях Франческо Мели и Андреа Каре, Микаэлу —  Анетт Фриш и Сюзанна Харелл.

Режиссер-постановщик Барри Коски в оперном театре работает столь же плодотворно, сколь и в драме. В настоящее время он является художественным руководителем берлинской «Комише-Опер». Его постановки, пожалуй, еще не разу не сопровождались скандалами, хотя стиль Коски далек от академического. Первой работой режиссера в «Ковент-Гарден» стал «Нос» Шостаковича в 2016 году, удививший многих своей аполитичностью. Одна из последних ярких работ режиссера – «Сорочинская ярмарка» Мусоргского в Берлине. В «Кармен» Коски акцентирует «бесконечную притягательность главной героини».

За дирижерским пультом в мартовской серии спектаклей сменять друг друга будут Якуб Груша и Кристофер Виллис.

А 25 марта в «Ковент-Гарден» начинается серия показов, пожалуй, самой кровавой итальянской оперы – вердиевского «Макбета». Этот спектакль был поставлен в 2002 году Филлидой Ллойд. Режиссер неоднократно воплощала шекспировские страсти и на оперной сцене, и на драматической. А сейчас ей в помощь – певцы, искушенные в самых душераздирающих партиях: Анна Нетребко (прекраснейшая из леди-убийц), Желько Лучич (опытнейший оперный злодей: поет Макбета уже 10 лет), Ильдебрандо Д’Арканджело (мало певший злодеев и потому очень убедительный Банко), Юсиф Эйвазов (Макдуфф, как и другие благородные герои Верди, ему давно знаком, что  сделает дебют в «Ковент-Гарден» менее волнительным).

Анна, долгое время «специализировавшаяся» на милых созданиях, вроде моцартовской Сюзанны, оказывается, мечтала о партии жестокой леди. Певица с удовольствием делится с журналистами своими представлениями о героине: «Она, возможно, и не зла от природы, но тщеславна, как миллионы на свете. Поезд зла мчится на огромной скорости, его не остановить». Музыкальный директор театра Антонио Паппано восхищается работой Анны: «роль леди Макбет она вообще сделала по-настоящему «своей», проявляя удивительный актерский талант». В марте будет дано три спектакля: 25, 28 и 31 числа. За дирижерским пультом – маэстро Паппано. 

9 марта в Барселоне, в театре «Лисео» — Gran Teatro del Liceo – начинаются показы оперы Джордано «Андре Шенье». Это постановка шотландского режиссера Дэвида Маквикара, представленная впервые в «Ковент-Гарден» в 2015 году. Постановщик словно визуализировал все страсти партитуры, а их предостаточно. В спектакле певцам комфортно – особенно тем, кто побывал в экстремальных постановочных проектах. Театр предлагает непростую комбинацию из двух составов с тремя тенорами. Так, заглавную партию исполнят Йонас Кауфман, Хорхе де Леон, Антонелло Паломби. Немецкий тенор поет 9, 12 и 15 марта, в ансамбле  с ним – Сондра Радвановски (Мадлен де Куаньи) и Карлос Альварес (Жерар). Тем, кто за границей тоскует по русским певцам, следует обратить внимание на меццо-сопрано Юлию Меннибаеву, которая в этом же составе поет маленькую партию горничной Берси. А вот наша роскошная Елена Заремба занята в другом составе: партию патриотки Мадлон она исполняет в касте с Хорхе де Леоном. Так что, слушателям придется выбирать, кто им важнее

За дирижерским пультом — Пинхас Стейнберг (Штейнберг).

15, 20, 24, 27, 31 марта в «Метрополитен-опера» — «Cosi fan tutte» («Так поступают все») Моцарта в постановке Фелима МакДермотта. Следуя эстетике этого спектакля, нужно восклицать: «Спешите видеть! Только у нас!..». Постановщик перенес действие моцартовской оперы в 1950-е годы, в атмосферу широкого спектра незамысловатых развлечений бруклинского Кони-Айленда – с бородатыми дамами, факирами, чертовым колесом. МакДермотт уверен, что сюжет этой комической оперы содержит такие нелепые повороты, что без волшебной руки постановщика-толкователя не обойтись. Мало кто из современных режиссеров способен пройти мимо фривольных мотивов в «Cosi fan tutte» (да и в других оперных партитурах Моцарта). Во  всяком случае, это не о  МакДермотте, но, надо признать, что он еще весьма сдержан в вариациях на «эту» тему.  Он всего лишь предлагает Гульельмо и Феррандо – юношам, влюбленным в красавиц Фьордилиджи и Дорабеллу, — проверяя преданность своих невест, перевоплотиться не в экзотических албанцев (как в оригинале), а в представителей не вполне приличной профессии («sexy carny workers»).

В этой постановке есть некоторая сенсационность в выборе солистов. Так, партию служанки-интриганки Деспины исполняет Келли OХаразвезда Бродвея. Однако она уже выступала в «Мете»: в 2014-ом она спела Валансьенн в «Веселой вдове» Легара.  Возможно, она будет идеальной Деспиной для «Cosi..» в духе бруклинского парка культуры и отдыха. Остальные партии исполняют: Кристофер Мальтман (главный «заводила» Дон Альфонсо), Аманда Мажески (фееричная Фьордилиджи), Серена Мальфи (ее сестрица Дорабелла), Бен Блисс (Феррандо, поклонник Дорабеллы), Адам Плачетка (Гульельмо, поклонник Фьордилиджи).  За дирижерским пультом – Дэвид Робертсон.

21, 23, 25, 27 марта в Большом театре покажут «Альцину» Генделя в постановке Кэти Митчелл. Впервые российские меломаны увидели эту версию старой доброй барочной оперы 18 октября 2017 года. Мировая премьера состоялась в 2015 году на фестивале в Экс-ан-Провансе. Сюжет «Альцины» по-барочному причудлив, но суть его можно свести к следующему: две то ли злые, то ли несчастные сестры-волшебницы Альцина и Моргана всех неугодных мужчин, оказавшихся на их острове, превращают в животных (как вариант – в растения). Пощадили пока только одного Руджеро, поскольку он приглянулся Альцине. В Моргану влюблен начальник стражи Оронт: поскольку он «свой», злое волшебство к нему не применяют. Невеста Руджеро Брадаманта прибывает на остров с мудрым Мелиссо, чтобы спасти жениха.  Ценой невероятных усилий им это удается. Чары разрушены, все заколдованные мужчины принимают свой прежний облик. Волшебницы скрываются.

В концепции  Митчелл  очень активны два смысловых элемента: во-первых, власть волшебниц имеет сексуальные проявления; во-вторых, их красота и сексуальность – результат действия эликсира, поскольку на самом деле они уже немолоды и непривлекательны. Обилие эротических или почти эротических моментов даже в смягченной московской постановке способно озадачить, но без них нельзя: на этом построена идеология спектакля. Есть такое мнение, что если женщина-режиссер желает говорить о сексе, это ее право, дарованное феминизмом. Поэтому не будем ханжами и прислушаемся к тому, о чем говорят женщины.

Андреа Маркон, музыкальный руководитель постановки, справедливо считается одним из гуру барочной музыки. Именно он и дирижирует мартовскими спектаклями. Состав солистов определится позднее: очень хотелось бы услышать очаровательную Анну Аглатову в партии Морганы.

Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «БИНОКЛЬ»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона