«Опера Гарнье» / “Opera Garnier”, Париж
6 декабря в «Опера Гарнье» / «Гранд Опера» (Opera Garnier/Grand Opera) состоится первый показ в этом театральном сезоне легендарного балета «Парк» (Le Park), созданного Ажеленом Прельжокажем в 1994 году на музыку В.А. Моцарта (фрагменты из произведений для струнных и фортепьянных концертов).
Анжелен Прельжокаж – самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившаяся во Франции в 80-х годах прошлого века. Автор 45-ти произведений, от малых форм до полномасштабных балетов, как режиссер снял целый ряд фильмов. Прельжокаж удостоен многочисленных наград, среди которых Премия Министерства культуры Франции (1992), «Бенуа де ла Данс» (за балет «Парк», 1995), Премия Американского фестиваля танца (2014). Кавалер Ордена за заслуги в области искусства и литературы, Ордена Почетного легиона, Национального ордена «За заслуги» (2006).
«Парк» – это балет-фантазия о Версале времен Людовика XIV. Действие происходит в виртуальном великолепном саду, где молодые дамы и кавалеры в роскошных костюмах эпохи барокко и рококо прогуливаются, знакомятся и влюбляются. Параллельно с утонченной версальской темой проходит современная линия Садовников, которые появляются на сцене на протяжении всего балетного действия и находятся по замыслу постановщика «вне времени» и вершат судьбу главных героев. Если основное действие спектакля происходит под музыку Моцарта, то для Садовников была специально написана электронная музыка, которая включает в себя звуки смеха, шорох платьев по парковой дорожке, шаги, пение птиц, шелест листвы, шушуканье…
Говоря о спектакле, нельзя обойти вниманием изысканные костюмы, выполненные известным театральным художником Пьером Эрве по сохранившимся историческим образцам – гравюрам и рисункам эпохи Людовика XIV.
Спектакль исполнят этуали, премьеры и кордебалет Парижской оперы.
Опера Бастилии / Opéra Bastille, Париж
С 2 по 31 декабря в Опере Бастилии (Opera La Bastille) вы сможете посетить балет «Раймонда» композитора А. Глазунова, хореография М. Петипа в постановке Р. Нуреева, дирижер Велло Пяхн.
«Раймонда», премьера которой состоялась в 1898 году в петербургском Мариинском театре, была последней успешной постановкой Мариуса Петипа и, пользуясь большой популярностью в России, была неизвестна на Западе. В основе сюжета – средневековая фантазия о доблестном рыцаре Жане де Бриене, который после возвращения из крестового похода, вынужден сражаться за руку своей возлюбленной со своим соперником сарацином Абдерамом (в русской версии Адерахманом). Партия Раймонды считается одной из самых сложных для исполнения, в ней целых семь сольных вариаций, поэтому её исполняют только балерины высочайшего класса.
Балет «Раймонда» был первым трехактным полномасштабным спектаклем, поставленным Нуреевым на Западе. К этой работе он возвращался несколько раз. В Опере Бастилии будет показана окончательная версия, которую Нуреев создал для открытия своего первого сезона (1983-1984) на посту директора Балета Парижской Оперы. В этой постановке Нуреев решил не отклонятся от версии Петипа относительно женских партий, для мужских партий он обработал вариации для Жана де Бриена и поставил вариации для Абдерама (в оригинальной версии мимическая роль).
В итоге вместе с Николасом Георгиадисом, автором декораций и костюмов, Нурееву удалось создать восточный шарм романтической фрески, возвращающей нас в мифическую эпоху крестовых походов.
Спектакль исполнят этуали, премьеры и кордебалет Парижской оперы.
Венская государственная опера/ Wiener Staatsoper, Вена
2, 5, 7, 9 декабря Венская государственная опера (Wiener Staatsoper) приглашает на спектакль «Драгоценности» в постановке Джорджа Баланчина, премьера которой состоялась 13 апреля 1967 года в Нью-Йорке.
Гимн драгоценным камням состоит из трех самостоятельных частей. «Изумруды» на музыку Габриэля Форе, «Рубины» на музыку Игоря Стравинского и «Бриллианты» на музыку Петра Чайковского. Идея появилась за 15 лет до создания балета, когда Баланчин познакомился с ювелиром Клодом Арпелем при посещение мастерской «Van Cleef & Arpels». Он был так восхищен красотой камней, что захотел навсегда запечатлеть их в балете.
Принято считать, что «Драгоценности» – это биографическая ретроспектива жизни Баланчина, каждый камень символизирует этап жизненного и творческого пути балетмейстера. Первая часть «Изумруды» посвящена Франции – родине романтического классического балета, там хореограф начал свою карьеру в Русских сезонах Дягилева. По мнению многих критиков, вторая часть «Рубины» – это Грузия, в которой автор родился, или Америка, где состоялась премьера балета, хотя сам Баланчин отрицает то, что эта часть посвящена какой-либо конкретной стране. Третью часть «Бриллианты» традиционно связывают с Россией, а именно с Петербургом, память о котором была дорога Баланчину.
Великолепные костюмы к спектаклю созданы художницей украинского происхождения оскароносной Варварой Каринской (Barbara Karinska), которая сделала костюмы почти для всех балетов Баланчина. Когда хореографа спросили о том, что было наиболее необходимым для его работы, он не задумываясь ответил: «Каринская!».
Состав исполнителей будет объявлен позднее.
Театр «Сэдлерс Уэллс» / “Sadler’s Wells Theatre”, Лондон
3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 26, 24, 27, 28, 29, 30 декабря в лондонском театре «Сэдлерс Уэллс» (Sadler’s Wells Theatre) Мэтью Борн и созданная им труппа «New Adventures» представят знаменитый спектакль «Красные башмачки» (Red Shoes) по сказке Г.Х. Андерсена. В основе этой постановки – культовый британский фильм 1948 года с одноименным названием, созданный режиссерами Майклом Пауэллом и Эмериком Прессбургером. Музыка к балету написана композитором Бернардом Херррманном.
«Красные башмачки» – это грустная и романтичная сказка о юной девушке Виктории Пейдж, одержимой мечтой стать самой великой мировой танцовщицей. Она не представляет себе жизни без танца, но не может сделать выбор между двумя мужчинами, вдохновляющими ее страсть, и погибает.
Изюминкой этого сезона является участие в спектакле легендарного Адама Купера – первого исполнителя роли Лебедя в нашумевшей поставке «Лебединое озеро» New Adventures. В «Красных башмачках» Адам Купер исполнит партию Бориса Лермонтова, в роли Виктории Пэйдж на сцену выйдут Эшли Шоу и Корделия Брейтуэйт. За дирижерским пультом – Бретт Моррис.
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского (МАМТ), Москва
Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 18 и 19 декабря представит премьерные показы балета Людвига Минкуса «Дон Кихот» в хореографической постановке Рудольфа Нуреева. Восстановил постановку легендарного танцовщика художественный руководитель балетной труппы театра Лоран Илер, получивший звание «этуали» из рук самого великого мэтра. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Тимур Зангиев.
Лоран Илер – танцовщик, балетмейстер и педагог. Один из самых ярких мировых артистов балета конца XX – начала XXI века. На протяжении 22 лет являлся этуалью Парижской оперы. С 1 января 2017 года – художественный руководитель балетной труппы Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Обладатель высших французских наград – ордена Почетного легиона и ордена Искусств и Литературы.
Премьера балета в редакции Нуреева состоялась в Вене в 1966 – тогда же прозвучала новая аранжировка музыки Минкуса авторства Джона Ланчберри – главного дирижера Королевского балета «Ковент-Гарден». Лоран Илер взял за основу версию спектакля «Дон Кихот», поставленную Нуреевым в Парижской национальной опере в 1981 году. Декорации и костюмы созданы выдающимся театральным художником второй половины XX века Николасом Георгиадисом.
Лоран Илер: «Рудольф Нуреев трактует «Дон Кихота» как большой классический балет. Его спектакль очень хорошо сконструирован, прекрасно продуманы сюжетная составляющая и сценография, богаче стала лексика. Этот балет предъявляет к театру очень высокие требования, и мне это нравится. «Дон Кихот» в версии Нуреева – один из тех спектаклей, которые продвинули искусство балета вперед. Рудольф очень любил именно академическую хореографию, которая выражает «душу балета». И я очень рад первым в России представить его постановку».
Партию Китри репетируют Оксана Кардаш, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова, Ксения Шевцова. Базиль – Денис Дмитриев, Иван Михалев, Дмитрий Соболевский.
Большой театр (ГАБТ), Новая Сцена, Москва
18 и 19 декабря в Большом театре можно будет увидеть два одноактных балета – «Петрушка. Артефакт-сюита». Успешная премьера прошлого сезона, состоящая из двух произведений классики ХХ века.
«Артефакт-сюита» – спектакль Уильяма Форсайта, обладателя премии Лоуренса Оливье и одного из лидеров мировой хореографии второй половины XX-XXI веков. Масштабный четырехчастный балет «Артефакт-сюита» на музыку И. С. Баха и Э. Кроссман-Хехт реформатор Уильям Форсайт поставил в 1984 году, когда возглавил Балет Франкфурта. В 2004-м уже для Шотландского балета Форсайт разделил балет на две половины: в первой, баховской, части доминируют две пары солистов, во второй главным героем оказывается кордебалет. Насыщенный цитатами из великих постановок прошлого, виртуозный и динамичный хореографический текст балета требует от труппы смелости и мастерства – и то, и другое есть у артистов Большого театра.
Главные партии исполнят ведущие солисты Большого театра – Вячеслав Лопатин, Анастасия Сташкевич, Семен Чудин, Ольга Смирнова, Давид Мотта Соарес, Ксения Жиганшина, Марк Чино, Нелли Кобахидзе.
«Петрушка» на музыку И. Стравинского – это новая трактовка спектакля, который был создан специально для «Русских сезонов» в Париже более 100 лет назад. В современной версии хореограф Эдвард Клюг решил сделать акцент на драматизме персонажей, полностью переосмыслив хореографию, костюмы и декорации. К моменту приглашения в Большой Клюг поработал во множестве балетных компаний – от Австралии до Сибири. По словам хореографа, «это просто фантастика – ставить «Петрушку» здесь, в России, в Большом театре, где просто замечательные артисты, работая с которыми, получаешь дополнительные творческие импульсы и огромную отдачу!». Балет «Петрушка» тонко сочетает традиции и современность. Директор балетной труппы Большого театра Махар Вазиев подчеркивает: «Мы должны, обязаны и «Спартак» и «Баядерку» замечательно танцевать, но мы должны развиваться и также замечательно танцевать и Форсайта, и Клюга».
Роль Петрушки исполнит заслуженный артист России Денис Савин, Балерины – заслуженная артистка России Екатерина Крысанова, Арапа – Антон Савичев, а роль Фокусника – Георгий Гусев.
Дирижировать постановкой будет один из лучших балетных дирижеров страны Павел Клиничев.
Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»