22, 23, 25, 26, 27, 28 и 30 июня в Парижской опере царит великий (а для ценителей балетной классики — ужасный) Матс Эк. Он возвращается в Opéra de Paris: для него это, по собственному признанию, счастье и стимул сделать что-то новое. Хореограф представит программу из трех небольших спектаклей, два из которых – новинки: это «Болеро» на музыку Равеля и «Другое место» на музыку Сонаты си минор Листа. Его знаменитая «Кармен» на музыку Бизе — Щедрина, воспринятая широким кругом театралов, киноманов и любителей современного танца, дополняет эту программу. Ее следовало бы назвать классикой неклассического танца ХХ века: настолько она интересна, значительна и, в то же время, оппозиционна всему, что мы любим в балетном театре.
Эк признается, что никогда не танцевал ни в одной из постановок «Болеро», но много-много смотрел. Из этого опыта родилось понимание, что «Болеро» — не драма: это процесс эскалации – от нуля до максимального значения. Подробности хореограф сохраняет в тайне. Пока не известно также, является ли вторая новинка — Another Place – неким осмыслением (продолжением, опровержением) балета «Место», поставленного Эком в 2008-м для Михаила Барышникова. Нам остается только терпеливо ждать июня.
В программе задействованы этуали, примы и кордебалет театра. За дирижерским пультом – Джонатан Дарлингтон.
28 июня в Венской государственной опере пройдет уже ставший традиционным «Нуреев-гала» — вечер, посвященный выдающемуся танцовщику и хореографу. Начиная с 2011 года, грандиозной балетной программой завершается театральный сезон. Манюэль Легри, руководитель балетной труппы Wiener Staatsoper, считает своей миссией сохранение балетного наследия Нуреева и его подхода к работе балетной труппы. Именно с выступлением на венской сцене связан своеобразный рекорд: после дуэта Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева занавес поднимался более 80 раз.
Сам Легри начинал свою танцевальную карьеру под руководством Нуреева. В 1986 году после исполнения партии Жана де Бриена в нуреевской постановке «Раймонды» он получил звание «этуаль».
За дирижерским пультом – Кевин Родес. Спектаклями, поставленными Нуреевым, он дирижирует и в Вене, и в Париже.
13, 14, 15 и 16 июня в Большом театре, на Новой сцене будет представлена программа, объединяющая два одноактных балета: «Симфонию До мажор» и «Парижское веселье».
«Симфония» была поставлена Джорджем Баланчиным на музыку Жоржа Бизе в 1947 году. Впервые этот балет появился в Большом в 1999-м. В нынешнем сезоне он возобновляется. Оригинальное название балета — Symphony in C. Казалось бы, перевод точен. И все же в англоязычной версии есть замечательный оттенок: как будто бы это симфония, написанная в настроении До мажор. Любопытно, что поначалу балет назвался «Хрустальный дворец». Если помнить об этом, то очевидным станет родство «Симфонии»-«Дворца» со знаменитыми «Драгоценностями» Баланчина.
«Парижское веселье» Морис Бежар поставил на музыку Оффенбаха. Первой балет увидела публика брюссельского театра «Ла Монне» в 1978 году, московской публике еще только предстоит познакомиться с ним. Это обаятельное и весьма остроумное попурри очень точно передает характер музыки знаменитого парижского шутника и острослова Жака Оффенбаха.
22 и 23 июня в Большом театре Светлана Захарова представит свою программу «МОDANSE». В нее включены два балета: «Как дыхание», поставленный Мауро Бигонцетти на музыку Генделя, и «Габриэль Шанель» — постановка Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого. «Как дыхание» впервые будет представлен в новой редакции, а «Габриэль…» имеет статус мировой премьеры.
В спектакле Бигонцетти вместе с примой участвует довольно большой и очень профессиональный ансамбль: это, в том числе, Якопо Тисси, Денис Савин, Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин, Ана Туразашвили, Брюна Кантанеде Гальянони, Виктория Литвинова.
В работе мастера интуитивного стиля, как называют итальянского хореографа, что-либо предсказать невозможно. Но есть все же одна константа – выразительные, говорящие, поющие, танцующие, дышащие руки.
Можно предположить, что для Светланы работа над образом мадмуазель Шанель – одно из самых увлекательных приключений. Специально ради своей Коко балерина отправилась в Париж. И это едва ли не первый случай, когда поездка не была связана с гастролями. Светлана побывала в квартире Шанель, ее знаменитом бутике, увидела лестницу, на которой проходили показы. Мы уже видели прима-балерину на сцене в стильном брючном костюме. От нового балета поклонники Светланы, кроме прочего, вправе ожидать еще больше ярких дизайнерских решений.
Музыку к «Габриэль Шанель» написал Илья Демуцкий – автор балетов «Герой нашего времени», «Нуреев». В одном из интервью хореограф Юрий Посохов так отозвался о стиле Демуцкого: «Его музыка совершенно гениальная, она подчиняет и покоряет. Но непривычная для балета. <…> Приходится считать, причем счет трудный, неровный. Даже мне потребовалась помощь композитора — он прислал толстую рукопись, где в каждой сцене счет расписан по тактам».
Но в такой истории, как история Шанель, все работает на то, чтобы счет был в пользу красоты. Есть мемуары героини, есть модные каталоги и даже ароматы. Есть режиссер и либреттист Алексей Франдетти, поставивший значительное количество музыкальных спектаклей и отмеченный премией «Золотая маска».
Итак, в новом спектакле задействованы: Светлана Захарова (Габриэль Шанель), Ана Туразашвили (сестра, тетя, одна из муз), Михаил Лобухин (Этьен Бальсан), Якопо Тисси (Артур Кейпл), Виктория Литвинова и Светлана Павлова (музы), Вячеслав Лопатин (Серж Лифарь, Аполлон), Денис Савин (парфюмер). За дирижерским пультом – Павел Клиничев.
Кстати, нетрудно заметить, что в названии вечера — МОDANSE — скрыто очень важное и многозначное слово «Мода».
21 июня в Мариинском театре пройдет балет Родиона Щедрина «Анна Каренина» в постановке Алексея Ратманского. Премьера спектакля в Санкт-Петербурге состоялась в 2010 году, мировая премьера – шестью годами раньше в Копенгагене. Каждая новая труппа вдохновляет постановщика на внесение свежих штрихов. В Мариинском сложилось так, что каждая прима, готовившая роль Анны, открывала в ней что-то свое – и это с радостью принималось постановщиком.
Заглавную партию в июньском спектакле исполнит Диана Вишнева, возвращению которой на сцену радуются все любители балета. Диана участвовала и в спектаклях 2010 года. Будет интересно увидеть, как изменилась ее Анна. Партию Вронского исполнит Константин Зверев.
Решение главного образа в спектакле Ратманского, вольно или невольно, напоминает о первой Анне – великой Майе Плисецкой. Однако в целом этот спектакль задуман совершенно по-другому. Нельзя не согласиться с мнением критика Ларисы Барыкиной, откликнувшейся на премьеру 2010 года содержательной рецензией: «Ратманский словно специально отходит в сторону: никого не обличает и не оправдывает, пороки не бичует. Хореограф-интеллектуал <…> обнаженных эмоций избегает. Любой пафос его напрягает, он просто рассказывает историю, без подтекстов и аллюзий» («Российская газета»).
1 июня в Михайловском театре пройдет «Спящая красавица» Чайковского в постановке Начо Дуато. Это как раз тот случай, когда современный хореограф подходит к балетной классике очень бережно. Как отмечается в информационных материалах театра, «вдохновленный хореографией своего великого предшественника Мариуса Петипа, Дуато не спорит с ним, но иногда цитирует — почтительно или чуть иронично». Спектаклю Дуато уже 8 лет, и он превосходно чувствует себя в репертуаре Михайловского. На эту «Красавицу» можно смело приводить детей (6+). И юным зрителям, и их родителям понравится фея Карабос (здесь это мужская партия), за широкой спиной которой укрываются приятели-тараканы.
Но это лишь эпизод. Самое важное в сказочной истории, как и во времена Шарля Перро, – любовь.
Главные партии в июньском спектакле исполняют: Анжелина Воронцова (принцесса Аврора), Леонид Сарафанов (принц Дезире), Светлана Бедненко (фея Сирени), Адриан Митчелл (фея Карабос). За дирижерским пультом — Михаил Татарников.
7 июня в Михайловском покажут еще одну почти сказочную историю – «Дон Кихота» в постановке Петипа и Горского в общей хореографической редакции Михаила Мессерера. Как бы гордо ни звучало имя испанского рыцаря в названии балета, главными героями в нем все же становятся Китри и Базиль – представители демократических кругов населения. А уж когда эти партии танцуют Мария Виноградова и Иван Васильев, вопрос о главенстве даже не подлежит обсуждению.
Если Китри и Базиль свадьбу играют только в конце спектакля, для Марии и Ивана этот вопрос давно решен наилучшим образом: они счастливые супруги и родители. Не исключено, что со временем их дочь Анна выберет в «Дон Кихоте» себе партию по душе.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»