Риенци / Rienzi, der Letzte der Tribunen

Полное название — «Риенци, последний трибун»
Опера в пяти действиях

Композитор: Рихард Вагнер

Либретто: Рихард Вагнер, по роману Э. Булвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов».

Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 года; на русской сцене — Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 года, под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

Кола Риенци, папский нотариус (тенор)
Ирена, его сестра (сопрано)
Стефано Колонна, глава рода Колонна (бас)
Адриано, его сын (сопрано)
Паоло Орсини, глава рода Орсини (бас)
Раймондо, папский легат (бас)
Римские граждане: Барончелли (тенор), Чекко дель Веккио (бас)
Посланцы городов Ломбардии, Неаполя, Баварии, Богемии, Венгрии, римские аристократы, горожане, священники, монахи, вестники мира

Действие происходит в Риме в середине XIV века.

Сюжет

Улица перед домом Риенци. Ночь. Приставив лестницу к окну, сторонники Орсини похищают сестру Риенци. Их останавливает появление членов семьи Колонна, и старая вражда двух родов вспыхивает с новой силой. Адриано Колонна освобождает Ирену. Сбегается народ, испуганный новым кровопролитием, папский легат тщетно пытается остановить схватку. Лишь Риенци успокаивает толпу, которая восторженно приветствует его, в то время как Орсини и Колонна издеваются над дерзким плебеем. Они удаляются, чтобы продолжить бой за воротами Рима. Риенци приказывает запереть ворота и призывает народ утвердить закон и свободу. Адриано он просит защитить Ирену. Оставшись одни, влюбленные клянутся, что лишь смерть разлучит их. Воинственный марш возвещает возвращение сторонников Орсини и Колонна, трубач сзывает римлян на площадь, из Латеранского собора раздается церковный гимн, и в сопровождении папского легата появляется Риенци, провозглашающий свободу Рима и торжество закона. Народ в восторге называет его королем, но Риенци просит избрать его народным трибуном. Вслед за ним все клянутся в верности свободному Риму.

Большой зал Капитолия. Приближается шествие вестников мира в античных белых одеждах. Риенци в наряде трибуна, сопровождаемый преторами Чекко и Барончелли и сенаторами, возносит благодарственную молитву. Аристократы приветствуют его, но едва он удаляется, сговариваются убить во время предстоящего праздника. Напрасно Адриано умоляет отца отказаться от злодейского замысла. Колонна отталкивает сына и уходит вместе с Орсини. После мучительных раздумий Адриано решает стать на сторону Риенци и просит его быть настороже. Перед Риенци проходят посланцы итальянских городов и германских земель, затем герольд возвещает начало пантомимы, сопровождаемой танцами: развертывается страница истории античного Рима — поругание Лукреции и освобождение города от тирана. Во время последнего танца Орсини наносит Риенци удар кинжалом. Защищенный кольчугой и оставшийся невредимым, трибун объявляет конец празднества и начало суда над заговорщиками. Чекко выносит смертный приговор, народ поддерживает его. Раздается заупокойное пение монахов. Риенци, уступая мольбам Ирены и Адриано, не слушает предостережений и прощает виновных. Аристократы вновь дают клятву верности закону и свободе, но их гордость оскорблена, они унижены милосердием плебея и затаили злобу.

Пустынная площадь, окруженная руинами. Слышны тревожные удары колокола: аристократы под покровом ночи бежали из Рима и готовятся к нападению. Чекко и Барончелли обвиняют Риенци: его милосердие приведет к новому кровопролитию. Трибун клянется защищать свободу и призывает каждого римлянина встать под знамена рыцарей Святого Духа. Адриано, мечущийся между любовью к Ирене и к отцу, умоляет Риенци послать его в лагерь патрициев, чтобы добиться мира. Но Риенци отказывается от нового акта милосердия. На коне, в латах, под звуки гимна рыцарей Святого Духа он возглавляет вооруженных граждан. Адриано прощается с Иреной, женщины возносят мольбы Деве Марии о спасении сыновей. Битва закончена. Аристократы разгромлены. Рыцари Святого Духа возвращаются с победой. Адриано бросается к телу отца, проклиная кровавого трибуна и его свободу. В последний раз целует он Ирену — их любви нет места на земле. Рим- лоте оплакивают погибших. Риенци подает знак, звучат победные фанфары, и он восходит на триумфальную колесницу.

Площадь перед Латеранским собором. Ночь. Собираются встревоженные горожане, среди них Чекко и Барончелли, передающие враждебные Риенци слухи. Появляется Адриано. Он клянется отомстить за гибель отца и убеждает горожан покинуть Риенци, против которого выступают и германский император и церковь. Адриано, Барончелли и Чекко готовы покарать трибуна во время празднования победы. Однако при виде торжественного шествия священников и монахов во главе с кардиналом заговорщики колеблются. Тогда Адриано решает сам убить Риенци и прячется у входа в собор. Появляется Риенци об руку с Иреной. Его упреки в равнодушии к делу свободы, к пролитой крови отцов и братьев, уверенность в том, что Бог на его стороне, заставляют заговорщиков расступиться. Народ провозглашает трибуну «многая лета». Когда Адриано уже готов броситься на него с кинжалом, в соборе раздается пение, и Риенци в ужасе отшатывается: вместо торжественного гимна Те Deum священники и монахи провозглашают проклятие. Придя в себя, Риенци вновь становится во главе шествия, но не успевает подняться по лестнице, как появившийся в портале храма папский легат запрещает ему вход, а его сторонникам грозит изгнанием. Двери с грохотом захлопываются, на них видна папская булла с отлучением Риенци от церкви. Все в ужасе бегут от проклятого, рядом с ним лишь лежащая без чувств Ирена. Напрасно Адриано зовет ее: придя в себя, Ирена бросается в объятия брата. Из собора вновь доносятся проклятия монахов.

Зал в Капитолии. Риенци один. Он возносит молитву, взывая к Богу из бездны своего падения: сохранить дело, взятое им на себя во имя Божие. Все оставили его — церковь, народ, друзья. Лишь двое хранят верность — Небо и сестра. Ирена уверяет, что не покинет брата, последнего римлянина, даже ради жизни и любви; только в их сердцах, в их союзе еще живет Рим. Риенци уходит. Виден свет факелов: народ готовится сжечь Капитолий. Вбегает Адриано с обнаженным мечом, чтобы спасти Ирену. Но Ирена отталкивает его — она умрет вместе с братом. Адриано спешит за ней.

Площадь перед Капитолием. Стекается толпа, Чекко и Барончелли призывают побить трибуна камнями. На балконе Капитолия Риенци в полном вооружении, но с непокрытой головой обращается к народу, которому дал свободу и мир. Последний римлянин проклинает народ и город, недостойный своего славного имени. Пламя пожара разгорается, и в его свете видны фигуры обнявшихся Риенци и Ирены, которых толпа забрасывает камнями. Вбежавший с патрициями Адриано бросается в огонь спасти Ирену, но стена Капитолия рушится, погребая и его под развалинами. Патриции кидаются рубить толпу.

Комментарии запрещены.

  • Мы всегда рады пригласить Вас в наш офис и рассказать о наших предложениях.
    Наш адрес: Москва, Б. Дмитровка, д. 17 (здание Музыкального театра им. К.С. Станиславского)
    Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона