Моя опера!

Александр Васильев, историк модыОпера – очень сложное музыкальное произведение. Сложное, прежде всего, по замыслу. Вряд ли кто-то поспорит со мной, что комические оперы – это обычное явление. Они, безусловно, существуют, но их крайне мало. В операх, как правило, кипят нешуточные страсти, разыгрываются настоящие драмы… Трагедия и пафос, заложенные в либретто, сочетаются с глубокой музыкой гениальных композиторов. Иначе бы оперы, которые создавались много десятилетий назад, не ставили сегодня с какой-нибудь актуальной злободневной режиссурой, с потрясающими вокальными способностями великолепных исполнителей, с работой дивных дирижеров, с участием знаменитых художников… Мне посчастливилось работать с несколькими оперными режиссерами на оперных проектах, но я не готов сегодня вернуться в эту работу. Опера для театральных художников – самое тяжелое испытание. Дело в том, что для каждой оперы требуется создать около трехсот костюмов. На каждый костюм необходимо выделить по три примерки. Умножаем 300 на 3 и получаем невероятную цифру – 900 примерок. Почему же так много? Потому что не существует малонаселенных опер, ведь в каждой участвует хор в 60 человек, каждый из которых переодевается три раза за спектакль.

Незабываемым и очень важным для меня был опыт работы с выдающимся режиссером ХХ века Юрием Петровичем Любимовым над оперой «Евгений Онегин» в Бонне. Когда я получил это предложение, счастью моему не было предела.

Следуя силуэту моды 1830-х годов для Татьяны Лариной в третьем акте я сделал очень широкие рукава «жиго» в сочетании с «малиновым беретом». Довольный результатом своей работы, я оправился с эскизами в парижскую квартиру к самой знаменитой Татьяне Большого театра – Галине Павловне Вишневской.

Царственная и величавая  примадонна Вишневская приняла меня в своей огромной и роскошной парижской квартире на авеню Мандель. Внимательно просмотрев мои эскизы, Галина Павловна подвергла особой критике последнее платье Татьяны. Прекрасно помню ее слова: «У нее сидячая ария и пышные рукава закроют талию певицы – она будет недовольна». Следуя совету примадонны я все переделал и с легким сердцем повез показывать эскизы Юрию Петровичу. Мою работу Мастер очень одобрил.

Когда я прибыл в Бонн для выбора текстиля и тканей, все прошло очень гладко. Однако, когда я узнал габариты знаменитого сопрано из Болгарии Стефки Евстатиевой – многие мои иллюзии быстро улетучились – Грудь 100, талия и бедра тоже 100… Как же я смогу сделать при такой корпулентной фигуре 16-летнюю девушку Татьяну Ларину??? Действительно, увидев Стефку в ночной рубашке на примерке, Любимов громко отчеканил – «Она похожа на айсберг!». Он был прав! Для того, чтобы скрыть полноту Стефки Евстатиевой, Юрий Петрович в начале оперы спрятал ее за решетку летнего сада, потом кутал в темные кашемировые шали. Лишь в третьем акте, путем сужающейся светлой вставки на платье из серой тафты «шанжан» мне удалось достигнуть зрительного эффекта и используя вертикаль светлого мехового боя настолько стройнить певицу, что она стала практически неузнаваемой. Помню эпизод – после премьеры Стефка, переодевшись в какое то яркое и короткое платье с подкладными плечами пришла на банкет и ее не узнали зрители! В жизни она была много полнее, чем в постановке Юрия Петровича…

Впервые как зритель я познакомился с оперой еще в школьные годы, когда ходил в Большой театр на традиционные русскоязычные оперные постановки – «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»… Переехав в 1982-м году в Париж, я открыл для себя итальянскую и немецкую оперу, слушая которые необходимо уметь сосредоточиться, необходимо размышлять, понимать, слушать и слышать музыку. На мой личный вкус нет более великих оперных композиторов, чем Верди и Пуччини, а итальянскую оперу я ставлю на высшую ступень мирового оперного искусства.

Мне довелось в жизни услышать живьем и Галину Вишневскую, и Елену Образцову, и Тамару Милашкину, и Ирину Архипову, а также очень многих западных исполнительниц, например, швейцарское сопрано Джоан Сазерленд, румынское сопрано Илеану Котрубас, испанское сопрано Монсеррат Кабалье… Я никогда не слышал живьем Марию Каллас. К сожалению, мне не посчастливилось столкнуться с ней во времени и пространстве, но пластинки этой гениальной исполнительницы всегда присутствовали в моей личной фонотеке. Мои любимые певицы нашего времени – это, конечно же, Анна Нетребко и Хибла Герзмава, с каждой из них я нахожусь в приятельских отношениях. Поддерживать отношения более близкие и дружеские не позволяет нам наша востребованность, но благодаря инстаграму мы следим за перемещениями друг друга по миру и поздравляем друг друга с праздниками. 8 декабря я получил от Анны Нетребко трогательное видео-поздравление с днем рождения, записанное во время открытия нового сезона в театре «Ла Скала». А в августе 2017 года я, будучи в Германии, побывал на совместном концерте Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова, которое состоялось в берлинском Вальдбюне – театре под открытым небом, вмещающим в себя 22 000 зрителей. Это было незабываемое впечатление! У Анны Нетребко сочный, глубокий голос, которому подвластны самые тяжелые драматические партии. Незабываем для меня также сольный концерт Хиблы Герзмавы, который я имел счастье слушать в Кремлевском Дворце. Хибла уникальная певица, очень редкая, с одинаковой легкостью она справляется с самыми разными музыкальными жанрами – опера, джаз, советская лирика… А какая она великолепная Медея! Еще одна моя симпатия – американское сопрано Джойс ДиДонато. Мечтаю услышать живьем!

 

Александр Васильев, историк моды, специально для ТБП «Бинокль»

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: 107031, Москва, Большая Дмитровка 32, стр 1, офис 45 (в здании Российской национальной театральной премии "Золотая маска")
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона