2 июля в Мариинском театре пройдет сольный концерт Ферруччо Фурланетто, посвященный 45-летию творческой деятельности. Это именно то событие, ради которого отдыху на солнечных курортах стоит предпочесть климатически менее комфортный Петербург. Юбилейный концерт станет точкой (вернее, восклицательным знаком) в цикле петербургских выступлений выдающегося баса. Напомним: в его июньской афише — три выступления на сцене Мариинки: в «Дон Карлосе» и «Симоне Бокканегре» Верди и «Дон Кихоте» Массне. Программу, которую представит Фурланетто, можно назвать музыкальным автопортретом – настолько полно представлены в ней его репертуарные приоритеты.
Первые – но сразу очень уверенные – шаги на пути к вокальному Парнасу певец делал вместе с Моцартом. И по сей день партии в моцартовских операх — важная часть его жизни. На это следует обратить особое внимание, поскольку чаще всего с годами Моцарт уходит из репертуара певцов: природа голоса такова, что необходимые для опер Вольфганга Амадея качества уходят (правда, им на смену приходят другие). В программу петербургского концерта Ферруччо Фурланетто включил арию Лепорелло из «Дон Жуана», арию Зарастро из «Волшебной флейты» и две арии Фигаро.
Еще одна удивительная особенность концерта – мощное представительство русской музыки. Певец считает ее настоящим сокровищем для баса. С русским репертуаром он познакомился в 1990-х, когда вместе с пианистом Алексисом Вайссенбергом готовил программу из сочинений Мусоргского и Рахманинова: «Любовь вспыхнула с первого взгляда. Первая русская программа была идеальным шагом на пути к моему первому «Борису Годунову», да и ко всем последующим», — признавался Фурланетто в интервью для «Известий». На концерте в Мариинке прозвучат рахманиновские романсы, цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского, а также сцена смерти Бориса из оперы «Борис Годунов».
В программу включен и мощный вердиевский блок – с ариями из «Макбета», «Сицилийской вечерни», «Набукко», «Дон Карлоса». Итальянский репертуар будет представлен также ариями из опер Беллини и Пуччини.
14 июля в Баден-Бадене, в Фестивальном театре — Festspielhaus Baden-Baden — состоится сольный концерт Анны Нетребко. Она выступит в дуэте с британским пианистом Малкольмом Мартино. Вместе они уже представили немало программ, в том числе чисто камерных, без «громких» арий. В этом концерте прозвучат сочинения Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского. Хотя в театральном репертуаре певицы всегда преобладала европейская опера, русскую музыку Анна активно представляла и представляет в форматах сольного концерта или студийного альбома. Вспомним, к примеру, программу из романсов Римского-Корсакова и Чайковского, подготовленную с Даниэлем Баренбоймом (2010), или «The Russian Album» с Валерием Гергиевым (2006, Deutsche Grammophon). Свежо в памяти и выступление Анны на гала-концерте в дни Чемпионата мира по футболу-2018’: в ансамбле с Денисом Мацуевым она исполнила «День ли царит…» Чайковского.
В анонсе Festspielhaus’а о программе концерта певицы трогательно сказано: «songs from her homeland» (песни ее родины). И действительно: как бы ни восторгалась Анна вердиевскими и пуччиниевскими страстями, все-таки «песни ее родины» — это ее песни (романсы, арии), ее золотой репертуар.
20 июля в Оранже, на знаменитом фестивале «Хорегии Оранжа» — Chorégies d’Orange — выступят Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Это первое выступление артистов на «Хорегиях». Они исполнят арии и дуэты из опер Верди. Вердиевская музыка – важнейшая часть актуального репертуара звездной пары, но так складывается, что именно в постановках опер великого маэстро они очень редко встречаются. Хотя официальный сайт Chorégies d’Orange пока не раскрывает детали программы, мы можем смело предположить, что Анна не оставит ни себя, ни нас без сцен леди Макбет (дива просто обожает эту партию), наверняка исполнит арию Леоноры из «Трубадура». Было бы прекрасно услышать в ее исполнении также сольные фрагменты из «Жанны д’Арк» — ранней оперы композитора. Юсиф часто включает в свои программы номера из «Трубадура», «Отелло», «Силы судьбы». Однако полный список произведений огласить нет возможности, поскольку звездная пара в последний момент частенько добавляет несколько номеров посложнее.
Концерт пройдет в Античном театре — Théâtre Antique. Устроители фестиваля сообщают, что в случае плохой погоды выступление будет перенесено на следующий день (вернее, вечер).
Богат запоминающимися фортепианными программами музыкальный фестиваль в Вербье.
Так, 20 июля программу из сочинений композиторов ХХ-ХХI веков представит Даниил Трифонов. Он включил в свой сольный вечер Сонату Альбана Берга, «Сарказмы» Сергея Прокофьева, сюиту «На вольном воздухе» (Szabadban) Белы Бартока, четыре пьесы из цикла Musica ricercata Дьердя Лигети, «Поцелуй младенца Иисуса» Оливье Мессиана, Klavierstück IX («Фортепианная пьеса IX») Карлхайнца Штокхаузена, Вариации Аарона Копланда, «Китайские ворота» Джона Адамса, Фантазию Джона Корильяно.
Даниил, только начиная большую карьеру после триумфа на конкурсе Чайковского, заявил о себе как пианист-интеллектуал. Причем он думает не только об удовлетворении собственных интеллектуальных интересов, но и о готовности публики воспринимать «нетипичный», «неконцертный» репертуар – в частности, сочинения мэтров авангарда. Для выступления в Вербье Даниил выбрал произведения не самые радикальные, не слишком интровертные.
К примеру, Соната Берга – едва ли не единственное сочинение композитора, представителя суровой Нововенской школы, которое обращено к эпохе романтизма. А пьеса Мессиана, как и весь цикл «Двадцать взглядов на младенца Христа» (Vingt Regards sur l’Enfant-Jésus), частью которого она является, соединяет в себе медитативность и лиричность. Может быть, чуть более «агрессивен» стиль Klavierstück IX, но и в этом опусе можно услышать, как сквозь гроздья жестких аккордов пробивается мелодия (по крайней мере, намек на нее).
Словом, программа составлена очень корректно: познавательность идеально сочетается в ней с понятностью.
24 июля в Вербье можно будет услышать музыку Бетховена: монографическую программу представит Евгений Кисин. В его исполнении прозвучат Восьмая («Патетическая»), Семнадцатая («Буря»), Двадцать первая («Аврора», с посвящением Вайльдштайну) сонаты, а также не так уж часто исполняемые вариации и фуга Ми-бемоль мажор («Героические»). Несмотря на общность жанра, выбранные пианистом сонаты представляют собой абсолютно разные трактовки сонатного цикла, поэтому и вариации вошли в нее абсолютно органично. Если же взглянуть на всю программу как на единый арт-объект, можно заметить, что она похожа на метасонату, где есть место и драме, и лирике, и обобщениям.
Название Восьмой сонаты, «Патетической», является авторским. Оно идеально отражает характер I части, к остальным двум, казалось бы, не имеет отношения. Однако современное понимание патетического отличается от того, которое существовало в эпоху позднего барокко: а Бетховен, что очевидно, вдохновлялся идеями барочной эстетики.
«Буря» — не название сонаты №17: это ассоциация, которая помогает понять произведение. В документальных источниках сохранились сведения о том, что Бетховен, отвечая на вопрос о содержании сонаты, посоветовал обратиться к пьесе Шекспира «Буря».
Соната №21, которую мы знаем как «Аврору», при первом издании была названа Большой сонатой. Название «Аврора» родилось в кругу ценителей музыки Бетховена: считается, что в период создания произведения композитор, стремительно теряющий слух, предпочитал дружескому обществу уединенные прогулки на природе. Соната посвящена одному из друзей Бетховена — меломану и меценату Фердинанду фон Вальдштайну.
Вариации с фугой, которые включены Евгением Кисиным в программу, называют «Героическими» («Eroica»): тема, лежащая в их основе, чуть позднее станет основой финала «Героической» — Третьей — симфонии. Интересно, что в фортепианные вариации указанная тема попала из «Творений Прометея» — единственного балета Бетховена.
В тот же день, 24 июля, любители оркестровой музыки смогут получить заряд позитивной романтической энергии: Молодежный оркестр фестиваля в Вербье под управлением Кена-Давида Мазура исполнит Академическую торжественную увертюру Брамса, Вариации на тему рококо Чайковского и Первую («Весеннюю») симфонию Шумана. В Вариациях солирует замечательный виолончелист Миша Майский.
Если «Весенняя» симфония и Вариации для виолончели с оркестром – хиты филармонического репертуара, то Академическая увертюра — скорее, филармоническая редкость. Между тем это сочинение, написанное Брамсом как ответный дар университету Бреслау (Вроцлавскому университету) после избрания его почетным доктором философии, заслуживает большего к себе внимания. Посвященное всем студентам, оно завершается старинным гимном Gaudeamus.
Специально для ТБП «Бинокль» Алевтина Бояринцева